В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, развитие предпринимательства, Российская Федерация, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Развитие малых и средних предприятий (МСП) — важный фактор совершенствования экономики страны. Это дополнительные рабочие места, налоговые отчисления в пользу государства. Данная сфера регулируется в России Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 209) [1], Федеральным законом № 171-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 171) [2].
По данным Доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей низкая эффективность государственной политики по развитию МСП стала причиной того, что за последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с прежнего уровня в 20–21 %. В 2019 году ситуацию принципиально изменить не удалось [2, с. 36].
Большинство проблем малого, среднего предпринимательства состоит в постоянно изменяющейся правовой базе, которой становится всё сложнее соответствовать, пробелах законодательства в целом. Однако правовое регулирование играет определяющую роль в области становления и развития малого и среднего предпринимательства в России.
Первая проблема заключается в том, что Закон № 209-ФЗ устанавливает заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (п. 1 ч. 1 ст. 14), предусматривает ведение реестров получателей поддержки органами, предоставляющими эту поддержку (ст. 8). Анализ ч. 2 ст. 14 и других положений Закона № 209-ФЗ позволяет говорить о том, что именно при обращении хозяйствующих субъектов за государственной или муниципальной поддержкой им необходимо документально подтвердить свой статус субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии с критериями, которые закреплены в ст. 4 Закона. Наряду с подтверждением статуса субъекта малого или среднего предпринимательства для получения государственной или муниципальной поддержки необходимо также соответствовать условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Учитывая изложенные условия и дополнительные ограничения, установленные в ч. ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, можно сделать вывод о том, что далеко не все субъекты малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также на финансовую поддержку названных органов. В литературе указывается, что программы государственной поддержки малого бизнеса в России охватывают всего лишь около 2 % предпринимателей, это крайне мало.
Вторая проблема состоит в том, что на субъектов МСП возлагается большая нагрузка по предоставлению в органы статистического учета большого количество форм статистических данных. Размер штрафов, предусмотренных ст. 13.19. КоАП РФ [4] за непредставление или несвоевременное предоставление респондентами официального статистического учета первичных статистических данных (для юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей), не соответствует общественной опасности деяния. При этом каждый год практически во все формы отчетности вносится значительное количество корректировок. Чаще всего эти изменения носят формальный характер — изменение форматов, правил заполнения отчетных документов. Например, с 2018 года изменилась форма налоговой декларации по налогу на имущество организации, изменилась форма налоговой декларации по транспортному налогу. Подобные не всегда существенные изменения, как правило, не приводят к облегчению документооборота, максимально чувствительны для субъектов МСП.
Третьей проблемой и существенным недостатком для субъектов МСП является тот факт, что они не могут оперативно внести изменения и вернуться в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРСМСП). В соответствии с пп.1 п.5 ст. 4.1. ФЗ № 209-ФЗ сведения о субъектах МСП вносятся в ЕРСМСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Повторное внесение сведений о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе, исключенном из ЕРСМСП, возможно спустя лишь год. При этом наличие сведений в ЕРСМСП является подтверждением статуса субъектов МСП, обязательным условием для их участия в конкурсных процедурах на заключение муниципальных/ государственных контрактов, необходимым условием для получения субсидий, финансирования по программам развития МСП и других преимуществ. Следовательно, отсутствие МСП в данном реестре влечёт потерю ими льгот, без которых многие их низ не могут «удержаться на плаву», становятся вынуждены прекращать свою деятельность.
Недостатком также является тот факт, что некоторые субъекты малого и среднего предпринимательства ошибочно полагают, что если они ранее соответствовали критериям для признания их субъектом малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», то при изменении одного из критериев они будут продолжать числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Как справедливо отмечает Гафарова в своей работе, для решения данной проблемы руководителям субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо изучать и знать ФЗ № 209-ФЗ, четко отслеживать изменение критериев соответствия предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также понимать, что если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, превысил установленные действующим законодательством предельные значения, то организация будет исключена из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [5].
Таким образом, большинство нормативных-правовых актов сейчас решают только вопросы достижения целевых показателей в секторе малого и среднего бизнеса, не решая вопроса его стабильного развития на многие годы. Важнейшим направлением развития должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий, доступность и понятность процедуры приобретения статуса предпринимателя. Решение данных проблем должно стать одной из основных и приоритетных задач государства.
Литература:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Российская газета, № 164, 31.07.2007.
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей «Реестр системных проблем Российского бизнеса — 2019» от 04.04.2019 г.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.05.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 13.19.
- Гафарова, Я. В. Проблемы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства / Я. В. Гафарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 234–239. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55752/ (дата обращения: 31.05.2020).