В статье автор рассматривает проблемы доступа малых предприятий к участию в системе государственных закупок, определяются возможные пути их решения.
Ключевые слова: малый бизнес, закупка, контрактная система.
В связи с тем, что малые предприятия выступают мощным акселератом экономики, что подтверждается зарубежным опытом, их развитие для Российской Федерации, в настоящий момент, является одной из приоритетных задач. Также, мировая практика демонстрирует, что государственные и муниципальные закупки являются мощным инструментом обеспечения социально-экономического развития. Это обуславливается тем, что государство, в лице его различных органов, выступает в качестве крупнейшего потребителя продукции множества отраслей, превращая государственный спрос в значимый фактор формирования и развития рыночной экономики.
Тем самым, система государственных закупок и субъекты малого предпринимательства, при своем взаимодействии, способны оказать существенный положительный эффект на экономику. Однако, механизм участия малых предприятий в такого рода закупках в Российской Федерации и, в целом, реализация такой возможности, имеет ряд недостатков, которые препятствуют использованию синергии этих двух инструментов. Поэтому выявление проблем и особенностей участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках и поиск путей совершенствования существующей системы, является значимым и актуальным и предлагается к рассмотрению в данной работе.
В ходе мониторинга закупок, Министерством финансов РФ было установлено, что по итогам I-III кварталов 2019 года в ЕИС было размещено 1,04 млн. извещений, содержащих преимущества для СМП и ограничения для отдельных участников закупок. По сравнению с 3 кварталами 2018 года количество извещений, в которых установлено ограничение в отношении участия СМП, а также СОНО, уменьшилось на 63 % (899,8 тысяч извещений), а объем таких извещений увеличился на 47 % (791,3 млрд. рублей) [1]. Однако, несмотря на рост показателей, участие в данных процедурах, для рассматриваемых предприятий и организаций, все еще осложняется рядом факторов.
До принятия Закона № 44-ФЗ в законодательстве был закреплен перечень товаров, работ и услуг закупка которых осуществлялась у СМП [2, c. 32]. Однако, с принятие нового закона о контрактной системе, новый перечень не был утвержден и, как следствие, ТРУ, которые ранее закупались исключительно у СМП, теперь могут быть поставлены и более крупными субъектами рынка. Данный факт, значительно препятствует доступу к исполнению государственных и муниципальных контрактов малыми предприятиями, поскольку выстоять в конкурсной борьбе с крупными предприятиями значительно сложнее, чем с аналогичными. Как следствие, утверждение обновленного перечня закупок, по которому в обязательном порядке предусматривалась бы преференция для СМП, способствовало бы увеличению их доли присутствия в экономике.
Следующей возможной, рассматриваемой причиной, ограничивающей доступ СМП к закупкам, являются положения статьи 34, рассматриваемого Закона № 44-ФЗ. Согласно пункту 13.1, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке [3]. Для таких участников рынка как малые предприятия, необходимо расширение возможностей в части получения авансовых платежей со стороны заказчиков. Реализация таких мер на практике позволит расширять финансовые возможности СМП, что позволит обеспечивать участие в торгах и увеличивать их количество. Также улучшению положения малого бизнеса и обеспечению лучших условий участия в исполнении государственных и муниципальных контрактов может поспособствовать снижение времени ожидания оплаты контракта до 15 дней, что увеличит возможности оперирования денежными средствами.
Нередки случаи, когда малые предприятия сталкиваются с трудностями при подтверждении своего статуса СМП. В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ, вторая часть заявки малых предприятий на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать декларацию о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств используемой электронной площадки. Антимонопольная практика в настоящий момент представляется противоречивой. Так, одни территориальные антимонопольные управления считают, что предоставление участником закупки декларации о принадлежности к СМП не увязано с требованием о нахождении сведений о таком участнике в реестре субъектов МСП и сам по себе факт отсутствия сведений в реестре не признается доказательством непринадлежности к СМП, другие же напротив — если участник закупки представил в составе заявки декларацию о принадлежности к малому предпринимательству и при этом реестр субъектов МСП не содержит информации об этом участнике закупки, то у комиссии заказчика отсутствуют основания для признания заявки участника закупки соответствующей требованиям [4]. В этой связи, со стороны заказчиков возникает неуверенность (при необоснованном отклонении участников закупки члены комиссии будут привлечены к административной ответственности), а малые предприятия сталкиваются с отказами в участии в закупках. Поэтому, в целях недопущения разногласий и создания необоснованных преград для СМП, необходимо установление в Законе № 44-ФЗ обязанности участника закупки в части предоставление сведения-выписки из реестра субъектов МСП для подтверждения своего статуса и получения соответствующих преференций.
Говоря о благополучии экономики, стоит отметить и значимость Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. По данным Единой информационной системы в сфере закупок за 2019 год, в соответствии с Законом 223-ФЗ было размещено 1518968 договоров на общую сумму 23426, 24 млрд. рублей, когда в соответствии с Законом № 44-ФЗ — 3642065 контрактов на 8240,9 млрд. рублей [5]. Из этого следует вывод, что активность закупок по Закону № 223-ФЗ выше, чем по 44-ФЗ, а значит закупки отдельными видами юридических лиц имеют большой потенциал в оказании поддержки развития СМП. Однако, данный нормативный акт лишь рамочно регулирует закупки у СМП — заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, оформлению документации, а следовательно, поучаствовать и выиграть в системе закупок небольшому предприятию очень трудно [6, c. 236]. И в целях повышения доступности участия малых предприятий в закупках, целесообразным может стать принятие исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе требовать в составе заявки от таких хозяйствующих субъектов.
В целях успешной организации системы государственных закупок важно учитывать лучший мировую практику организации такой деятельности. Так, в США при заключении контракта с государством на сумму более 50 тысяч долларов генеральный подрядчик обязан передать в порядке промышленной или научно-технической кооперации часть заказа субподрядчику. В исполнительных органах США устанавливаются целевые ориентиры участия в контрактах малого бизнеса. Контракты стоимостью меньше 10 тысяч долларов на товары, имеющиеся в торговых сетях, должны выделяться исключительно малому бизнесу [7, c. 107]. Опыт США был использован и при создании единой системы закупок Европейского союза. В странах ЕС создана единая система наднационального законодательства, одной из целей которой является помощь малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов [8]. Интересным представляется опыт некоторых стран ЕС (который может быть применим и в Российской Федерации), где помимо резервирования части государственного заказа для малого бизнеса, применяется и преднамеренное деление крупных лотов на более мелкие, с целью возможности исполнения контрактов малыми подрядчиками [8].
Взаимодействие малых предприятий и государственных органов в Российской Федерации находится в фазе роста и имеет большой потенциал. Несмотря на положительную статистическую динамику в части привлечения малых предприятий для удовлетворения потребностей государства, участию в таких процедурах, по-прежнему, препятствует комплекс ограничений. Предложенные меры, в части совершенствования договоров субподряда, разработки нового перечня ТРУ, закупаемых у СМП, финансовые и административные решения, также внедрение элементов успешной мировой практики могут положительно отразиться на развитии малого бизнеса, а следовательно экономики страны.
Литература:
- Единая информационная система в сфере закупок: [сайт]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor (дата обращения 07.05.2020)
- Орлова, Т. С. Участие субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках / Т. С. Орлова — Текст: непосредственный // Бенефициар. — 2020. — № 63. — С. 32–34.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: в ред. Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
- Позмогова, А. Д. Проблемы правоприменения при проведении закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства / А. Д. Позмогова — Текст: непосредственный // Научный электронный журнал Меридиан. — 2019. — № 9 (27). — С. 150–153.
- Единая информационная система в сфере закупок: [сайт]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor (дата обращения 07.05.2020)
- Репина, С. И. Проблемы доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным закупкам / С. И. Репина— Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 6–2. — С. 235–237.
- Шаховская, Л. С. Система госзакупок как механизм «активизации» социально значимых рынков / Л. С. Шаховская, О. С. Пескова. — Текст: непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2011. — № 3. — С. 103–110.
- Бюджет: электрон. версия журн. 2006. № 9. URL: http://bujet.ru/article/2895.php (дата обращения: 07.05.2020)