Виды и формы социального партнерства в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 02.06.2020

Статья просмотрена: 9044 раза

Библиографическое описание:

Хусаинова, С. В. Виды и формы социального партнерства в сфере образования / С. В. Хусаинова, А. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 570-572. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70979/ (дата обращения: 23.11.2024).



Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что сегодня деятельность профессиональной образовательной организации все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, поэтому особо значимым становится система взаимодействия с социальными партнерами, не только с целью получения материальной поддержки, но и, прежде всего, с целью развития профориентационной работы со студентами.

Проблема исследования заключается в том, что вопросы социального партнерства в образовании, как правило, выступают предметом изучения педагогической и экономической отрасли знания, оставляя за рамками исследования социолого-управленческий аспект организации гармоничного социального взаимодействия в процессе развития профессионального образования.

Самыми популярными видами социального взаимодействия в сфере образования сегодня остаются: кооперация; инвестиции; благотворительность; спонсорство; сотрудничество [2, с.147].

Кооперация — в переводе с латыни означает сотрудничество, предполагает объединение и осуществление совместной деятельности ради достижения общих задач. Включаясь в сотрудничество по обоюдному согласию стороны самостоятельно определяют возможность и меру участия в деятельности.

Степень включенности определяется мерой заинтересованности и, как правило, закреплено устным соглашением. Чаще всего такое взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция — это финансовая помощь, состоящая из вкладов физических или юридических лиц. В основе инвестирования — договор или контракт, обязательная составляющая, отражающая личные интересы инвестора и обязательства образовательной организации.

Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений.

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

Спонсорство так же включает ресурсную поддержку, но отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность.

Спонсор оказывает помощь со своей определенной целью. Благотворитель же это «делает просто так». При этом благотворительность носит чаще разовый характер, а спонсорство может стать постоянным или систематическим.

Социальное партнёрство в образовании — это путь его демократизации и обновления [1, с.25].

В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем.

Партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Основные виды совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров представлены в таблице 1. [4, с.57].

Таблица 1

Основные виды совместной деятельности образовательной организации исоциальных партнеров

Деятельность

Результат

Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства

Составление и подписание договоров

Проектирование совместной деятельности

Составление планов совместной работы

Реализация совместной деятельности

Проведение совместных мероприятий

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнёров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнеров о качестве и результатах этой деятельности.

Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнеров.

Идеально выстроенное социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие.

Социальный диалог предполагает разработку регламента переговоров, механизмов взаимодействия, как в ходе переговоров, так и при реализации принятых решений.

Если партнеры в значительной степени осведомлены о предпочтениях и интересах других переговаривающихся сторон и изначально нацелены на максимизацию общей полезности, это исключит заранее неприемлемые требования и сделает само партнерство наиболее продуктивным.

Формами социального партнерства являются [3, с.119]:

 коллективно-договорная кампания — организационно-правовая процедура, состоящая из коллективных переговоров, направленная на подготовку, заключение и контроль за коллективным договором;

 взаимные консультации и переговоры — система взаимодействия между представителем работников (являющегося членом профсоюза) и представителем работодателя по вопросам регулирования трудовых и социально-экономических отношений, направленная на обеспечения прав и гарантий работников;

 участие работников в управлении организацией через своих представителей — процедура согласования или учета мнения представителя работников (первичной профсоюзной организации) по вопросам жизнедеятельности образовательной организации, затрагивающей трудовые и социально-экономические права работников;

 участие в разрешении трудовых споров — действия представителя работников (первичной профсоюзной организации) и представителей работодателя, направленные на урегулирование разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, трудового договора, локальных нормативных актов.

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы.

Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Социальное партнерство — это договорный процесс.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

В практике разработаны и реализуются преимущественно следующие организационно — координационные формы социального партнерства в сфере образования:

 попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица и действующий на основе Устава образовательной организации;

 попечительский совет как самостоятельное юридическое лицо — в виде некоммерческого партнерства, фонда;

 совет партнеров образовательной организации;

 ресурсный центр социального партнерства на базе образовательной организации;

 территориальный межведомственный координационный совет, управляющий разработкой и реализацией совместных воспитательных программ.

Таким образом, видами социального партнерства в сфере образования являются: кооперация; инвестиции; благотворительность; спонсорство; сотрудничество.

Основные виды совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров: обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства; проектирование совместной деятельности; реализация совместной деятельности; взаимоподдержка.

Основные организационно — координационные формы социального партнерства в сфере образования: попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица; попечительский совет как самостоятельное юридическое лицо; совет партнеров образовательной организации; ресурсный центр социального партнерства на базе образовательной организации; территориальный межведомственный координационный совет.

Литература:

  1. Аквазба Е. О., Ухабина Т. Е., Черемисина Е. В. Качество образования в современной образовательной организации: Проблемы и перспективы// Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — С. 23–28.
  2. Днепров Э. Инновационное движение в российском образовании — М.: Педагогика-Пресс — 2016. — 297 с.
  3. Полуянов В. Б. Организация и управление в сфере образования: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2017. — 138 с.
  4. Пискунова Е. В., Кондракова И. Э., Соловейкина М. П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. — 438 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, совместная деятельность, социальное партнерство, попечительский совет, партнер, сфера образования, образовательное учреждение, первичная профсоюзная организация, ресурсный центр, самостоятельное юридическое лицо.


Задать вопрос