В данной статье рассматривается история введения в отечественное правовое поле понятий «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», анализируется мнения ученых-правоведов о сильных и слабых сторонах принятого Федерального закона 26.07.2019 N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» и высказывается оценка о недостатке законодательной базы.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный предприниматель, правовое регулирование.
Неоднократно и ученые, и общественные деятели высказывались о необходимости законодательного оформления термина «социальное предпринимательство» [1 c. 95]. На необходимость легализации статуса социального предпринимателя обращалось внимание и В. Путина на встрече с некоммерческими организациями в Петрозаводске 27.07.17 г. Одним из поручений Президента РФ по итогам встречи стало поручение ввести в правовое поле понятие «социальное предпринимательство» в течение 2017 года [2]. Однако поручение не было исполнено и до 2019 года в законодательстве Российской Федерации не было закрепленных понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Лишь с принятием Федерального закона от 26.07.2019 № 245-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», данные дефиниции были закреплены на законодательном уровне.
Согласно Закону социальным предприятием признается субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства, а социальное предпринимательство ‒ это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, которые закреплены в ч.1 ст. 24.1 Закона.
В основе выделения критериев социального предпринимательства лежит подход, где целевая группа (социально уязвимые категории граждан) находятся на разных этапах в цепочке создания стоимости продукта: производители, работники, получатели конечного продукта. Отдельно также выделяется критерий осуществления деятельности, где благополучателем является общество (конкретные направления содержатся в ч.4 п.1 ст. 24.1 Закона).
Таким образом, спустя три десятилетия после появления в российском обществе, экономико-правовое явление социального предпринимательства получило официальный статус и было выведено в отдельную отрасль малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в принятом Законе определены меры поддержки для социальных предпринимателей. Это имущественная поддержка (предоставление государственного и муниципального имущества на льготных условиях), финансовая (субсидии), информационная, консультационная, методическая, содействие в развитии международного сотрудничества и др. Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием определен в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации [3].
В большинстве своем общественность очень тепло отреагировала на закрепление в законодательстве понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие», т. к. наконец, возникла определенность объекта регулирования, но вместе с этим ученые выступили с критикой нормативного правового акта. Так, К. В. Васильева пишет: «Cоциальное предпринимательство в России узаконено только для сферы малого и среднего бизнеса, тогда как весь мир в настоящее время говорит о корпоративной социальной ответственности (социальной ответственности бизнеса) в виде «корпоративного альтруизма» или «разумного эгоизма» применительно прежде всего к крупным компаниям, составляющим основу национальной или региональной экономики. <…> государству вполне по силам разработка экономических инструментов и законодательных норм, стимулирующих крупные отечественные корпорации к социально значимым действиям. <…> Но основной проблемой вновь принятых изменений в Закон N 209-ФЗ остается разграничение правового регулирования и государственной поддержки деятельности социальных предприятий как коммерческих организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций» [4, с.22].
Солидарна с Васильевой А.Московская, которая отмечает, что несовершенством закона можно считать погружение социальных предприятий в область функционирования коммерческих организаций по форме собственности [5, с. 10]. Также автор подвергает критике выделение доли услуг или рабочих мест, предназначенных для уязвимых социальных групп. Она уверена, что подобные меры достойны уважения, но не должны рассматриваться как маркер социального предприятия, поскольку принятие на работу представителей уязвимых социальных групп ‒ это, скорее, социально-ответственный бизнес. Однако мы смеем не согласиться с данным суждением и не считаем выделение условия о доли услуг или рабочих мест, предназначенных для уязвимых социальных групп, несовершенством Закона.
Но мы не можем не согласиться с К. Васильевой и А. Московской в позиции недовольства Законом, т. к. он ограничивает получение статуса социального предпринимателя для иных субъектов, кроме как представителей малого и среднего предпринимательства. И, конечно, прежде всего, это ограничение затрагивает некоммерческие организации, среди которых большинство занимается социально значимой деятельностью. Так, по состоянию на конец 2016 года количество социально-ориентированных некоммерческих организаций составляло 63 % от общего числа зарегистрированных НКО [6]. Статистическая информация о количестве таких НКО по 2019 году отсутствует, но совсем скоро этот реестр опубликует Министерство экономического развития РФ ‒ в настоящее время Минэконмразвития РФ готовит к 01.05.20 г. актуальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций [7]. Мы уверены, что процентное соотношение СО НКО от общего количества НКО выросло еще больше с 2016 года. И тем более актуальным становится вопрос расширения действия Закона: о признании социальным предпринимателем не только субъектов малого и среднего бизнеса, но и некоммерческих организаций.
Литература:
- Плетень, А. С. Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки / А. С. Плетень // Предпринимательское и корпоративное право, 2016. № 10. С. 94‒101
- Перечень поручений по итогам встречи с представителями социально ориентированных, благотворительных организаций и волонтерского движения [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55419. Загл. с экрана. Яз. рус.
- Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2019 N 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57022) // Консультант Плюс: справочная правовая система [Электронный ресурс]: [сайт] URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342111/ (дата обращения: 17.05.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
- Васильева, К. В. Социальное предпринимательство узаконено: что дальше? / К. В. Васильева // Безопасность бизнеса, 2020. № 1. С. 20‒24
- Московская, А. Зачем нужен закон о социальном предпринимательстве? / А. Московская // Мир социального предпринимательства, 2019. № 10. С. 4‒13
- Количественные показатели развития некоммерческого сектора // Доклад Общественной палаты Российской Федерации 2017 [Электронный ресурс]: [сайт] URL: https://report2017.oprf.ru (дата обращения: 17.05.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
- Минэкономразвития предложило дополнительный пакет мер поддержки для социально ориентированных НКО [Электронный ресурс]: [сайт] URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/minekonomrazvitiya_predlozhilo_dopolnitelnyy_paket_mer_podderzhki_dlya_socialno_orientirovannyh_nko.html Загл. с экрана. Яз. рус.