В статье рассматривается проблема бедности в Калининградской области, основные факторы её стимулирующие, связь с показателями экономического развития региона.
Ключевые слова: Калининградская область, уровень бедности, денежный доход населения, уровень жизни населения.
Обеспечение экономической безопасности является основным условием стабильности общества, его активной жизнедеятельности и благосостояния, а также независимости страны от влияний внутренних и внешних угроз. От экономической безопасности региона зависит экономическая безопасность страны в целом.
В научной литературе нет единого общепринятого перечня индикаторов экономической безопасности регионов. Однако низкий уровень жизни населения, высокая дифференциация доходов и значительный масштаб бедности бесспорно можно отнести к наиболее значимым внутренним угрозам экономической безопасности России. А превышение данными показателями пороговых значений может привести к существенной деформации государства, нарушению социальной стабильность в обществе.
В свою очередь, уровень бедности является ключевым показателем, который используется при установлении: минимальных социальных гарантий для граждан (МРОТ, минимального размера пенсии, пособий и пр.); уровня стабильности в обществе; эффективности работы правительства.
Особую актуальность тема бедности приобрела в период валютного кризиса, начавшегося в 2014 году и повлёкшего за собой спад уровня жизни населения. В данных условиях низкое бюджетное финансирование социальной сферы и ошибки в принятии конкретных мер сокращения уровня бедности могут стать разрушительными для государства.
Изучение современного состояния и динамики уровня бедности в Российской Федерации говорит о тенденциях уменьшения численности населения проживающего за чертой бедности за последние 19 лет более чем на 24 миллиона человек, данные этого представлены в таблице 1. [7]
Таблица 1
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
Однако в последние годы численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума то шла на спад, то вновь увеличивалась, а на период 2018 года был достигнут уровень схожий с показателями 2009–2011 года. В первую очередь это связано с кризисным падением доходов населения в результате валютных шоков, инфляции и спада предпринимательства.
Исследования уровня бедности в субъектах России показывают, что прямой связи между ростом экономики и уровнем бедности нет, что значительно осложняет выработку действенных мер социальной и экономической политики в решении вопросов по сокращению бедности. Экономический рост при отсутствии действенного механизма перераспределения доходов ещё не означает снижение уровня бедности, а наоборот, может даже способствовать его росту.
Так, наиболее существенной проблемой в Калининградской области по сей день остаётся высокий уровень бедности. Рост валового регионального продукта на душу населения, увеличение промышленного производства, повышение инвестиционной привлекательности региона в связи с созданием особой экономической зоны и специального административного района (офшорной зоны), развитие инфраструктуры в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году не смогли повлиять на ситуацию должным образом.
В Калининградской области численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2019 году превышает 13,7 %, что выше общероссийского уровня. Ситуация стала несколько лучше в сравнении с 2016 годом, однако, всё ещё является крайне неудовлетворительной. Если в 2014 году данный показатель составлял 12,1 % (порядка 116 тысяч человек) от общего населения области, то уже в 2016 году за четной бедности находилось более 14 % населения (136 тысяч человек). [3, с. 14]
Существенны различия по уровню дифференциации доходов населения в зависимости от субъекта РФ, стоимости потребительской корзины региона. Так, минимальный среднедушевой доход населения Калининградской области в 2018 году составлял 25062 рубля в месяц (для сравнения в Республике Калмыкия данный показатель равен 14667 рублей, в Московской области — 39431 рубль). Однако стоимость потребительской корзины в зависимости от региона может отличаться в несколько раз.
В особой степени подвержены бедности жители малых городов, сельских районов (в Калининградской области более 1 тысячи сельских населённых пунктов). А кризисные состояния последних лет повлияли на то, что в категорию социально уязвимых граждан стал входить широкий круг работающего населения (особенно среди работников бюджетной сферы).
Высокая степень неравенства в распределении доходов является одним из факторов, подпитывающих среду бедности. Так, в 2018 году глава Росстата Александр Суринов в интервью «Российской газете» сообщил, что разница в доходах 10 % самых богатых и 10 % самых бедных россиян составляет 15:1 [6]. В Калининградской области данный показатель равен 10,4, однако, как правило, самый низкий уровень дифференциации доходов наблюдается в регионах подверженных кризису, а уровень среднедушевого дохода в них ниже аналогичного значения по стране на 15–30 %. Это достигается за счёт того, что в регионе в относительном выражении бедных гораздо больше, а богатых меньше.
Сравнение уровня дифференциации денежных доходов населения в Калининградской области к показателям Российской Федерации можно увидеть в таблице 2. [7]
Таблица 2
Дифференциация денежных доходов населения в Калининградской области за 2019 год, %
Мы видим, что к I группе населения (с наименьшими доходами) принадлежит на 1,3 % больше граждан, чем в целом по стране, в то время как к V группе (с наибольшими доходами) на 4,3 % меньше.
Ключевым показателем уровня жизни является денежный доход населения. Рассмотрим его в сравнении с средним показателем по России (таблица 3).
Таблица 3
Среднедушевые денежные доходы населения Калининградской области за период с 2015 по 2019 год, руб. в месяц [7]
Значение среднедушевого дохода населения в Калининградской области ниже среднего значения по стране практически на 20 %, что также говорит о возможном кризисном состоянии региона.
Реальные располагаемые доходы граждан России сокращаются с 2014 года. В первую очередь это связано с обесцениванием национальной валюты, низкой индексацией заработной платы, осложнениями получения социальных выплат. Так, в 2015 году рост реальных денежных доходов населения составил лишь 97,2 % от уровня 2014 года, а в 2016 году лишь 94,6 % от уровня 2015, показатели 2017 и 2018 года держатся на уровне показателей 2016 года. [3, с. 17]
Рассмотрим соотношения реальных располагаемых доходов населения к показателю 2013 года, взятому за базисный, указанные в таблице 4. [7]
Таблица 4
Соотношение реальных доходов периоду 2013 года,%
Как мы видим: с 2014 по 2017 год реальные располагаемые доходы населения сократились практически на 8,4 %. И лишь в период 2018–2019 года удалось частично компенсировать сложившийся обвал.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области: Калининградская область в 2019 году занимает последнее 10 место (9 место в 2018 году) в рейтинговой оценке социально-экономического положения региона по показателю реальной заработной платы одного работника среди регионов Северо-Западного федерального округа. [5]
Сложно прогнозировать как данная ситуация изменится к концу 2020 года в период усугубления кризисной ситуации, нестабильности на мировом нефтяном рынке и пандемии.
Данные Росстата свидетельствую о сокращении доли доходов населения от предпринимательской и иной деятельности, что также крайне негативно сказывается на уровне жизни населения, так как малое и среднее предпринимательство является одной из важнейших составляющих в развитии общества, экономики и сокращении уровня бедности. Рассмотрим источники доходов населения в таблице 5. [7]
Таблица 5
Денежные доходы населения по источникам их поступления
Более трёх четвёртых доходов населения приходятся на доходы от заработной платы и социальных выплат, иные же источники ежегодно сокращаются и становятся всё менее доступными для граждан.
Таким образом, расчёты и официальные данные показывают, что основным фактором бедности в регионах остаётся денежный доход населения. Без экономического роста ликвидация бедности является фактически неосуществимой, однако, сам по себе рост не способствует снижению уровня бедности. В этих условиях немаловажным является повышение эффективности управления государственными финансами в их общественном перераспределении.
Проблема бедности в Калининградской области носит серьёзный характер, её удалённость и достаточно высокая стоимость жизни при средних доходах являются наиболее значимым фактором высокого уровня бедности.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
- Калининградская область в цифрах, 2019: Статистический сборник / Калининградстат — Калининград, 2019–335 с.
- Скуфьина Т. П. Эконометрическая оценка развития межрегиональной дифференциации в России и прогноз влияния ВТО на динамику процесса / Т. П. Скуфьина, С. В. Баранов, В. П. Самарина; Ин-т экон. проблем Кольского науч. центра РАН. — Апатиты, 2015. — 150 с.
- Официальный сайт Правительства Калининградской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://gov39.ru/national-projects/
- Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://rg.ru/
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/