В статье рассматривается массив текстов онлайн-версий ежедневных деловых изданий, а именно: «Российская газета», «Известия», «Коммерсант» за 2008–2020 годы. С помощью количественного анализа автор выявляет в каждом издании процентное соотношение материалов за 12 лет и приходит к выводам, что деловая пресса довольна консервативна в вопросах освещения экономической политики.
Ключевые слова: деловая пресса, информационное освещение, СМИ, медиа, экономическая журналистика.
В теории и практике журналистики до сих пор не выработано единого понимания, что такое экономическая журналистика? Большая часть существующих работ посвящена правилам поиска, сбора, интерпретации информации, а также изучению теоретических основ экономики [3]. Однако зачастую понятие «экономическая журналистика» рассматривается с точки зрения теории журналистики: поиск, сбор, обработка, интерпретация информации об экономике [4]. Отсюда следует и ряд задач для журналистов, решивших писать на данную тематику: общественный контроль в экономической сфере, отслеживание негативных и положительных тенденций в рыночном секторе, проверка качества регулятивных действий государства в сфере экономики [4]. Также в научных публикациях отражен и примерный круг тем в экономической журналистике: бюджетный процесс РФ, разработка и реализация национальных проектов, экономические программы правительства РФ, вопросы естественных монополий и ГЧП (государственно-частное партнерство), дифференциация доходов населения, коррупция, международный блок (экономические отношения России с постсоветскими и другими странами, участие в глобальных экономических процессах) [2]. Однако стоит понимать, что далеко не всегда тематика статей исчерпывается данными вопросами.
В то же время В. Л. Иваницкий выявляет ключевые проблемы экономической журналистики: отсутствие подготовленных авторов в редакциях, из-за чего отчасти в СМИ практически нет собственных качественных материалов на данную тематику, а также формирование контента пресс-службами предприятий и ведомств, ввиду чего зачастую материалы имеют рекламный характер. Это приводит к тому, что происходит коммерциализация контента и упадок экономической журналистики. Впрочем, исследователь выделяет успешный опыт нескольких российских СМИ: «Коммерсант», «Известия», РБК и др., в которых присутствуют только факты и мнения экспертов [2].
И. Н. Демина говорит, в свою очередь, о том, что экономическая журналистика не исчерпывается лишь публикациями в деловых изданиях, выделяет тематику экономической журналистики с точки зрения потребностей общества: прогнозирование уровня инфляции, на каком цикле находится экономический процесс, востребованность профессий, перспективы регионов, отраслей, ценовая политика и т. д. [1].
В данном исследовании мы будем придерживаться позиции И. Н. Деминой и В. Л. Иваницкого в понимании самого термина «экономическая журналистика» и круга вопросов этого направления: под экономической журналистикой мы имеем в виду оригинальные медиатексты, не перепечатки и пресс-релизы, освещающие вопросы рынка труда, товаров и услуг, а также макроэкономики.
Эмпирическую базу исследования составляет массив текстов онлайн-версий изданий «Российская газета», «Известия» и «Коммерсант» за 2008–2020 гг. Выбор обусловлен тем, что данные издания можно считать самыми цитируемыми деловыми изданиями в Российской Федерации, у них широкая аудитория. «Российская газета» также выбрана ввиду того, что, во-первых, это официальное государственное издание, во-вторых, необходимые сведения и законодательные акты сначала печатаются в ней.
Хронологические рамки исследования обусловлены необходимостью определить, является ли освещение вопросов экономической политики государства постоянным, либо носит эпизодический характер. Здесь же присутствуют две важные вехи: мировой экономический кризис 2008 года и финансовый кризис 2016 года.
Отбор текстов для анализа производился на сайтах изданий через поиск по следующим ключевым словам: «ВВП», «инфляция», «занятость» и «платежный баланс», поскольку данные понятия считаются наиболее важными в экономической сфере. Первоначально наш результат составил 71,1 тысячи текстов, затем мы добавили фильтры «РФ» и «Росси*» (в данном случае звездочка необходима, чтобы в нашу подборку попали тексты с разными постфиксами), после чего осталось 45 тыс. текстов, исчезли материалы, касающиеся международной экономики. Затем мы убрали из подборки интервью и новости, так как их содержание не соответствует тематике нашего исследования, нормативно-правовые акты, а также материалы приглашенных авторов, поскольку в таком случае явный перевес в количестве материалов будет у «Российской газеты», так как в ней больше всего материалов не сотрудников редакции. Дополнительно были исключены статьи об экономических процессах. Таким образом, осталось 1000 текстов, подготовленных журналистами-сотрудниками редакций, которые можно отнести к аналитическим и информационно-аналитическим жанрам.
Расчет объемов случайной выборки проводился с учетом точности оценивания в 5 % и величиной риска в 0,95: так, для «Известий» и «Российской газеты» он составил по 370 текстов, а для «Коммерсанта» — 385. В зависимости от исходного и необходимого количества текстов мы вычислили шаг выборки, по которому проводился механический отбор.
Контент-анализ позволил выявить, что в исследуемых изданиях теме экономической политике РФ посвящено довольно много материалов: «Коммерсант» — 70 %, «Известия» — 55 %, «Российская газета» — 65 %, годовой объем, в целом, составляет 1000 публикаций. Отметим также, что выявлен рост числа публикаций с 2008 года, что на наш взгляд связано с переходом изданий в Интернет.
Рис. 1. Динамика публикаций
Если говорить о тематическом распределении материалов, то вопросы занятости населения освещаются всеми представленными изданиями довольно равномерно, данная тематика не зависит от каких-либо внешних факторов, в то время как в материалах о ВВП можно проследить конъектуру. Больше всего публикаций о ВВП нами было выявлено в 2011–2012 гг. и 2014–2017 гг., что также объясняется динамикой макропоказателя. Материалы о платежном балансе преимущественно встречались в «Коммерсанте», стоит отметить, что освещение тематики в издании повторяет общий тренд и зависит от экономических условий.
Отдельно стоит сказать о статьях, посвященных вопросах занятости и платежного баланса. Как уже было сказано ранее, на протяжении 12 лет количество материалов и упоминаний о занятости населения примерно одинаковое (однако в «Известиях» за последние четыре года наблюдается рост материалов), что на наш взгляд, связано с постоянной актуальностью данной тематики.
Рис. 2. Динамика материалов о занятости
Упоминание «платежного баланса» в «Известиях» и «Российской газете» сведено к минимуму на протяжении 12 лет, что на наш взгляд, можно объяснить несколькими причинами: сложно найти инфоповод для данных публикаций, а также подобные материалы требуют большей грамотности от автора и читателя в вопросах экономики и финансов.
Если говорить о процентном соотношении тематического распределения материалов, то доля текстов с упоминанием «платежный баланс» составляет 5 % в «Коммерсанте», 3 % в «Российской газете» и 1 % в «Известиях». При этом наибольшее количество контента в «Коммерсанте» занимают тексты с упоминанием инфляции — 43 % и ВВП — 38 %, в «Российской газете» — инфляции — 37 % — и занятости — 32 %, в то время как в «Известиях» тематика трудовой занятости составляет более половины всех публикаций (56 %).
Таким образом, количественный анализ в выбранном массиве текстов показывает, что распределение материалов в исследуемых изданиях зависит от редакционной политики и читательской аудитории. Так, в «Коммерсанте», где чаще всего поднимаются вопросы рынка товаров и услуг, инвестиций, больше всего публикуют материалы об инфляции, но данная тематика также важна и для официальной газеты российского правительства («Российская газета»), наиболее нейтральным изданием по направленности в нашем исследовании можно считать «Известия»: больше всего читателей интересует проблематика рынка труда.
Также нельзя не отметить тот факт, что за 12 лет тематика текстов остается все той же, меняются лишь количественные показатели, что говорит о консерватизме деловых изданий в вопросах освещения экономической политики Российской Федерации.
Литература:
- Демина, И. Н. Экономическая журналистика в массовой коммуникации / И. Н. Демина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2011. — № 4. — С. 101–110.
- Иваницкий, В. Л. Основные направления в проблематике российской прессы: экономика / В. Л. Иваницкий Текст: электронный // Научно-исследовательский проекта РГНФ-АФ «СМИ в меняющейся России». — 2006. — URL: http://www.evartist.narod.ru/text19/062.htm (дата обращения: 25.05.2020).
- Мингинос, В. П. Современное состояние экономического контента в российской прессе / В. П. Мингинос. — Текст: непосредственный // Научная мысль Кавказа. — 2013. — № 4 (76). — С. 184–188.
- Освещение экономических тем в средствах массовой информации (экономическая журналистика): учебное пособие для вузов / под. ред. Н. Н. Добрецовой. — Бишкек: Принтхаус, 2009. — 132 с. — Текст: непосредственный.