В контексте настоящего времени боевые искусства восточного происхождения зачастую становятся одним из механизмов «мягкой силы». Они выступают в качестве носителя культуры и истории, при этом они же становятся и ключевым объектом интереса со стороны западного общества, вследствие неимения в Западной культуре чего-либо сопоставимого или схожего с боевыми искусствами Востока. Говоря о боевых искусствах в целом, в наше время им можно дать более широкий спектр трактовок и сфер использования. Ключевой секрет сохранения китайских боевых искусств практически в их исторической неизменной форме до наших дней, кроется в высокой «гибкости» по отношению к запросам своего времени и обстановки вокруг. В зависимости от конкретной эпохи, мирного или военного времени, ушу рассматривалось как один из видов из изобразительных искусств или способов наиболее эффективной физической, духовной и эмоциональной подготовки солдат к боевым действиям. И все эти аспекты нельзя упускать из внимания и при разговоре о современном взгляде на боевые искусства в Китае и других странах. Пройдя долгий путь трансформации от ритуальных танцев и театральных представлений до способа самозащиты и практики достижения духовной самореализации, ушу доходит до нас в своём наиболее известном сейчас виде, при этом сохраняя элементы всех своих предыдущих форм. Таким образом, оно становится «универсальным», так как способно отвечать требованиям практически любого человека, независимо от его социального положения, вероисповедания и страны происхождения, что делает ушу массовым явлением, так как не требует определённой изначально заложенной культурной базы для начала занятия им. И так, в наше время можно выделить четыре основных подхода к пониманию «Что такое ушу сегодня и для чего оно нужно?».
Ниже перечислены те концепции, которые наиболее востребованы в современных реалиях.
Профессиональная спортивная дисциплина. Чаще всего в наше время, люди, профессионально не занимающиеся изучением Востока и Китая в частности, знакомятся с боевыми искусствами, в нашем случае с ушу, через спорт. Однако стоит отметить, что этот способ является крайне действенным и привлекает большое количество людей, доказательством чего служит образование 3 октября 1990 года Международной Федерации Ушу, более известной под названием The International Wushu Federation (IWUF) [5]. Зачастую с таким подходом ушу очень сильно теряет в своей философско-идеологической базе, так как в этой сфере упор делается именно на техническую составляющую, мастерство исполнения и «театральность», что касается современного спортивного подраздела ушу — таолу [4], или же физическое состояние спортсмена, его реакцию, силу и опыт ведения боёв, что касается боевого спортивного подраздела — саньда (другое название саньшоу) [4]. Первый случай является неким слиянием древнего ритуального танца и боёв-представлений, а второй переосмыслением ушу в качестве военной дисциплины и способа самозащиты. Однако объединяющим фактором здесь будет являться стремление завоевать как можно большее количество медалей и призовых мест, что делает всё остальное лишь способом достижения, а не самой целью, как это было раньше. Соответственно такой аспект как этическая и идеологическая основы, становятся не нужными в контексте понимания ушу в качестве вида спорта — такой подход наиболее распространён именно в Европе, США и в некотором случае в странах СНГ.
Оздоровительная практика — способ эмоциональной и психологической разгрузки. Эти пункты, на мой взгляд, можно объединить в один, так как, преследуя какую-либо из этих целей отдельно, человек неизбежно начнёт постигать и вторую, так как, хотя эти составляющие принято разделять в наше время, изначально они являлись единым комплексом. Помимо спорта ушу также распространено в качестве оздоровительной практики, особенно в рамках самого Китая. Его популярность обусловлена рядом преимуществ перед другими оздоровительными дисциплинами. Во-первых, ушу включает в себя большое разнообразие школ и стилей, которые различаются между собой как по уровню физической подготовки, так и идеологической базой. Следовательно, каждый может найти для себя комплекс упражнений в соответствии с конкретной физической подготовкой и личным мировоззрением, в том числе присутствует широкий выбор «чистых спортивных» стилей, которые не имеют под собой философской основы, но при этом изобилуют большим количеством сложных акробатических прыжков и движений, которые неподготовленный человек не способен выполнить. Или же наоборот, стилей направленных на «внутреннюю тренировку», где основой становится стремление понять самого себя и мир вокруг, а комплекс движений базируется в первую очередь на дыхательных упражнениях и элементах, требующих умственной концентрации. Во-вторых, ушу в большинстве своём не требует специализированного спортивного инвентаря, а если человек и выбирает для себя стиль с применением вспомогательных предметов, например мечей, палок или вееров, они стоят относительно недорого и могут быть приобретены практически любым, независимо от его материального достатка.
Товар массового потребления или же «мягкая сила»? В данном случае нельзя говорить о том, что боевые искусства в понимании «массового товара» приобретают негативный окрас. Здесь уместно будет сказать о том, что сама концепция ушу в таком виде сводится к наиболее упрощённой форме самого себя, главной целью здесь будет являться не продаваемость ушу как товара, а заинтересованность им со стороны иностранного потребителя. Конечный желаемый результат — восприятие ушу именно как культурного феномена Китая посредством усваивания наиболее понятного его образа человеком, который не знаком так глубоко с культурой, историей и философией Китая. Другими словами, упрощение боевых искусств на уровне кинематографа и популярной массовой культуры является осознанным, ввиду требований со стороны современной мировой политики. Так как долгое время между странами Востока и Запада существовал «культурный барьер» [8], который во многом мешал пониманию и взаимодействию стран друг с другом, в новое время перед странами стоит задача нахождения общего языка при сохранении собственной уникальности, при этом не только на уровне государств, но и на уровне обычного населения, именно поэтому наиболее удачным подходом в таком случае будет являться переосмысление собственной культуры — сохранение внутреннего исторического стержня, но при этом придание «гибкости» относительно её видений и интерпретации, что делает процесс интеграции элементов традиционной культуры, например боевых искусств, танцев или литературы, в чужую культуру более мягким, но при этом не приводит к её полной ассимиляции, сохраняя при этом возможность подстраиваться под тенденции времени и конкретного региона.
Сейчас традиционные китайские боевые искусства вобрали в себя концепции западного понимания боевых видов спорта, но при этом и сохранила свои национальные особенности. Такой подход внешней гибкости и внутренней жёсткости одновременно является ключевым в продвижении «мягкой силы», особенно в культурной сфере.
Литература:
- Маслов А. А. Боевая добродетель. Секреты боевых искусств Китая [Электронный ресурс]: https://www.litmir.me/br/?b=214299&p=1 (дата обращения 25.03.2019)
- Маслов А. А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М.: Алетейа, 2003, с. 29–36.
- Маслов А. А. Танцующий феникс. Тайны внутренних школ ушу [Электронный ресурс]: https://www.e-reading.club/bookreader.php/113188/Maslov_-_Tancuyushchiii_feniks__taiiny_vnutrennih_shkol_ushu.html(дата обращения 02.04.2019)
- Музурков Г. Н. Основы ушу: Учебник для спортивных школ. — М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2006. — 576 с.
- Официальный сайт Международной федерации ушу [Электронный ресурс]: http://www.iwuf.org/about-iwuf/ (дата обращения: 07.04.2019)
- Традиционные боевые искусства как специфический культурный феномен. Выпускная квалификационная работа [Электронный ресурс]: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=561618 (дата обращения 13.01.2019)
- Харитонов А. И. «Мягкая сила» с китайской спецификой. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/myagkaya-sila-s-kitayskoy-spetsifikoy (дата обращения 20.04.2019)
- Байдаров Е. У. Проблемы дихотомии «Запад-Восток», «Восток-Запад» в глобалистике // CredoNew. № 4. 2007: [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/2007/11/26/problemy_dikhotomii_zapadvostok_vostokzapad_v_globalistike.html