Статья посвящена вопросам расследования преступлений совершенных в результате несоблюдении правил дорожного движения. Особое внимание уделено разработке профилактических мероприятий, которые могли бы быть действенным механизмом снижения количества ДТП.
Ключевые слова: виктимность, безопасность дорожного движения, ПДД.
Необходимость исследования проблемы уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта связана с рядом факторов: потребностью регулярного обеспечения законности при расследовании преступлений; потребностью теоретического обеспечения положений уголовного законодательства и единообразного подхода к практике применения норм в рассматриваемой сфере.
Анализ официальных данных о погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что меры в области безопасности дорожного движения не приводят к существенному улучшению ситуации в данной сфере. На протяжении ряда лет наблюдается рост погибших и раненых в результате дорожно-транспортных преступлений, увеличиваются масштабы и тяжесть вреда, причиняемого участникам дорожного движения.
В механизме российского предупредительного воздействия в сфере безопасности дорожного движения человеческому фактору как объекту профилактики традиционно принадлежит определяющая роль. Такая профилактика в большинстве случаев направлена на потенциальных наиболее распространенных виновных участников дорожно-транспортных преступлений. Однако их эвентуальные потерпевшие редко являются объектом профилактической деятельности. Сегодня степень профилактического воздействия на виктимность граждан со стороны отечественных правоохранительных органов незначительна и уступает многим зарубежным странам в организации этой деятельности и ее эффективности [4, c.8]. Таким образом изменение подходов к профилактике нарушений правил дорожного движения является важной задачей для снижения числа преступлений в этой сфере.
Наиболее действенным механизмом снижения ДТП будет выступать проведение таких мероприятий как:
– ужесточение требований к прохождению медицинской комиссии будущих водителей;
– создание оптимальной программы подготовки будущих водителей, которая бы отличалась организованностью и особыми требованиями к лицам, проходящим обучение;
– проведение сотрудниками ГИБДД работы с населением, целью которой является противодействие правовому нигилизму;
– создание специализированного телевизионного канала, посвященного правилам дорожного движения, что, во-первых, будет способствовать накоплению знаний и их совершенствованию, а во-вторых, позволит получить информацию об изменении Правил дорожного движения, что в последнее время происходит все чаще.
Конечно, надо учитывать, что часть из этих мероприятий вполне могут вызвать негативную реакцию как среди тех, кто только готовится получить право управлять транспортным средством, так и среди уже опытных водителей. В первом случае это связано с тем, что ужесточиться механизм получения водительского удостоверения, во втором случае больше будет играть психологический фактор, поскольку водители со стажем неохотно принимают какие-либо нововведения. Однако это является недостаточно важным условием для отказа от таких мероприятий, поскольку человеческая жизнь бесценна, а водитель, нарушивший правила дорожного движения и причинивший тяжкий вред здоровью или смерть другим участникам дорожного движения, несет наказание, которое не соответствует тому вреду, который был причинен [2, c.157].
Конечно, надо понимать, что не только человеческий фактор является причиной аварий, на это влияют и состояние дороги, техническая исправность автомобиля (при том необходимо принять и то, что отдельные агрегаты могут отказать в независимости от правил эксплуатации транспортного средства), однако посредством создания действенного механизма который воздействует на сознание об неотвратимости наказания, позволит минимизировать количество ДТП. Такой механизм, прежде всего, состоит в изменении положений ст. 264 УК РФ относительно ужесточения дополнительного наказания за совершенное деяние, а также в работе с будущими и настоящими водителями [1]. Стоит отметить, что работа в первую очередь должна быть проведена именно с населением, ведь по большому счету, соблюдение правил на дорогах зависит именно от сознательности и самодисциплины водителей.
Действующее законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, нуждается в совершенствовании, при этом предлагаемые изменения должны строго соответствовать в первую очередь задачам и принципам УК РФ, а санкция вышеуказанной статьи — отвечать целям наказания, установленным общей частью УК РФ, что в настоящее время выполняется не в полной мере.
Кроме того, в целях снижения виктимности водителей, практикующих опасное вождение целесообразно:
– формировать в обществе резко отрицательное отношение и атмосферу нетерпимости к подобного рода явлению;
– обеспечивать неотвратимость наказания за правонарушения, совершенные водителями, практикующими опасную езду.
Однако, несмотря на очевидную значимость профилактики дорожно-транс-портного травматизма данное направление в противодействии дорожно-транспортной преступности реализуется недостаточно эффективно, практически не действует в отношении потенциальных потерпевших участников дорожного движения. В современной политике обеспечения безопасности дорожного движения виктимологическая профилактика пока еще не находит должного отражения [3, c.652].
Несмотря на то, что в действующем российском законодательстве виктимологическая профилактика как особый вид профилактики правонарушений не закреплена, ее потенциал как самостоятельного предупредительного направления разрабатывается, обосновывается и доказывается на уровне криминологических и иных исследований.
Необходимо учитывать современные виктимологические исследования дорожно-транспортных жертв, особенности виктимизации в сфере дорожного движения. Важным обстоятельством выступает дальнейшая разработка, и реализация профилактических мер в отношении разных видов участников дорожного движения и виктимогенных факторов, их законодательное обеспечение в современных условиях.
При наблюдающейся и прогнозируемой тенденции роста дорожно-транспортных происшествий и преступлений, увеличения числа пострадавших целесообразность реализации виктимологической профилактики очевидна. Ее целью является снижение виктимности жертв дорожно-транспортных преступлений, тяжести причиненного им вреда, а также улучшение состояния безопасности дорожных условий до уровня максимальной защищенности участников дорожного движения. Она может выступить одним из наиболее действенных средств снижения последствий дорожно-транспортной аварийности, предупреждения, как административных правонарушений, так и более опасных дорожно-транспортных преступных посягательств.
В виктимологической профилактике виктимного поведения скрыты резервы успешной деятельности по уменьшению дорожно-транспортного травматизма. Будучи экономичным методом воздействия на дорожно-транспортную преступность, виктимологическая профилактика должна стать перспективным направлением всей многоплановой работы с реальными и потенциальными потерпевшими, антивиктимизационной деятельности, связанно с совершенствованием состояния транспортных средств и дорожных условий.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Судакова О. В. Оптимизация транспортного законодательства с целью эффективного функционирования транспортного комплекса России / О. В. Судакова // Евразийский юридический журнал. — 2018. № 2. С. 156–158.
- Чучаев А. И. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств / A. И. Чучаев // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. — М.: Проспект, 2018. — С. 650–653.
- Якимов А. Ю. Ограничение права на управление автомототранспортными средствами (различные виды и их правовая природа) / А. Ю. Якимов // Административное право и процесс. — 2016. — № 4. — С. 8–13.