Количественный анализ материалов об экономической политике Российской Федерации (на примере деловых онлайн-изданий) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 257 раз

Библиографическое описание:

Галиева, Д. И. Количественный анализ материалов об экономической политике Российской Федерации (на примере деловых онлайн-изданий) / Д. И. Галиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 619-621. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70982/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается массив текстов онлайн-версий ежедневных деловых изданий, а именно: «Российская газета», «Известия», «Коммерсант» за 2008–2020 годы. С помощью количественного анализа автор выявляет в каждом издании процентное соотношение материалов за 12 лет и приходит к выводам, что деловая пресса довольна консервативна в вопросах освещения экономической политики.

Ключевые слова: деловая пресса, информационное освещение, СМИ, медиа, экономическая журналистика.

В теории и практике журналистики до сих пор не выработано единого понимания, что такое экономическая журналистика? Большая часть существующих работ посвящена правилам поиска, сбора, интерпретации информации, а также изучению теоретических основ экономики [3]. Однако зачастую понятие «экономическая журналистика» рассматривается с точки зрения теории журналистики: поиск, сбор, обработка, интерпретация информации об экономике [4]. Отсюда следует и ряд задач для журналистов, решивших писать на данную тематику: общественный контроль в экономической сфере, отслеживание негативных и положительных тенденций в рыночном секторе, проверка качества регулятивных действий государства в сфере экономики [4]. Также в научных публикациях отражен и примерный круг тем в экономической журналистике: бюджетный процесс РФ, разработка и реализация национальных проектов, экономические программы правительства РФ, вопросы естественных монополий и ГЧП (государственно-частное партнерство), дифференциация доходов населения, коррупция, международный блок (экономические отношения России с постсоветскими и другими странами, участие в глобальных экономических процессах) [2]. Однако стоит понимать, что далеко не всегда тематика статей исчерпывается данными вопросами.

В то же время В. Л. Иваницкий выявляет ключевые проблемы экономической журналистики: отсутствие подготовленных авторов в редакциях, из-за чего отчасти в СМИ практически нет собственных качественных материалов на данную тематику, а также формирование контента пресс-службами предприятий и ведомств, ввиду чего зачастую материалы имеют рекламный характер. Это приводит к тому, что происходит коммерциализация контента и упадок экономической журналистики. Впрочем, исследователь выделяет успешный опыт нескольких российских СМИ: «Коммерсант», «Известия», РБК и др., в которых присутствуют только факты и мнения экспертов [2].

И. Н. Демина говорит, в свою очередь, о том, что экономическая журналистика не исчерпывается лишь публикациями в деловых изданиях, выделяет тематику экономической журналистики с точки зрения потребностей общества: прогнозирование уровня инфляции, на каком цикле находится экономический процесс, востребованность профессий, перспективы регионов, отраслей, ценовая политика и т. д. [1].

В данном исследовании мы будем придерживаться позиции И. Н. Деминой и В. Л. Иваницкого в понимании самого термина «экономическая журналистика» и круга вопросов этого направления: под экономической журналистикой мы имеем в виду оригинальные медиатексты, не перепечатки и пресс-релизы, освещающие вопросы рынка труда, товаров и услуг, а также макроэкономики.

Эмпирическую базу исследования составляет массив текстов онлайн-версий изданий «Российская газета», «Известия» и «Коммерсант» за 2008–2020 гг. Выбор обусловлен тем, что данные издания можно считать самыми цитируемыми деловыми изданиями в Российской Федерации, у них широкая аудитория. «Российская газета» также выбрана ввиду того, что, во-первых, это официальное государственное издание, во-вторых, необходимые сведения и законодательные акты сначала печатаются в ней.

Хронологические рамки исследования обусловлены необходимостью определить, является ли освещение вопросов экономической политики государства постоянным, либо носит эпизодический характер. Здесь же присутствуют две важные вехи: мировой экономический кризис 2008 года и финансовый кризис 2016 года.

Отбор текстов для анализа производился на сайтах изданий через поиск по следующим ключевым словам: «ВВП», «инфляция», «занятость» и «платежный баланс», поскольку данные понятия считаются наиболее важными в экономической сфере. Первоначально наш результат составил 71,1 тысячи текстов, затем мы добавили фильтры «РФ» и «Росси*» (в данном случае звездочка необходима, чтобы в нашу подборку попали тексты с разными постфиксами), после чего осталось 45 тыс. текстов, исчезли материалы, касающиеся международной экономики. Затем мы убрали из подборки интервью и новости, так как их содержание не соответствует тематике нашего исследования, нормативно-правовые акты, а также материалы приглашенных авторов, поскольку в таком случае явный перевес в количестве материалов будет у «Российской газеты», так как в ней больше всего материалов не сотрудников редакции. Дополнительно были исключены статьи об экономических процессах. Таким образом, осталось 1000 текстов, подготовленных журналистами-сотрудниками редакций, которые можно отнести к аналитическим и информационно-аналитическим жанрам.

Расчет объемов случайной выборки проводился с учетом точности оценивания в 5 % и величиной риска в 0,95: так, для «Известий» и «Российской газеты» он составил по 370 текстов, а для «Коммерсанта» — 385. В зависимости от исходного и необходимого количества текстов мы вычислили шаг выборки, по которому проводился механический отбор.

Контент-анализ позволил выявить, что в исследуемых изданиях теме экономической политике РФ посвящено довольно много материалов: «Коммерсант» — 70 %, «Известия» — 55 %, «Российская газета» — 65 %, годовой объем, в целом, составляет 1000 публикаций. Отметим также, что выявлен рост числа публикаций с 2008 года, что на наш взгляд связано с переходом изданий в Интернет.

Рис. 1. Динамика публикаций

Если говорить о тематическом распределении материалов, то вопросы занятости населения освещаются всеми представленными изданиями довольно равномерно, данная тематика не зависит от каких-либо внешних факторов, в то время как в материалах о ВВП можно проследить конъектуру. Больше всего публикаций о ВВП нами было выявлено в 2011–2012 гг. и 2014–2017 гг., что также объясняется динамикой макропоказателя. Материалы о платежном балансе преимущественно встречались в «Коммерсанте», стоит отметить, что освещение тематики в издании повторяет общий тренд и зависит от экономических условий.

Отдельно стоит сказать о статьях, посвященных вопросах занятости и платежного баланса. Как уже было сказано ранее, на протяжении 12 лет количество материалов и упоминаний о занятости населения примерно одинаковое (однако в «Известиях» за последние четыре года наблюдается рост материалов), что на наш взгляд, связано с постоянной актуальностью данной тематики.

Рис. 2. Динамика материалов о занятости

Упоминание «платежного баланса» в «Известиях» и «Российской газете» сведено к минимуму на протяжении 12 лет, что на наш взгляд, можно объяснить несколькими причинами: сложно найти инфоповод для данных публикаций, а также подобные материалы требуют большей грамотности от автора и читателя в вопросах экономики и финансов.

Если говорить о процентном соотношении тематического распределения материалов, то доля текстов с упоминанием «платежный баланс» составляет 5 % в «Коммерсанте», 3 % в «Российской газете» и 1 % в «Известиях». При этом наибольшее количество контента в «Коммерсанте» занимают тексты с упоминанием инфляции — 43 % и ВВП — 38 %, в «Российской газете» — инфляции — 37 % — и занятости — 32 %, в то время как в «Известиях» тематика трудовой занятости составляет более половины всех публикаций (56 %).

Таким образом, количественный анализ в выбранном массиве текстов показывает, что распределение материалов в исследуемых изданиях зависит от редакционной политики и читательской аудитории. Так, в «Коммерсанте», где чаще всего поднимаются вопросы рынка товаров и услуг, инвестиций, больше всего публикуют материалы об инфляции, но данная тематика также важна и для официальной газеты российского правительства («Российская газета»), наиболее нейтральным изданием по направленности в нашем исследовании можно считать «Известия»: больше всего читателей интересует проблематика рынка труда.

Также нельзя не отметить тот факт, что за 12 лет тематика текстов остается все той же, меняются лишь количественные показатели, что говорит о консерватизме деловых изданий в вопросах освещения экономической политики Российской Федерации.

Литература:

  1. Демина, И. Н. Экономическая журналистика в массовой коммуникации / И. Н. Демина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2011. — № 4. — С. 101–110.
  2. Иваницкий, В. Л. Основные направления в проблематике российской прессы: экономика / В. Л. Иваницкий Текст: электронный // Научно-исследовательский проекта РГНФ-АФ «СМИ в меняющейся России». — 2006. — URL: http://www.evartist.narod.ru/text19/062.htm (дата обращения: 25.05.2020).
  3. Мингинос, В. П. Современное состояние экономического контента в российской прессе / В. П. Мингинос. — Текст: непосредственный // Научная мысль Кавказа. — 2013. — № 4 (76). — С. 184–188.
  4. Освещение экономических тем в средствах массовой информации (экономическая журналистика): учебное пособие для вузов / под. ред. Н. Н. Добрецовой. — Бишкек: Принтхаус, 2009. — 132 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая журналистика, материал, издание, тематика, деловая пресса, количественный анализ, платежный баланс, Российская Федерация, экономическая политика, экономическая сфера.


Ключевые слова

СМИ, медиа, деловая пресса, информационное освещение, экономическая журналистика

Похожие статьи

Антирелигиозная пропаганда на страницах газеты «Красноярский рабочий» за 1930 год (по материалам контент-анализа)

В статье предпринимается попытка изучения советской антирелигиозной пропаганды через призму региональной периодической печати. На основе сведений, полученных при помощи контент-анализа, сделаны выводы, о трансформации религиозной политики СССР в зави...

Актуальные проблемы социологической науки: обзор научных публикаций

В данной статье представлены результаты научной работы, посвящённой анализу популярных разделов социологических журналов за 2014–2018 года. В исследовании были задействованы 5 журналов, признаваемых в научном сообществе — «СоцИс», «Социологический жу...

Взаимодействие экономического анализа и аудита

В исследовании было проанализировано понятие «аудит». Данное понятие было раскрыто на законодательном уровне, а также рассмотрено с различных точек зрения авторов в экономической литературе. Также было рассмотрено понятие экономического анализа и ег...

Состояние нервно-психического здоровья девочек-подростков по материалам педагогических и семейных журналов начала ХХ века

В статье рассматриваются причины и способы борьбы с самоубийствами среди девочек-подростков в начале ХХ века, обсуждаемые на страницах периодических изданий «Вестник семьи и школы», «Русская школа» и «Новый журнал для всех», а также проводится анализ...

Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития

В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...

Грамматические особенности перевода английской общественно-политической лексики на русский язык

В данной статье рассматривается важность адекватной передачи английских грамматических конструкций на русский язык в общественно-политических текстах. Автором проанализированы примеры из новостных статей англоязычных изданий, на основе которых были в...

Взаимосвязь моделей корпоративного управления России и Германии

Данная статья посвящена анализу взаимосвязи моделей корпоративного управления в России и Германии. Исследование сосредоточено на сравнительном анализе основных структур и принципов управления в двух странах, выявлении их сходств и различий. Акцент де...

Сравнительно-правовой анализ института антикоррупционного права в России, Германии и Франции

Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционн...

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Политика в области управления рисками на примере строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа и Московской агломерации

Автором проведен анализ годовых отчетов крупнейших строительных организаций для выявления общих тенденций в части управления риском, а также рассмотрены возможные различия в стратегиях риск-менеджмента. Данный анализ помогает лучше понять, какие груп...

Похожие статьи

Антирелигиозная пропаганда на страницах газеты «Красноярский рабочий» за 1930 год (по материалам контент-анализа)

В статье предпринимается попытка изучения советской антирелигиозной пропаганды через призму региональной периодической печати. На основе сведений, полученных при помощи контент-анализа, сделаны выводы, о трансформации религиозной политики СССР в зави...

Актуальные проблемы социологической науки: обзор научных публикаций

В данной статье представлены результаты научной работы, посвящённой анализу популярных разделов социологических журналов за 2014–2018 года. В исследовании были задействованы 5 журналов, признаваемых в научном сообществе — «СоцИс», «Социологический жу...

Взаимодействие экономического анализа и аудита

В исследовании было проанализировано понятие «аудит». Данное понятие было раскрыто на законодательном уровне, а также рассмотрено с различных точек зрения авторов в экономической литературе. Также было рассмотрено понятие экономического анализа и ег...

Состояние нервно-психического здоровья девочек-подростков по материалам педагогических и семейных журналов начала ХХ века

В статье рассматриваются причины и способы борьбы с самоубийствами среди девочек-подростков в начале ХХ века, обсуждаемые на страницах периодических изданий «Вестник семьи и школы», «Русская школа» и «Новый журнал для всех», а также проводится анализ...

Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития

В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...

Грамматические особенности перевода английской общественно-политической лексики на русский язык

В данной статье рассматривается важность адекватной передачи английских грамматических конструкций на русский язык в общественно-политических текстах. Автором проанализированы примеры из новостных статей англоязычных изданий, на основе которых были в...

Взаимосвязь моделей корпоративного управления России и Германии

Данная статья посвящена анализу взаимосвязи моделей корпоративного управления в России и Германии. Исследование сосредоточено на сравнительном анализе основных структур и принципов управления в двух странах, выявлении их сходств и различий. Акцент де...

Сравнительно-правовой анализ института антикоррупционного права в России, Германии и Франции

Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционн...

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Политика в области управления рисками на примере строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа и Московской агломерации

Автором проведен анализ годовых отчетов крупнейших строительных организаций для выявления общих тенденций в части управления риском, а также рассмотрены возможные различия в стратегиях риск-менеджмента. Данный анализ помогает лучше понять, какие груп...

Задать вопрос