Правовое регулирование социального предпринимательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 09.06.2020

Статья просмотрена: 1155 раз

Библиографическое описание:

Осипова, А. А. Правовое регулирование социального предпринимательства в России / А. А. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/313/70706/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье рассматривается история введения в отечественное правовое поле понятий «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», анализируется мнения ученых-правоведов о сильных и слабых сторонах принятого Федерального закона 26.07.2019 N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» и высказывается оценка о недостатке законодательной базы.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный предприниматель, правовое регулирование.

Неоднократно и ученые, и общественные деятели высказывались о необходимости законодательного оформления термина «социальное предпринимательство» [1 c. 95]. На необходимость легализации статуса социального предпринимателя обращалось внимание и В. Путина на встрече с некоммерческими организациями в Петрозаводске 27.07.17 г. Одним из поручений Президента РФ по итогам встречи стало поручение ввести в правовое поле понятие «социальное предпринимательство» в течение 2017 года [2]. Однако поручение не было исполнено и до 2019 года в законодательстве Российской Федерации не было закрепленных понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Лишь с принятием Федерального закона от 26.07.2019 № 245-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», данные дефиниции были закреплены на законодательном уровне.

Согласно Закону социальным предприятием признается субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства, а социальное предпринимательство ‒ это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, которые закреплены в ч.1 ст. 24.1 Закона.

В основе выделения критериев социального предпринимательства лежит подход, где целевая группа (социально уязвимые категории граждан) находятся на разных этапах в цепочке создания стоимости продукта: производители, работники, получатели конечного продукта. Отдельно также выделяется критерий осуществления деятельности, где благополучателем является общество (конкретные направления содержатся в ч.4 п.1 ст. 24.1 Закона).

Таким образом, спустя три десятилетия после появления в российском обществе, экономико-правовое явление социального предпринимательства получило официальный статус и было выведено в отдельную отрасль малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в принятом Законе определены меры поддержки для социальных предпринимателей. Это имущественная поддержка (предоставление государственного и муниципального имущества на льготных условиях), финансовая (субсидии), информационная, консультационная, методическая, содействие в развитии международного сотрудничества и др. Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием определен в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации [3].

В большинстве своем общественность очень тепло отреагировала на закрепление в законодательстве понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие», т. к. наконец, возникла определенность объекта регулирования, но вместе с этим ученые выступили с критикой нормативного правового акта. Так, К. В. Васильева пишет: «Cоциальное предпринимательство в России узаконено только для сферы малого и среднего бизнеса, тогда как весь мир в настоящее время говорит о корпоративной социальной ответственности (социальной ответственности бизнеса) в виде «корпоративного альтруизма» или «разумного эгоизма» применительно прежде всего к крупным компаниям, составляющим основу национальной или региональной экономики. <…> государству вполне по силам разработка экономических инструментов и законодательных норм, стимулирующих крупные отечественные корпорации к социально значимым действиям. <…> Но основной проблемой вновь принятых изменений в Закон N 209-ФЗ остается разграничение правового регулирования и государственной поддержки деятельности социальных предприятий как коммерческих организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций» [4, с.22].

Солидарна с Васильевой А.Московская, которая отмечает, что несовершенством закона можно считать погружение социальных предприятий в область функционирования коммерческих организаций по форме собственности [5, с. 10]. Также автор подвергает критике выделение доли услуг или рабочих мест, предназначенных для уязвимых социальных групп. Она уверена, что подобные меры достойны уважения, но не должны рассматриваться как маркер социального предприятия, поскольку принятие на работу представителей уязвимых социальных групп ‒ это, скорее, социально-ответственный бизнес. Однако мы смеем не согласиться с данным суждением и не считаем выделение условия о доли услуг или рабочих мест, предназначенных для уязвимых социальных групп, несовершенством Закона.

Но мы не можем не согласиться с К. Васильевой и А. Московской в позиции недовольства Законом, т. к. он ограничивает получение статуса социального предпринимателя для иных субъектов, кроме как представителей малого и среднего предпринимательства. И, конечно, прежде всего, это ограничение затрагивает некоммерческие организации, среди которых большинство занимается социально значимой деятельностью. Так, по состоянию на конец 2016 года количество социально-ориентированных некоммерческих организаций составляло 63 % от общего числа зарегистрированных НКО [6]. Статистическая информация о количестве таких НКО по 2019 году отсутствует, но совсем скоро этот реестр опубликует Министерство экономического развития РФ ‒ в настоящее время Минэконмразвития РФ готовит к 01.05.20 г. актуальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций [7]. Мы уверены, что процентное соотношение СО НКО от общего количества НКО выросло еще больше с 2016 года. И тем более актуальным становится вопрос расширения действия Закона: о признании социальным предпринимателем не только субъектов малого и среднего бизнеса, но и некоммерческих организаций.

Литература:

  1. Плетень, А. С. Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки / А. С. Плетень // Предпринимательское и корпоративное право, 2016. № 10. С. 94‒101
  2. Перечень поручений по итогам встречи с представителями социально ориентированных, благотворительных организаций и волонтерского движения [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55419. Загл. с экрана. Яз. рус.
  3. Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2019 N 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57022) // Консультант Плюс: справочная правовая система [Электронный ресурс]: [сайт] URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342111/ (дата обращения: 17.05.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
  4. Васильева, К. В. Социальное предпринимательство узаконено: что дальше? / К. В. Васильева // Безопасность бизнеса, 2020. № 1. С. 20‒24
  5. Московская, А. Зачем нужен закон о социальном предпринимательстве? / А. Московская // Мир социального предпринимательства, 2019. № 10. С. 4‒13
  6. Количественные показатели развития некоммерческого сектора // Доклад Общественной палаты Российской Федерации 2017 [Электронный ресурс]: [сайт] URL: https://report2017.oprf.ru (дата обращения: 17.05.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.
  7. Минэкономразвития предложило дополнительный пакет мер поддержки для социально ориентированных НКО [Электронный ресурс]: [сайт] URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/minekonomrazvitiya_predlozhilo_dopolnitelnyy_paket_mer_podderzhki_dlya_socialno_orientirovannyh_nko.html Загл. с экрана. Яз. рус.
Основные термины (генерируются автоматически): Социальное предпринимательство, Российская Федерация, социальный предприниматель, социальное предприятие, среднее, внесение изменений, правовое регулирование, развитие малого, субъект малого, часть закрепления.


Ключевые слова

правовое регулирование, социальное предпринимательство, социальный предприниматель

Похожие статьи

Основные изменения в правовом регулировании института гражданства в Российской Федерации

Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Основные проблемы в сфере административно-правового регулирования туристской деятельности

Статья раскрывает основные проблемы, существующие в законодательной сфере регулирования такой предпринимательской деятельности как туризм. Также в статье раскрывается точка зрения автора на возможные пути устранения правовых пробелов. Автор статьи ...

Проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, а также выявлены основные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. В статье отмечено, что необходимо принятие закон...

Категориально-понятийный аппарат инвестиционной деятельности

В данной статье рассматриваются различные подходы к понятию «инвестиции», так как в экономической и юридической литературе данное понятие имеет различные подходы к пониманию. Также в данной статье анализируются различные подходы к понятиям «инвестици...

Уголовно-правовое понятие должностного лица: законодательные новеллы и практика их применения

Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных с принятием Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Финансово-правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье определяется круг финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Автором приходит к выводу о необходимости выделения нового типа правового регулирования — публично-обязывающего.

Правовое регулирование при признании банкротства индивидуального предпринимателя

В статье рассматривается проблематика правового регулирования при признании банкротства индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Затронуты актуальные теоретические вопросы, о правовой природе которых ведется дискуссия в нау...

Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России

В статье рассматриваются правовые проблемы, содержащиеся в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ». На основе научного исследования, предложены пути решения при помощи разработанного законопро...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Похожие статьи

Основные изменения в правовом регулировании института гражданства в Российской Федерации

Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Основные проблемы в сфере административно-правового регулирования туристской деятельности

Статья раскрывает основные проблемы, существующие в законодательной сфере регулирования такой предпринимательской деятельности как туризм. Также в статье раскрывается точка зрения автора на возможные пути устранения правовых пробелов. Автор статьи ...

Проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, а также выявлены основные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. В статье отмечено, что необходимо принятие закон...

Категориально-понятийный аппарат инвестиционной деятельности

В данной статье рассматриваются различные подходы к понятию «инвестиции», так как в экономической и юридической литературе данное понятие имеет различные подходы к пониманию. Также в данной статье анализируются различные подходы к понятиям «инвестици...

Уголовно-правовое понятие должностного лица: законодательные новеллы и практика их применения

Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных с принятием Федерального закона от 24 февраля 2021 года N 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Финансово-правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье определяется круг финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Автором приходит к выводу о необходимости выделения нового типа правового регулирования — публично-обязывающего.

Правовое регулирование при признании банкротства индивидуального предпринимателя

В статье рассматривается проблематика правового регулирования при признании банкротства индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Затронуты актуальные теоретические вопросы, о правовой природе которых ведется дискуссия в нау...

Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России

В статье рассматриваются правовые проблемы, содержащиеся в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ». На основе научного исследования, предложены пути решения при помощи разработанного законопро...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Задать вопрос