Позитивное восприятие общественностью, проводимых преобразований, ввиду вполне закономерной заинтересованности в развитии демократических форм управления, оставляет за рамками анализа недостатки теоретико-методологических и технологических аспектов становления партнерских отношений в образовании.
Анализ научных разработок позволяет сказать, что сегодня термин «социальное партнерство» не получил должной теоретической проработки, а при определении содержательной наполненности социального партнерства часто используется определение, данное в трудовом законодательстве, которое имеет преимущественное использование в сфере социально-трудовых отношений.
Многие авторы, признавая значимость механизма социального партнерства в системе образовательного пространства, не дают ответ на главный вопрос, который заключается в определении перспектив использования механизма социального партнерства в образовательном пространстве.
Поэтому становится более значимым поиск возможностей реализации партнерских отношений в образовательной организации.
Организация социального партнерства в профессиональной образовательной организации основывается на следующем [9, с.44]:
- Законодательные акты. Законы, созданные государством, являются основным источником становления и развития социального партнерства. Ими регламентировано поле действий и границы возможностей участников.
- Управление на местах. В каждом муниципальном округе есть свои правила и законы, некоторые из них касаются и социального сотрудничества. Если взять, к примеру, управление муниципального образования. Допустим, эта организация получила определенную сумму на развитие образовательной системы в своем районе. Она могла бы разделить всем поровну, но такого не происходит, так как полученные средства должны быть направленны на развитие образования именно в данном районе.
- Общество и экономика. Система образования тесно связана с запросами общественности и экономическими изменениями. И если в жизнь людей входит что-то новое, не касающееся образования ни прямо, ни косвенно, то учебный план все равно меняется, чтобы в дальнейшем ученики соответствовали ожиданиям рынка.
В профессиональной образовательной организации большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, так как опора — воспитательный потенциал семьи и родители являются главными социальными партнёрами образовательной организации [4, с.723].
Воспитывать положительное отношение студентов невозможно без активной помощи родителей, что осуществляется через включение родителей в общественную жизнь профессиональной образовательной организации. В плане воспитательной работы — это участие родителей в общественных мероприятиях, соревнованиях, профориентационные экскурсии на места работы родителей.
Для эффективной организации социального партнерства необходимо в течение года проводить мониторинг среди родителей, анализировать состав и структуру семей обучающихся детей.
Сегодня подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное образование в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить. Поэтому педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка.
Сузы сотрудничают с высшими учебными заведениями. Это образовательное партнерство осуществляется как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела — создания условий для получения выпускниками профессии, делающими при этом осознанный выбор с чувством осознанной ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе.
Взаимодействие сузов с вузами и научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами образования, в связи с быстрыми изменениями в сфере образования, играют все более серьезную роль. Сотрудничество осуществляется в рамках совместно разрабатываемых программ, которые позволяют разработать концепцию, содержание образования, внедрить эффективные технологии обучения, воспитания и управления образовательным учреждением, организовать научно-исследовательскую деятельность педагогических работников.
Многие сузы наряду с вузами входят в состав учебно-научно-педагогических комплексов. Такое сотрудничество позволяет повысить качество образовательного процесса. С другой стороны, сузы осуществляют целенаправленную подготовку абитуриентов для определенных вузов.
Сузы осуществляют взаимодействие с учреждениями культуры: театрами, музеями, библиотеками, домами культуры. Тесное систематическое сотрудничество с такими учреждениями позволяет включить студента в жизнь общества на уровне современной культуры, способствует осознанию им собственной культурной идентичности, формированию у него любви к Отечеству, чувства гордости за него, обеспечивает его эстетическое развитие, расширяет кругозор [8, с.361].
Такое сотрудничество зачастую позволяет наладить культурную жизнь в образовательной организации (создание театра, оркестра, музея, художественной студии). Посильная помощь со стороны обучающихся учреждениям культуры способствует становлению их субъектами собственной жизни и деятельности.
Также сузы сотрудничают с учреждениями дополнительного образования. Сегодня все спортивные школы предоставляют свою базу для проведения занятий учащихся. Многие учащиеся посещают секции, которые ведут тренеры — преподаватели ДЮСШ. Результаты этой работы учащиеся показывают, побеждая на различных соревнованиях. Однако, тренеры оказывают еще и неоценимую помощь и в деле формирования у студентов самодисциплины, а порой даже работы по улучшению качества знаний.
Сузы осуществляют также взаимодействие с молодежными общественными объединениями, которое направлено на создание единого социального воспитательного пространства для подростков и молодежи. Деятельность таких объединений должна быть направлена на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни с учетом формирования тех ценностей, которые являются приоритетными в современном обществе.
В молодежных общественных объединениях реализуются следующие цели [7, с.15]:
развитие и саморазвитие студентов с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и интересов;
раскрытие творческого потенциала;
социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, развитие общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности;
социализация подростков во взаимодействии с социумом на основе признания таких ценностей, как человек, культура, отечество.
Взаимодействие с общественными объединениями позволяет сформировать у обучающихся позитивный социальный опыт, создает условия для применения в реальной общественной жизни и деятельности результатов обучения и воспитания, для расширения опыта гуманитарных отношений.
Беседы, викторины, выступления агитбригад, совместные мероприятия помогают учителям в нелегком процессе формирования личности учащегося. В данном направлении осуществляется также социальное партнёрство по реализации дополнительного образования: представители общественных движений предлагают студентам заниматься различными видами общественной деятельности на условиях волонтерского движения, спортом, активным образом жизни.
Велика роль учреждения образования в упорядочивании информации, которая обрушивается на молодежь из средств массовой информации: радио, телевидения, интернета.
Организуя работу по формированию устремлений и интересов молодежи, взаимодействуя с местными органами печати, местным телевидением, суз эффективно решает задачи воспитания общей культуры юных граждан, их отношения к миру, к самим себе, результатам своей творческой деятельности.
Одним из важных видов социального партнерства является взаимодействие суза с бизнесом. Производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить не традиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента представлены на рисунке 1 [5, с.102].
Рис. 1. Основные этапы практико-ориентированного обучения
Осваивая профессиональную сферу в образовательном учреждении, студент формирует смыслы и профессионально важные качества.
Социальное партнерство с производственными предприятиями позволяет приобщать будущих специалистов к процессу социального преобразования общества и способствует профессиональному становлению студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные перед сузом задачи [6, с.233].
Практико-ориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков, практику необходимо сделать непрерывной, желательно на одном и том же предприятии или на другом предприятии той же отрасли.
В ходе учебной практики студенты овладевают опытом познавательной деятельности: вид производства, сырьё, основные технологии, продукция и т. д. [1, с.18]
Как правило, учебной практике предшествует изучение студентами дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» под руководством профессионала высокой квалификации. Результатом изучения этой дисциплины должно быть приобретение студентами общих знаний о будущей профессии, в том числе о конкретных профессиональных компетенциях, которые требуются для исполнения должностных обязанностей на рабочем месте, о последовательности и методах их формирования в период обучения, что должно способствовать осознанному выбору профиля подготовки студентов.
В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажёров или дублёров специалиста: изучение технологии производства, ознакомление с технологическим оборудованием процесса производства продукта, особенности контроля и управления технологическим процессом и т. д. [3, с.57].
Также приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием.
В период, предшествующий производственной практике, целесообразно привлекать профессионалов с производства для формирования мотивированности обучения у студентов, в том числе и при выполнении курсовых работ (проектов) на реальную практическую тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью.
В период преддипломной практики студент должен приобрести достаточные знания и опыт под руководством специалиста, чтобы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте.
Индивидуальное задание на преддипломную практику в этом случае должно иметь целью решение реальной производственной задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы. Такая модель прохождения практик выполнима только при условии наличия постоянных мест практики в соответствии с заключёнными договорами и имеющимися постоянными деловыми (партнёрскими) связями с конкретными предприятиями и организациями. При таких отношениях работодатели рассматривают студентов как потенциальных сотрудников и заинтересованно способствуют формированию требуемой профессиональной компетенции у студентов [2, с.79].
Таким образом, теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.
Такая деятельность позволяет наиболее эффективно и экономно оказывать помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Целью социального партнерства в современных условиях является формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержку субъектов для воспитания жизнеспособной личности.
Главной задачей социального партнерства для любого образовательного учреждения является повышение качества и эффективности образования.
Несмотря на то, что в педагогической литературе понятие партнерства используется совсем недавно, уже началось формирование нескольких подходов к пониманию партнерства в образовании на основе рассмотрения самого понятия с разных позиций:
партнерство как система определенных взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением;
партнерство предполагает определенную форму отношений, которые возникают в процессе деятельности по решению общих задач;
партнерство строится на основе принципов: равноправия сторон в выборе путей решения общих и взаимовыгодных задач; дополнительности; добровольности; осуществления выбора путей на основе компромисса, доверия, равенства; взаимовыгодной заинтересованности сторон; правовой основы взаимодействия;
партнерство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами: социально-педагогическое партнерство, процесс специально организованной совместной деятельности образовательного учреждения с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, с целью повышения его качества;
партнерство — разновидность социального взаимодействия, построенного на диалогическом отношении субъектов и обеспечивающего стратегию единых действий;
социальное партнерство — процесс и средство регулирования отношений между органами исполнительской власти, местного самоуправления, работодателями, профсоюзами и работниками в образовании, как отрасли бюджетной сферы посредством оптимизации содержания и структуры соглашений и коллективных договоров.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// СПС КонсультантПлюс.
- Воденникова Л. А. Значение профессиональных ценностных ориентаций в подготовке компетентных педагогов// Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2016. — № 2. — 83–86.
- Деревягина Т. В. Понятие «социальное партнерство»: содержательный аспект// Высшее образование сегодня. — 2014. — № 9. — С. 34–37.
- Петровичева А. А. Взаимодействие семьи, школы и социума// Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 723–727.
- Руденко А. М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы/ А. М. Руденко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. — 125 с.
- Самыгин С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: КноРус, 2015. — 480 c.
- Сластенин В. А., Подымова В. А. Эффективность образовательного процесса// Педагогическая наука и образование. — 2015. — № 7. — С. 12–16.
- Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: Учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 636 c.
- Хромова К. В. Образовательные услуги и их специфика// Юридические науки и политология. — 2014. — № 4. — с. 44–46.