Статья содержит результаты исследования готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и ее взаимосвязи с показателями деятельности учителя в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, готовность педагога к работе, педагогическая деятельность.
В современных условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется проблеме обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые, так же, как и нормально развивающиеся дети должны получить возможность раскрытия своего личностного потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Несмотря на это, в современной психолого-педагогической науке все еще не до конца разработанным является вопрос о том, как должны изменяться требования к деятельности педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ, к расширению их функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых и личностных характеристик. Данная ситуация обусловливает актуальность исследования проблемы готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Действительно, психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ обусловливают необходимость обладания учителями при работе с ними целым рядом новых компетенций (информационных, психологических и профессиональных), в совокупности формирующих структуру готовности к работе в условиях инклюзивного образования — достижение педагогом активно-действенного состояния личности, мобилизованность его сил для выполнения задач образования и воспитания в работе с данной категорией учащихся, сформированность установки на работу с ними [4, с. 16].
Анализ понятия «готовность к работе с учащимися с ОВЗ» и психолого-педагогических предпосылок ее формирования позволил высказать предположение о том, что уровень готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ находится во взаимосвязи с показателями их деятельности в процессе реализации инклюзивной практики. Проверка гипотезы проводилась в ходе эмпирического исследования на базе МБОУ Амикеевская ООШ Муслюмовского муниципального района. В исследовании принимали участие 25 учителей, работающих в условиях инклюзивного образования с учащимися 5–11 классов.
Исследование проводилось с использованием анкеты «Диагностика готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ» (Н. Л. Тюльпанова), опроса «Показатели деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику» (С. К. Нартова-Бочавер, Е. В. Самсонова), анкеты по изучению готовности педагогов к введению ФГОС ОВЗ. При анализе результатов диагностики использован коэффициент корреляции Пирсона.
Диагностика продемонстрировала, что высокий уровень готовности у работе с детьми с ОВЗ имеют 12 % учителей; средний — 68 %; низкий — 20 %. При этом, недостаточно развиты все три компонента готовности: среднее значение показателя информационной готовности к работе с детьми с ОВЗ составило у учителей 11,68 баллов при максимуме 20; психологической (личностной) готовности — 11,64; профессиональной (деятельностной) готовности — 11,68. Полученный результат объясняется современным состоянием системы инклюзивного образования в нашей стране, в частности, тем, что многие учителя, работающие с детьми с ОВЗ, не имеют специального образования и пополняют свои знания и совершенствуют умения уже в ходе непосредственно практической деятельности (А. Б. Чарыярова [6]).
Анализ показателей деятельности педагогов, реализующих инклюзивную практику показал, что они высоко оценивают уровень своих компетенций: среднее значение показателя базовых компетенций деятельности педагогов составило 24,68 (при максимальном 30); компетенций в области создания безопасной развивающей среды — 10,08 (максимальное 12); в области включения в деятельность обучающихся — 15,2 (максимальное 18); в области организации совместной деятельности и общения детей — 7,6 (максимальное 9); в области организации учебной деятельности — 4,88 (максимальное 6); в области решения коррекционных задач — 5,04 (максимальное 6); в области сопровождения ребенка в новой и проблемной для него ситуации — 7,68 (максимальное 9); в области сотрудничества с родителями — 7,56 (максимальное 9); в области командного взаимодействия — 5,2 (максимальное 6).
Полученный результат может быть связан с тем, что педагоги недостаточно объективно проводят самооценку собственной деятельности, не всегда видят имеющиеся у них проблемы в сфере реализации инклюзивного образования и оценивают свои умения и навыки несколько выше, чем они проявляются на самом деле. Это демонстрирует необходимость работы по формированию умений учителей, работающих в условиях инклюзии, проводить самоанализ и рефлексию своих компетенций (О. С. Кузьмина [2]). Полученные результаты также могут быть связаны с малым количеством обучающихся с ОВЗ в классах, в которых работают педагоги, в результате чего у них отсутствует возможность провести объективную оценку своих компетенций.
Изучение готовности педагогов к введению ФГОС ОВЗ позволило сделать вывод о том, что основной трудностью, с которой сталкиваются учителя в процессе организации и реализации принципов инклюзивного образования, является недостаточный уровень профессиональной (деятельностной) готовности учителей к осуществлению такой работы. Полученные результаты соответствуют большинству современных исследований: так, Т. В. Богуцкая [1], Н. В. Курилович [3], В. М. Романенко [5], О. В. Шатунова [7; 8] часто указывают на то, что система подготовки учителей к работе в условиях инклюзивного образования на данном этапе не совершенна и не обеспечивает высокого уровня эффективности в педагогической работе с учащимися.
Полученные в ходе диагностики результаты позволили провести корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязей между готовностью педагогов к работе с учащимися с ОВЗ и показателями их деятельности. В результате обнаружилось, что значимыми являются корреляции между: уровнем информационной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ и показателями сформированности компетенций в области организации совместной деятельности и общения детей (на уровне р=0,01); в области сотрудничества с родителями (на уровне р=0,05); в области командного взаимодействия (на уровне р=0,05).
Значимы также корреляции между уровнем психологической готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ и показателями сформированности компетенций в области организации совместной деятельности и общения детей (на уровне р=0,05) и в области командного взаимодействия (на уровне р=0,05).
Кроме того, статистически значимая связь существует между уровнем профессиональной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ и показателями сформированности компетенций в области решения коррекционных задач (на уровне р=0,01) и в области сотрудничества с родителями (на уровне р=0,05).
Выявленные взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что готовность педагогов к работе с учащимися с ОВЗ является одним из факторов эффективности инклюзивного образования, в связи с чем учителя нуждаются в проведении с ними психолого-педагогической работы, направленной на формирование всех трех компонентов готовности — информационного (повышение уровня знаний и умений педагога в сфере инклюзивного образования); психологического (общее отношение учителя к инклюзии, принятие ее ценностей) и профессионального (способность применять свои знания и навыки в работе с учащимися с ОВЗ).
Литература:
- Богуцкая Т. В. К вопросу о подготовке будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. — 2018. — С. 43–46.
- Кузьмина О. С., Чекалева Н. В. Реализация компетентностного подхода в подготовке педагогов к инклюзивному образованию посредством модульной программы // Инклюзия в образовании. — 2016. — № 1. — С. 53–62.
- Курилович Н. В. Формирование готовности педагогов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2018. — № 6. — С. 136–143.
- Приходько О. Г. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций. — М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. — 227 с.
- Романенко В. М., Полякова М. А., Гладкова Н. А. Формирование профессиональной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ // Молодежь и научно-технический прогресс. — 2017. — С. 391–393.
- Чарыярова А. Б. Проблемные зоны в подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. — 2019. — С. 315–318.
- Шатунова О. В., Минахметова А. З. Готовность российских педагогов к реализации инклюзивного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. — 2019. — № 8 (37). — С. 44–51.
- Шатунова О. В., Минахметова А. З., Талышева И. А., Пешкова М. Диагностика профессионально-психологической готовности российских педагогов к реализации инклюзивного образования // Казанский педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 143–149.