В современных экономических условиях глобализации экономики слияния и поглощения компаний являются важными инструментами, необходимыми для развития гражданско-правового оборота. В условиях развития экономических отношений и усиления конкуренции компании стремятся искать наиболее эффективные стратегии развития и расширения своей деятельности, чтобы получить преимущества в каком-либо секторе экономики. С точки зрения экономического анализа, слияния и поглощения являются способами установления контроля над компанией и ее активами, которые могут быть осуществлены путем проведения различных операций. Таким образом, основной целью слияния и поглощения организаций является их интеграция, позволяющая обеспечивать контроль над другими компаниями [3]. Анализируя статистику последних лет, можно наблюдать рост количества сделок слияния и поглощения [4]. Несомненно, увеличение сделок по слиянию и поглощению неизбежно ведет к появлению на рынке более крупных компаний, что наряду с положительными факторами, такими как: оптимизация производственных и управленческих расходов, консолидация инвестиционных средств, может оказать и негативное влияние, ограничив конкуренцию на рынке и создав объединенной группе компаний монопольные преимущества. Таким образом, создание в результате слияния компаний крупных концернов, отвечающих признакам монополии, может создать серьезную угрозу для конкуренции как одной из фундаментальных ценностей современного демократического общества.
Однако, необходимо отметить, что наличие самого по себе доминирования на рынке не является нарушением антимонопольного законодательства. Слияния и поглощения организаций, в случае их совершения без установленного антимонопольным законодательством одобрения, само по себе также не является нарушением, но может в последующем привести к ситуации на рынке, способствующей нарушениям антимонопольных требований. По своей сути контроль за совершением сделок слияния и поглощения и получение компаниями согласия на их совершение является ограничением принципа свободы договора и превентивной мерой защиты конкуренции. Совершение сделки слияния и поглощения может существенно увеличить долю участия отдельных организаций как на рынке в целом, так и в определенных секторах экономики.
Согласно законодательству России, под экономической концентрацией понимаются такие сделки и иные действия, осуществление которых влияет на состояние конкуренции [1]. Статьями 27 и 28 Федерального закона «О защите конкуренции» (Далее — ФЗ № 135-ФЗ) предусмотрен широкий перечень сделок, заключение которых требует предварительного согласия Федерального антимонопольного органа. Однако, несмотря на наличие такого широкого перечня сделок, требующих предварительного согласования, проблемы, связанные с ограничением конкуренции на рынке в результате заключения сделок слияния и поглощения, остаются актуальными по сей день. Это от части происходит от того, что финансовый и управленческий контроль одних участников рынка над другими не всегда сопровождается юридическим оформлением перехода права собственности на активы этих компаний, поскольку существуют и иные более завуалированные и юридически не оформляемые способы приобретения контроля над коммерческими организациями, такие как: введение аффилированного другой компанией члена совета директоров или наблюдательного совета, установление контроля над управленческим менеджментом, контроль за расходованием и движением денежных средств компании, которые выпадают из перечня ограничений, установленных ФЗ № 135-ФЗ.
Следует, однако, отметить, что не всегда слияние и поглощение компаний на рынке, создающее преимущество на рынке, является негативным фактором для экономики страны. В ряде случаев такие сделки становятся необходимыми для консолидации технологических мощностей и финансовых возможностей различных компаний для решения стратегических задач экономики страны. Данная позиция нашла свое отражение в подпункте 1 части 1 статьи 13 ФЗ № 135-ФЗ. Контролируемые государственным антимонопольным органом сделки и иные действия, могут признаваться допустимыми, если имеют своим результатом технологический и экономический прогресс, способствуют повышению конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке или ведут к получению соразмерных преимуществ покупателями.
Наряду с функцией одобрения сделок антимонопольный орган также обладает и иными инструментами, направленным на предотвращение роста экономической концентрации, такими как: выдача предписания, содержащего установленные органом определенные поведенческие требования, а также отказ в согласовании конкретной сделки. Следует отметить, что КоАП РФ [2] не содержит статьи, предусматривающей ответственность за несоблюдение процедуры одобрения сделки или иных действий, установленных статьей 27 ФЗ № 135-ФЗ, ответственность наступает лишь в случае возникновения в результате таких сделок определенных последствий.
В настоящее время критерием вмешательства антимонопольных органов в заключение сделок слияния и поглощения компаний выступает их стоимость. Однако, необходимо проработать правовой механизм оценки воздействия таких сделок на конкурентность рынка. В настоящее время законодательство не уделяет достаточного внимания иным экономическим критериям оценки влияния сделок слияния и поглощения на конкуренцию рынка и усиление экономической концентрации крупных компаний.
Таким образом, контроль антимонопольного органа за совершением сделок слияния и поглощения, которые могут создать угрозу конкуренции в определенных секторах рынка является актуальными вопросом современной российской правоприменительной и антимонопольной деятельности, нуждается в подробном анализе, исследовании и совершенствовании.
Литература:
- О защите конкуренции: Федеральный закон от 27.07.2006 № 135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 18.12.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1. Ст. 1.
- Брагин Дмитрий Викторович. Организационно-экономические механизмы слияния и поглощения предприятий корпоративного типа в Российской Федерации: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 СПб. 2006.
- Сайт KMPG. Рынок слияний и поглощений в России в 2019 г. Февраль 2020 г. [Электронный ресурс] / URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/02/ru-ru-ma-survey-2019.pdf.