В течение почти двух десятилетий в лесной промышленности наблюдается быстрый рост, что делает Вьетнам ведущим экспортером деревянной мебели в Азии, и стоимость экспорта деревянных изделий и лесной продукции достигла рекордных 9,3 млрд. долларов в 2018 году. В контексте глобализации наряду с появлением протекционизма, лесная промышленность Вьетнама должна определить истинную конкурентоспособность и ориентировать соответствующие решения проблем для достижения цели устойчивого роста и развития.
1. Успех мебельной промышленности
− Тенденция расширения сотрудничества и международной экономической интеграции через торговые и инвестиционные соглашения нового поколения, особенно процесс переговоров и подписания Соглашения о добровольном партнерстве FLEGT с 2010 года, отражающий законные желания и обязательства в отношении лесной промышленности правительства и вьетнамского делового сообщества, помогла производителям более активно участвовать в глобальных цепочках поставок деревянных изделий, не только увеличивая при этом стоимость их экспорта, но и привлекая глобальных инвесторов в деревообрабатывающую промышленность Вьетнама.
− — Удовлетворение особых потребностей и конкретных заказов с помощью стратегии импорта сырья из США, Европы и разнообразных поставок сырья из лесопосадок с сертификацией FSC/PEFC с последующей переработкой в реэкспортированные продукты для крупных рынков вместо использования многих ресурсов для развитие сырьевых отраслей; содействие расширению многосторонних торговых отношений, содействие логистике и морским перевозкам, а также повышение приспособляемости к изменениям международного рынка.
− Производство деревянных изделий, используя много промышленной рабочей силы, с низкими барьерами для входа на совершенно конкурентный рынок и преобладанием очень динамичной и гибкой частной собственности (более 90 %) [1], что позволяет многим инвесторам легко создавать заводы и завоевывать долю рынка, что приводит к повышению качества, эффективности, повышению жизнеспособности и устойчивости отрасли. Несмотря на низкую по сравнению с другими быстрорастущими отраслями, рентабельность производителей мебели остается стабильной, в среднем более 5 % [1].
− Применение дизайна, разработки совместных продуктов, имеющих инновации на упаковке, перевозке, готовой сборке в соответствии со вкусами и модой мировых клиентов. Благодаря превосходному географическому расположению одного из логистических центров в Азиатско-Тихоокеанском регионе, мебельные компании простираются от юга, центрального побережья до севера, в частности на юге наблюдается высокая концентрация деревообрабатывающих заводов, на которые приходится около 70 % общей стоимости экспорта лесной промышленности всей страны [2].
2. Конкурентная мебельная промышленность
– Переговорная сила производителей-поставщиков: это фактор, который оказывает наибольшее влияние на мебельный рынок. Расположенные в динамичном экономическом регионе, с высокими темпами роста и большим населением, многие компании готовы конкурировать с точки зрения сырья и рабочей силы. Предвидя потенциал рынка Вьетнама, многие предприятия с иностранными инвестициями вложили значительные средства в заводы с передовыми технологиями и оборудованием для повышения эффективности и качества продукции, в том числе в основном из Тайваня, Японии, ЕС и совсем недавно из Китая.
+ Компании конкурируют друг с другом в области квалифицированной рабочей силы, способной эксплуатировать современное оборудование (станки с ЧПУ, системы автоматизации). Чтобы избежать привлечения квалифицированных рабочих в компании других отраслей, лесопромышленные предприятия должны повысить заработную плату, пособия и другие стимулы. Увеличение затрат на рабочую силу из-за повышения минимальной заработной платы, социального страхования, профсоюзных расходов и т. д. приведет к увеличению производственных затрат. Многие компании переедут в сельские районы, чтобы найти более дешевую рабочую силу.
+ Увеличение транспортных расходов, затрат на электроэнергию и т. д. также способствует увеличению производственных затрат, и небольшие компании могут потерять конкурентоспособность.
– Конкуренция между существующими компаниями: используя потенциал экспортного и внутреннего рынков, многие лесопромышленные компании рождаются и пытаются найти продажи. Чтобы добиться продаж, компании часто привлекают клиентов, снижая цены, повышая качество или улучшая услуги. Эти бизнес-стратегии привлекут клиентов со всего мира, а клиенты имеют право выбирать товары и услуги, что принесет местные и национальные конкурентные преимущества.
– Угроза потенциальных конкурентов: относительно низкие барьеры для входа на рынок позволяет небольшим компаниям легко создавать заводы с небольшими капитальными вложениями, которые быстро конкурируют с аналогичными заводами, потому что мебель имеет тот же базовый дизайн, обрабатывающие машины и оборудование очень похожи друг на друга, дизайн восприимчив к копированию, трудно защищая авторское право. Малым предприятиям становится все труднее, когда крупные предприятия производят разнообразные продукты и разрабатывают более сложные продукты.
– Переговорная сила отечественных и зарубежных заказчиков: деревянная мебель не является основным продуктом, а популярным продуктом в каждом доме. Успех мебельной промышленности во многом обусловлен ценовой привлекательностью ее продукции. Вьетнамские деревянные изделия известны своим единообразным качеством по низким ценам, своевременной доставкой и богатым дизайном, что соответствует широкому сегменту рынка от популярного до среднего класса.
3. Современные большие проблемы
− — США являются крупнейшим экспортным рынком деревянной мебели Вьетнама (до 3,9 млрд долларов США, что составляет 43,8 % после текстиля, обуви и телефонов) [3]. В то время как экономическая депрессия цикличена, как правило, 10 лет. Если основные рынки впадут в экономическую депрессию, экспорт деревянных изделий Вьетнама пострадает
— Вьетнам становится основным конкурентом, многие заказы перемещаются из Китая во Вьетнам для экспорта мебели в США со многими аналогичными преимуществами. Поэтому поток иностранных инвестиций (в основном из Китая) напрямую конкурируют с точки зрения рабочей силы и сырья, оказывая давление на отечественные предприятия. Стратегия низких цен также создает риск затопления товаров, что приводит к антидемпинговым пошлинам и даже к расследованию против коммерческого мошенничества для вьетнамской древесной продукции. Глобальный поток древесных материалов в Китай в настоящее время перемещается во Вьетнам, что является благоприятным условием для производителей, но также ставит отечественных поставщиков древесных материалов в сложную ситуацию, когда цены на сырье сильно падают.
— Увеличение расходов: в мебельной промышленности наблюдается снижение прибыли из-за роста затрат. Древесина составляет почти половину общей стоимости продукции. Быстрый рост производства и защита естественных лесов увеличили разрыв в спросе и предложении на деревянные изделия. Предложение древесных материалов и колебания цен, как правило, являются нестабильными факторами устойчивого развития. Средняя зарплата на душу населения также постоянно увеличивается, что приводит к росту затрат на рабочую силу в ситуации, когда предложение рабочей силы перестает быть дешевым. Высокие транспортные расходы препятствуют будущему росту отрасли.
— Технологический разрыв и инновации: Различия в производительности труда, уровнях управления и технологиях все еще существуют на многих деревообрабатывающих заводах. Имея крупные производственные контракты, многие малые и средние компании имеют ограниченные инвестиции, не разрабатывая оригинальные дизайны, не имеют собственных брендов и не обновляют технологии, препятствуя усилиям по получению заказов.
4. Рекомендации
+ Продвижение способности управления людьми, творчества и инноваций: предприятия сильно изменились по сравнению с тем, что было всего 5 лет назад, как в плане информированности, так и в навыках управления, руководства бизнесом и эксплуатации завода. Стремление к улучшению и преодолению трудоемкой деревообрабатывающей промышленности, преобразованной в капиталоемкую, с упором на инвестиции в технологии, производственные процессы и современные машины и оборудование (станки с ЧПУ) с помощью информационных технологий и автоматизации производственных линий для повышения производительности труда; усилия, направленные на то, чтобы стать производителями оригинального дизайна (ODM) и производителями оригинальных брендов (OBM), чтобы конкурировать за позиции с добавленной стоимостью в глобальной цепочке поставок продукции, переходя от простого производства, используя много электроэнергии, потребляя ресурсы к производству с высокой производительностью и добавленной стоимостью, а также двигаясь к будущему низкоуглеродного производства, умных и экологически чистых продуктов.
+ Повышение социальной ответственности, качества управления: владельцы предприятий теперь ищут истинные ценности от клиентов и крупных рынков, таких как США, ЕС, Япония и т. д. через социальную этику и корпоративную социальную ответственность, соответствие законодательству Вьетнама и международным стандартам и сертификатам, таким как BSCI, SMETA, BRC и т. д.
+ Создание глобальной конкурентоспособности: ассоциации и предприятия увеличивают инвестиции в развитие и сотрудничество между членами, между отраслевыми ассоциациями и поддерживающими отраслями для расширения производства, повышения качества и создания системы данных по лесной промышленности Биньдинь, связанной с VIFORES, HAWA, BIFA и т. д. для поддержки производственной и коммерческой деятельности членов. FPA Биньдинь продолжает развивать систему подотчетности на уровне ассоциации за законную и устойчивую древесину, поддерживаемую и признанную национальными и международными организациями, такими как FAO /UNREDD Вьетнама./.
Литература:
- Сводный отчет по деревообрабатывающей промышленности Вьетнама за 2019 год.
- Данные об импорте и экспорте лесной промышленности Вьетнама — Главное статистическое управление Вьетнама.
- Экспортный оборот Вьетнама 2019 — Министерство промышленности и торговли Вьетнама.