Защита интеллектуальной собственности в сфере IT | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 597 раз

Библиографическое описание:

Гаркуша, О. В. Защита интеллектуальной собственности в сфере IT / О. В. Гаркуша, Д. В. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70985/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы пытаются определить существующие решения по защите интеллектуальной собственности в XXI веке.

Ключевые слова: информационные технологии, музыкальные стриминговые сервисы, защита информации.

Одной из характеристик информационного общества является отставание права и других средств регуляции социума от темпа его развития, который соответствует темпу развития самих информационных технологий и коммуникаций. В общем случае подобные скорости недостижимы для развития органов правового контроля [1].

При этом новейшие технологические решения способствуют предупреждению правонарушений в глобальной сети, в большинстве случаев, происходящих в сфере авторского права. То есть современный Интернет трансформировался в сложный живой организм, который регулирует собственные жизненные процессы и защищает собственных пользователей. Можно говорить, что еще никогда нельзя было в той же мере контролировать распространение объектов интеллектуальной собственности, как в настоящие дни.

На текущий момент музыканты, киностудии и другие создатели медиаконтента могут продавать свои творения в сети на легальных площадках, а также контролировать либо ограничивать их использование другими лицами. Все это было бы невозможно еще десять лет назад, когда господствовал рынок физических носителей, оборот и копирование которых контролировать практически невозможно.

Повсеместная цифровизация и распространение всеобщего доступа к глобальной сети рождает новые способы пиратства, но легальные площадки, такие как Apple Music, Netflix и др. получают все большую базу пользователей, которые еще совсем недавно потребляли «пиратский», нелицензионный контент [2].

Достигается это за счет удобства для пользователя и доступности на всех устройствах. А также новой для рынка моделью оплаты по подписке, когда возможно не покупать каждый фильм либо альбом отдельно, а платить фиксированную сумму за период использования платформы. Более того, часто ценовая политика таких решений строится исходя из финансовой ситуации в отдельном регионе. Например, в странах СНГ стоимость адаптирована по сравнению с США.

На данном этапе уровень технического прогресса дошел до такого положения дел, когда для среднестатистического потребителя купить контент легче, чем «спиратить». Была достигнута возможность для производителей практически любого вида информации как товара монетизировать свои творения. Причем работать на глобальную аудиторию, не ограниченную пределами страны или определёнными социальными группами. Потребители же из любой точки мира могут следить и поддерживать любимого исполнителя или создателя легальной покупкой единицы его творчества.

Владельцы площадок предоставляют правообладателям инструментарий для отслеживания и предотвращения нелицензированного использования их контента.

Например, на YouTube еще с 2007 года внедрена система поиска совпадений Content ID, позволяющая каждому подтвержденному правообладателю оперативно наблюдать за появлением клонов его видео и музыкальных материалов. Система создает цифровые отпечатки всего медиа, загружаемого на сервис, далее очередное загружаемое видео сравнивается со всеми существующими отпечатками. В случае найденного совпадения пользователь, обладающий правами собственника вправе вынести решение по каждому отдельному эпизоду, это может быть запрос на немедленное удаление фрагмента или просто связь с его автором для мирного урегулирования инцидента.

Музыкальные стриминговые сервисы, такие как Apple Music, Google Music, Spotify используют DRM-защиту (Digital Rights Management) на всех хранимых файлах. Как сказано выше, такие сервисы работают по модели подписки, а не отдельных покупок. Модель подразумевает, что должна быть исключена возможность для пользователя, единожды купив месячную подписку, загрузить библиотеку треков и использовать их далее нелегально. Система постоянно проверяет наличие подписки, в противном случае блокирует доступ к трекам и предлагает купить их на легальных платформах, например, в iTunes.

При всем этом отсутствии единой закрепленной системы регистрации, запутанность и ненадежность процедур защиты является причиной формирования групп риска правообладателей, которые никоим образом превентивно не защищают права на свои работы.

Решением могло бы стать создание единого государственного онлайн-сервиса защиты объектов авторского права. Такой портал должен помочь гораздо проще и быстрее решить две основные проблемы авторов:

– доказательство творческой деятельности, непосредственно направленной на создание данного произведения;

– закрепление за автором временного приоритета в создании данной единицы творчества.

Обычно регистрация прав на произведение происходит превентивно до его использования и публикации. Очевидно, при создании нового сервиса, а соответственно нового порядка регистрации прав на объект, возникнут прецеденты попыток мошенников зарегистрировать право на объект чужой интеллектуальной собственности, на произведения, которые уже умеют коммерческий успех и известность. Важно не допустить ущемления интересов правообладателей, которые еще не воспользовались сервисом. Для этого каждый запрос на регистрацию произведения должен сопровождаться документальным подтверждением личности от площадок, где оно уже опубликовано, а также предоставление доказательств личной работы над ним: исходных материалов, предыдущих версий самого объекта авторского права, документов на депонирование и нотариальных заверений.

Для предотвращения попыток мошенничества, при этом удобного для физических и юридических лиц взаимодействия с порталом, необходимо обеспечить возможность входа через учетную запись портала Госуслуг для граждан и через механизм личной электронной подписи для компаний.

Основная задача при построении такого решения состоит в создании единого банка уникальных защищенных произведений, оснащенного встроенной системой поиска совпадений для автоматической фильтрации входящих запросов на регистрацию, и отбора только уникальных объектов. Для этого необходима сравнение каждого вновь регистрируемого контента не только с собственной базой произведений, но и интеграция с максимальным количеством официальных площадок.

Немаловажным аспектом является верификация момента времени подачи каждой заявки, имеющая юридическую силу как часть доказательной базы. Решения с использованием цифрового штампа уже работают в государственных структурах, принцип их действия и полномочия выдачи аналогичны механизму электронной подписи.

Основными объектами для защиты предполагаются тексты, фото и видеоматериалы, а также музыкальные произведения. Для построения системы сравнения и поиска совпадений таких объектов может быть применена система цифровых отпечатков, аналогичная уже реализованной Content ID от Google.

Также необходима модерация портала живым персоналом и соответствующие механизмы персонального урегулирования возможных ошибок системы. Для полноценной функциональности сервиса предполагается создание площадки для юридической и консультативной поддержки клиентов.

Предложенное решение существенно упрощает действия по защите единиц творчества для создателей, позволяет правообладателям при решении этой задачи следовать четкому простому алгоритму, не требующему специализированных знаний в юридической сфере. А также выводит на новый уровень государственный контроль за оборотом интеллектуальных произведений, открывая дополнительные возможности контроля содержания и допуску к публикации.

Литература:

  1. Волков Ю. В. Информационное общество и право 2.0 С. 40 // Научная статья по специальности «Право»
  2. Number of Apple Music subscribers worldwide https://www.statista.com/statistics/604959/number-of-apple-music-subscribers/
Основные термины (генерируются автоматически): глобальная сеть, интеллектуальная собственность, произведение, решение, сервис.


Ключевые слова

информационные технологии, защита информации, музыкальные стриминговые сервисы

Похожие статьи

Систематизация технологий защиты информации в интернете вещей

В статье авторы пытаются определить наиболее универсальный подход к систематизации угроз в системе интернета вещей.

Современные информационные технологии в различных сферах деятельности

В статье автор отметил влияние информационных технологий на различные сферы, а также рассмотрел их перспективы и проблемы.

Инновационные технологии современного маркетинга

Статья посвящена исследованию инновационных технологий, которые могут применяться в рамках маркетинговой деятельности любого предприятия. Выделены наиболее важные инструменты продвижения компании в сети Интернет, а также потенциал их применения в той...

Решение вопросов кибербезопасности в современных компаниях

В статье рассмотрены основные моменты, которые смогут помочь современным компаниям обеспечить безопасность своих данных, защитить свою репутацию и уверенно двигаться вперед в онлайн-сфере

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Перспективы применения инновационных технологий в управлении персоналом

В статье рассматриваются основные технологические достижения современности как эффективный инструмент управления персоналом, исследуются конкретные примеры использования этих достижений компаниями.

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Облачные сервисы в цифровой экономике

Рассмотрено использование облачных сервисов, как помощника в экономической сфере. Определена их роль, возможности и удобство как для клиентов, так и различных финансовых организаций.

Информационные технологии в торговле

В статье рассматриваются основные вопросы применения информационных технологий в торговле.

Похожие статьи

Систематизация технологий защиты информации в интернете вещей

В статье авторы пытаются определить наиболее универсальный подход к систематизации угроз в системе интернета вещей.

Современные информационные технологии в различных сферах деятельности

В статье автор отметил влияние информационных технологий на различные сферы, а также рассмотрел их перспективы и проблемы.

Инновационные технологии современного маркетинга

Статья посвящена исследованию инновационных технологий, которые могут применяться в рамках маркетинговой деятельности любого предприятия. Выделены наиболее важные инструменты продвижения компании в сети Интернет, а также потенциал их применения в той...

Решение вопросов кибербезопасности в современных компаниях

В статье рассмотрены основные моменты, которые смогут помочь современным компаниям обеспечить безопасность своих данных, защитить свою репутацию и уверенно двигаться вперед в онлайн-сфере

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Перспективы применения инновационных технологий в управлении персоналом

В статье рассматриваются основные технологические достижения современности как эффективный инструмент управления персоналом, исследуются конкретные примеры использования этих достижений компаниями.

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Облачные сервисы в цифровой экономике

Рассмотрено использование облачных сервисов, как помощника в экономической сфере. Определена их роль, возможности и удобство как для клиентов, так и различных финансовых организаций.

Информационные технологии в торговле

В статье рассматриваются основные вопросы применения информационных технологий в торговле.

Задать вопрос