В статье рассматриваются основные показатели продовольственной безопасности Калининградской области в соответствии с новой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, осуществляется оценка продовольственной безопасности Калининградской области.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, оценка продовольственной безопасности, показатели продовольственной безопасности.
The article discusses the main indicators of food security in the Kaliningrad region in accordance with the new Doctrine of food security of the Russian Federation, measurement the food security of the Kaliningrad region.
Keywords: food security, measurement of food security, index of food security.
Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Это обстоятельство влияет на все аспекты жизни региона, в частности на его способность обеспечения населения региона продовольствием в необходимых объёмах, качестве и количестве. Калининградская область имеет выгодные территориальные условия для сотрудничества с европейскими странами, а также ряд преимуществ приморского расположения.
В соответствии с обновлённой Доктриной продовольственной безопасности, основными показателями продовольственной безопасности стали: продовольственная независимость, экономическая и физическая доступность, а также соответствие пищевой продукции требованиям законодательства Евразийского экономического союза о техническом регулировании. [1]
Для эксклавной зоны важными и фундаментальными для оценки продовольственной безопасности является показатель продовольственной независимости (самообеспеченности продовольствием) в силу своего географического положения. Таблица 1 содержит в себе показатели потребления продуктов населением за год и данные о производстве продукции, необходимые для определения самообеспеченности области продовольствием.
Таблица 1
Потребление продуктов иих производство вКалининградской области, тыс. тонн вгод [2, с. 47]
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
Потребление продуктов питания всем населением региона, тыс. тонн |
|||||
Овощи |
111,4 |
104,9 |
105,0 |
104,4 |
109,5 |
Картофель |
109,5 |
110,7 |
106,1 |
105,8 |
106,9 |
Яйца и яйце продукты, млн. штук |
268,4 |
272,2 |
268,5 |
275,7 |
283,9 |
Молоко и молочные продукты |
271,3 |
219,4 |
222,1 |
222,3 |
224,2 |
Мясо и мясопродукты |
87,3 |
85,2 |
86,6 |
87,7 |
87,3 |
Фрукты и ягоды |
72,7 |
63,5 |
67,1 |
64,6 |
68,1 |
Производство продукции растениеводства и животноводства, тыс. тонн |
|||||
Овощи |
65,2 |
64,0 |
67,8 |
66,4 |
70,0 |
Картофель |
125,7 |
149,5 |
126,4 |
109,2 |
142,7 |
Яйца и яйце продукты, млн. штук |
204,6 |
213,5 |
235,7 |
265,1 |
252,6 |
Молоко и молочные продукты |
170,3 |
174,9 |
175,2 |
177,2 |
184,4 |
Мясо и мясопродукты |
53,9 |
54,3 |
61,0 |
65,5 |
62,7 |
Фрукты и ягоды |
20,6 |
20,2 |
38,7 |
29,4 |
33,3 |
Как видно из таблицы, в Калининградской области потребление яиц, молока, овощей, фруктов, ягод и картофеля увеличилось, а потребление мяса незначительно сократилось в 2018 году. В свою очередь, производство продукции по этим же видам продуктов увеличилось.
Результаты расчёта показателей продовольственной независимости, основанные на соотношении данных производства и потребления продуктов, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели продовольственной независимости(самообеспеченности) Калининградской области,%
Продукты питания |
Пороговое значение |
2014 год |
2015 год |
2016 Год |
2017 год |
2018 Год |
Мясо и мясопродукты |
Не менее 85 % |
61,7 |
63,7 |
70,4 |
74,7 |
71,8 |
Молоко и молокопродукты |
Не менее 90 % |
62,7 |
79,7 |
78,8 |
79,7 |
82,2 |
Картофель |
Не менее 95 % |
114,7 |
135,0 |
119,1 |
103,2 |
133,5 |
Овощи и бахчевые |
Не менее 90 % |
58,5 |
61,0 |
64,6 |
63,6 |
63,9 |
Яйца и яйцепродукты |
Значение не установлено |
76,2 |
78,4 |
87,8 |
96,1 |
89,0 |
Фрукты и ягоды |
Не менее 60 % |
28,3 |
31,8 |
57,7 |
45,5 |
48,9 |
Составлено автором
Как видно из расчётов показателя, продовольственная независимость в регионе за последние 5 лет была достигнута по картофелю и даже превышала пороговое значение. В 2018 г. в регионе отмечается самый высокий показатель самообеспеченности картофелем (133,5 %).
По другим продуктам продовольственная независимость не была достигнута за последние годы, и значения показателей даже не приблизились к пороговым. Однако абсолютно по всем показателям отмечается повышение показателя самообеспечения по сравнению с 2014 г. Можно также заметить, что в 2016 г. зафиксированы достаточно высокие показатели, тогда как в 2017 г., они сократились. Это касается, овощей, картофеля, фруктов и ягод, что объясняется тяжёлыми погодными условиями, которые повлияли на посевы и сборы данных видов культур.
О зависимости региона в продовольствии свидетельствуют и данные импорта. По данным на 2018 г. импорт продовольственных товаров составил 2 117,8 млн. долларов США или 25,7 от общего объёма импорта. В 2017 г. 1 987,6 млн. долларов США или 27,6 % от общего объёма импорта. [4]
Физическая доступность продовольствия, рассматриваемая с позиции обеспеченности населения теми или иными видами торговых площадей, осуществляющих продажу продовольствия в регионе, рассчитывается по представленным в таблице 3 данным.
Таблица 3
Обеспеченность населения Калининградской области площадями торговых объектов по продаже продовольственной исельскохозяйственной продукции,%
Показатель иединица измерения показателя |
Нормативное значение |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Обеспеченность населения торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции (показатель рассчитывается с 2016 года), торговых объектов на 10 тысяч человек |
12,03 |
- |
16,6 |
18,8 |
15,8 |
Обеспеченность населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках, торговых мест на 1 тысячу человек |
0,60 |
1,32 |
1,34 |
1,36 |
0,71 |
Обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов, квадратных метров на 1 тысячу человек |
511,19 |
606,1 |
627,8 |
886,6 |
810,50 |
Составлено автором по [6, с. 145]
Ввиду отсутствия статистических данных обеспеченности площадями стационарных торговых объектов по продаже продовольственных товаров представляется возможным рассчитать физическую доступность только по значению общей площади стационарных торговых объектов на кв. м на 1000 человек.
В соответствии с приведёнными в таблице 4 данными, в Калининградской области с каждым годом повышается обеспеченность населения торговыми павильонами, киосками и метами на розничных рынках, но в 2018 году значения по всем показателям снизились, однако не ниже установленных нормативов.
Таблица 4
Физическая доступность населения Калининградской области вразных видах торговых объектов по продаже продовольственных товаров,%
Показатель физической доступности по: |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
торговым павильонам и киоскам по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции |
- |
138 |
156,2 |
131,3 |
площадям торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках |
220 |
223,3 |
226,6 |
118,3 |
Площадям стационарных торговых объектов |
118,6 |
122,8 |
173,4 |
158,6 |
Составлено автором
Для повышения доступности товаров для населения, поддержки российских производителей товаров в регионе проводятся ярмарки, функционирует 11 универсальных розничных рынков. Кроме того, в регионе имеется сеть магазинов по реализации продукции местных товаропроизводителей, где цены ниже на 5–7 % от сложившихся розничных цен. [5]
На постоянно функционирующих ярмарках определено 36 площадок, включающих 1516 мест, из которых в 2018 г.: на мясо, мясную гастрономию приходится 362 места (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 1,7 %), на молоко и молочную продукцию 171 место (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 2,3 %), для овощей, фруктов, ягод предусмотрено 709 мест(по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 13,2 %), рыба, рыбная продукция, морепродукты занимают 83 места (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 1,2 %) и хлеб, хлебобулочная продукция расположена на 38 местах (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 34,5 %). [5]
Для определения экономической доступности продовольствия в Калининградской области используются показатели потребления продовольствия на человека в год, отражённые в таблице 5, и сравниваются с рациональными нормами их потребления.
Таблица 5
Потребление основных продуктов питания, на душу населения вгод [2, с. 48]
Продукты питания |
Нормативное значение |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Картофель |
90 |
113 |
114 |
108 |
107 |
107 |
Овощи и бахчевые |
140 |
115 |
108 |
107 |
105 |
110 |
Фрукты свежие и ягоды |
107 |
75 |
65 |
68 |
65 |
68 |
Сахар |
24 |
43 |
44 |
45 |
45 |
45 |
Мясопродукты |
73 |
92 |
88 |
88 |
89 |
87 |
Хлебопродукты |
96 |
106 |
107 |
106 |
106 |
107 |
Молоко и молокопродукты |
325 |
280 |
226 |
226 |
224 |
225 |
Яйца (штук) |
260 |
277 |
280 |
274 |
278 |
284 |
Масло растительное |
12 |
13,3 |
13,5 |
13,8 |
14,0 |
14,1 |
Рыбопродукты |
22 |
23 |
20 |
20 |
21 |
22 |
Как видно из представленных данных, превышение относительно рациональных норм потребления отмечается по картофелю, сахару, мясопродуктам, хлебу, яйцам, растительному маслу за весь исследованный период. Потребление сахара превышает норму в 1,8 раза. Потребление картофеля на душу населения за несколько лет сократилось до 107 кг в год, потребление молока также значительно снизилось, потребление яиц же — напротив увеличилось до 284 шт., превышая нормативное значение
Результаты расчёта показателя экономической доступности представлены в таблице 6. Как видно из таблицы, в Калининградской области экономическая доступность продовольствия достигнута не по всем продуктам питания. Так доступность картофеля снизилась за последние 5 лет, но при этом всё также остаётся в пределах нормы. Высокая доступность с незначительными изменениями за последние годы остаётся по таким продуктам, как мясо, масло растительное, яйца и хлебопродукты. Сахар в Калининградской области является одним из самых экономически доступных продуктов, а фрукты, ягоды – напротив. Также наблюдается низкий показатель доступности овощей и молока.
Таблица 6
Экономическая доступность продовольствия вКалининградской области,%
Продукты питания |
Пороговое значение |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Картофель |
100 % |
125 |
126 |
120 |
119 |
119 |
Овощи и бахчевые |
82 |
77 |
76 |
75 |
79 |
|
Фрукты свежие и ягоды |
70 |
61 |
63 |
61 |
63 |
|
Сахар |
179 |
183 |
187 |
187 |
187 |
|
Мясопродукты |
126 |
120 |
120 |
122 |
119 |
|
Хлебопродукты |
110 |
112 |
110 |
110 |
112 |
|
Молоко и молокопродукты всего в пересчете на молоко |
86 |
70 |
70 |
69 |
69 |
|
Яйца |
106 |
108 |
105 |
107 |
109 |
|
Масло растительное |
110,8 |
112,5 |
115 |
116,6 |
117,5 |
|
Рыбопродукты |
104,5 |
91 |
91 |
95,4 |
100 |
Составлено автором
В соответствии с техническими регламентами Таможенного Союза, устанавливающими требования безопасности пищевых продуктов, контроль продуктов питания осуществляется по ряду гигиенических показателей. Для оценки показателя соответствия продукции требованиям законодательства рассматривается доля проб пищевой продукции, не соответствовавших гигиеническим нормативам. По данным Роспотребнадзора В 2018 г. по сравнению с 2017 г. удельный вес продукции не соответствовавшей гигиеническим нормативам по содержанию химических загрязнителей снизился до 0,2 % против 0,3 % в 2017 г. и увеличился по показателям микробиологического загрязнения: 2,8 % в 2018 г., 2,6 % в 2017 г., 2,4 % в 2016 г. [3, с. 18]
По результатам мониторинга качества и безопасности пищевой продукции в 2018 г. в Калининградской области было забраковано 11661 кг продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них 3793 кг — импортируемых. В количественном выражении наибольший показатель забракованной продукции был зафиксирован в 2014 г. (909 партий), а наименьший в 2017 г. (283 партии), в 2018 г. этот показатель снова повысился до 667 партий. [3, с. 221]
Исходя из оценки продовольственной безопасности региона, можно сделать следующие выводы. Во-первых, восполнение недостатка продукции собственного производства в регионе за счет импорта и поставок из других регионов приводит к дополнительным затратам и создает угрозу нестабильности снабжения продовольствием, а значит происходит снижение самообеспеченности региона продукцией собственного производства.
Во-вторых, говоря об экономической доступности продуктов для населения следует понимать, что разные категории населения имеют неодинаковые гарантии экономического доступа к продовольствию, их рацион питания может меняться в зависимости от уровня доходов. На покупку продуктов питания в среднем в месяц на одного члена домохозяйства приходится около трети потребительских расходов. Увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (13,8 % в 2018 году) [2, с. 38], низкий уровень доходов лишает возможности выбора и приобретения продуктов питания в соответствии со своими пищевыми предпочтениями и ведет к неполноценному питанию населения.
В-третьих, физическая доступность населения области является устойчивой. В регионе имеется необходимо количество торговых объектов по продаже продовольствия.
В-четвёртых, имеется риск ухудшения качества продовольствия на прилавках магазинов в регионе, который обусловлен ростом в 2018 году количества забракованной продукции в связи с наличием явных признаков недоброкачественности, без документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность, без необходимой информации для потребителя.
Главными задачами региона в таких условиях становятся нахождение оптимального баланса между собственным производством и внешними поставками, а также обеспечение населения продовольствием в необходимом количестве и качестве. В связи с этим региону необходимо использовать все имеющиеся возможности, потенциальные точки роста и развития АПК, рыбохозяйственного комплекса, пищевой промышленности и других сфер для обеспечения продовольственной безопасности в области.
Литература:
- Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.01.2020 г., № 4, ст. 345.
- Калининградская область в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник/ Калининградстат-Калининград, 2019–144 с.
- О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Калининградской области в 2018 году: Государственный доклад. –М.: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области, 2019. –257 с.
- Официальный сайт Калининградской областной таможни: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://koblt.customs.ru/
- Официальный сайт Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://minprom.gov39.ru/
- Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Калининградской области за 2018 год: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://gov39.ru/ekonomy/zip/celprog/doklad2018.pdf