Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу.
Жак-Ив Кусто
Физика — фундамент жизни, «царица наук» наравне с математикой, прочно вошедшая в нашу повседневность. Она неразрывно связана с химией, биологией и экологией. Постигая её законы, человек открывал для себя новый мир, новые явления. Он начал использовать земные ресурсы — газ, нефть, уголь, он стал обрабатывать землю, брать и преобразовывать энергию воды, солнца. Человечество благодаря физике вышло в открытый космос, открыло вокруг себя другие планеты и, возможно, откроет новые виды разумной жизни. Но самое главное — человек может жить благодаря этой науке. Трение позволяет ему ходить, ездить на автомобилях, летать на самолётах и даже сидеть и спать. Он может использовать свою планету практически полностью, но и должен осознавать свою ответственность перед ней.
Заполняя полный бак своей машины топливом, выкидывая в мусорное ведро очередной недописанный листок, создавая стихийные свалки в лесу, пригородах, мы не задумываемся, что истощаем Землю, нанося ей колоссальный вред. По подсчетам ученых, на перегнивание одной бутылки из пластика уходит примерно 100 лет! Учитывая, сколько этих бутылок производится в секунду и сколько их разбрасывается по белу свету без утилизации, можно понять, что произойдет, если они все попадут в землю, в моря и океаны. Если не сократить выбросы дыма, углекислого газа и других вредных веществ в атмосферу, неизбежно может наступить изменение состава воздуха, причем не в лучшую сторону.
Учитывая выше сказанное, нужно прививать в человеке любовь к собственному дому — планете Земля, объяснять, что его возможности не безграничны.
Люди, поняв, что мир, в котором они живут, требует помощи, стали принимать меры. Начали возводить очистительные сооружения, которые преобразуют сточные воды в чистую, пригодную для питья и хозяйственных нужд. Появились мусороперерабатывающие заводы, экологические виды топлива.
Современному поколению детей также важно прививать общечеловеческие ценности и чем раньше начнётся эта работа, тем ощутимее будет результат.
Экологическое воспитание на уроках физики поможет детям понять, как важно сохранить планету в чистоте. Они лучше узнают о всех видах загрязнения окружающей среды и методах борьбы с ними. Так природа останется в надежных руках, и будет радовать своей красотой не одну тысячу лет.
Какие же приёмы и методы можно использовать на уроках физики для привлечения внимания детей к участию в решении экологических вопросов, с учетом того, что время уроков ограничено? Прежде всего, это участие в экологических акциях, проводимых в школе. В рамках которых может быть выпуск стенгазет, участие в викторинах, конкурсах и т. д. А во время урока, с учетом изучаемой темы или при повторении можно решить 1–2 задачи по тематике экологических акций.
Например, 21 марта отмечается международный день леса, можно решить следующие задачи:
- Леса — лёгкие планеты. Один гектар леса за год очищает 18 миллионов кубических метров воздуха от углекислого газа. Сколько кубических метров воздуха от углекислого газа очистит лес в течение года площадью 15 гектар?
Ответ. 270 000 000 м3
- Задача по картинке. Одна брошенная батарейка загрязняет тяжелыми металлами 20 м2 земли — это территория двух взрослых деревьев или убивает одного ёжика. Сколько квадратных метров чистой земли и деревьев сохранили ученики нашей школы, собрав и сдав 902 батарейки? Скольким ёжикам сохранили жизнь?
Ответ. 18040 м2 чистой земли и 1804 дерева; 902 ёжикам.
- Почему, несмотря на то, что в лесу бывает тихо, ни малейшего дуновения ветерка, мы ощущаем запахи трав и цветов?
Ответ. Происходит диффузия; молекулы пахучих веществ перемещаются в воздухе.
- В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
(Запомни! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара.)
Ответ. 108 деревьев.
- Один гектар средневозрастного леса поглощает ежегодно 4,6–6,5 тонн углекислого газа и выделяет при этом 3,5–5 тонн кислорода. Сколько тонн кислорода выделяет 50 гектаров леса?
Ответ. Примерно 250 тонн
- Шестьдесят килограммов макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 2 тонны макулатуры, собранной учениками нашей школы?
Ответ. Примерно 33дерева.
1 апреля— Международный день птиц
- Иногда птицам приходится без остановки лететь над морем и горами. Наибольший «беспосадочный» перелёт в 3300 км совершает кроншнеп и ржанка, летящие на зиму с Северо-Американского материка на Гавайские острова. Средняя скорость перелётных птиц 50км/ч. Определите время беспосадочных перелётов птиц.
Ответ. Примерно 66 ч.
- Самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи. Скорость их полёта 100- 150 км/ч. А вот кряковые утки им уступают, они летают со скоростью 96км/ч. Какое расстояние пролетают эти птицы за 1 минуту?
Ответ. Стриж с максимальной скоростью — 2500м, а кряковые утки — примерно 1600м.
- Французские исследователи использовали радиомаяк для определения дальности и скорости перелёта альбатроса. Выяснилось, что за 33 дня птица покрыла расстояние в 15200км. Определите среднюю скорость движения альбатроса.
Ответ. Примерно 5,3 м/с.
- Голубь весом 3 Н набирает высоту 100 м в течение 20 с. Какую мощность он развивает?
Ответ. 15 Вт.
22 марта Всемирный день воды
- Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой плёнкой? Как влияет нефтяная плёнка на биосферу водоёма?
Ответ: Плотность нефти меньше, чем плотность воды, поэтому нефть плавает на поверхности воды. Слой нефти затрудняет диффузию кислорода в водоем и диффузию углекислого газа в атмосферу. Нефтяная пленка уменьшает освещенность водоема, затрудняя процесс фотосинтеза, нарушает теплоизоляцию перьев у водоплавающих птиц.
- Известно, что одна батарейка загрязняет тяжёлыми металлами до 400 литров воды. Ребята нашей школы собрали и сдали 902 батарейки. Сколько кубических метров чистой воды сохранили ребята?
Ответ. 360,8 м3.
- Почему, чтобы река была полноводной, по её берегам должно расти много деревьев?
Ответ: Корни деревьев, благодаря принципу капиллярности, накапливают и хранят запасы подпочвенной влаги, питающей реку. Чтобы сберечь воду, надо беречь и выращивать лес.
- В России есть два моря, представляющие собой сообщающиеся сосуды, — Азовское и Чёрное, причём одно почти пресное, а другое солёное. Не может ли вода, перетекающая из одного моря в другое через Керченский пролив, пагубно отзываться на жизни морских обитателей?
Ответ. Азовское море пополняют пресной водой реки Дон и Кубань, но перетекание из него воды в случае подъёма её уровня не представляет опасности для обитателей Чёрного моря. В засушливые же годы это пополнение ослабевает, уровень воды в Азовском море понижается, солёная вода из Чёрного моря частично перетекает в Азовское и губит в нём пресноводную рыбу.
- Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час. Сколько кубических метров воды выльется в течение суток?
Ответ. 24м3
- Озеро Уаикатипу, самое длинное в Новой Зеландии, протянулось с севера-запада на юго-восток почти на сто километров. С этим озером связано загадочное явление, объяснение которому наука пока не нашла. Вода в нём каждые пять минут то поднимается на семь с половиной сантиметров, то опускается до прежнего уровня. Озеро как бы дышит. Определите амплитуду и частоту «дыхания озера».
Ответ. Амплитуда — 3,75см, частота — 0,5мин-1
16 сентября— Международный день охраны озонового слоя
- Почему заводские трубы делают как можно более высокими?
Ответ: Чем выше труба, сооруженная над топкой, тем больше разница давления наружного воздуха и воздуха в топке и трубе, поэтому при увеличении трубы усиливается тяга. Хорошая тяга важнадля получения высокой температуры и более полного сгорания топлива.
- Промышленные центры, расположенные в зоне влажного климата, сильно загрязняют атмосферу. Почему?
Ответ: Пылинки промышленных отходов, частицы дыма при большой влажности воздуха служат центрами конденсации водяных паров. В результате этого масса таких частиц увеличивается, уменьшается их скорость диффузии. Поэтому пылинки создают вокруг промышленного центра дымовые облака.
- Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к уменьшению ледников на горах. Почему? Каковы возможные последствия этого?
Ответ: Промышленные отходы оседают в виде пыли на поверхности ледников, что ускоряет их таяние под действием солнечных лучей. Уменьшение льда может привести к изменению климата.
- Сколько выхлопных газов за сутки выбросит в воздух автомобиль, если израсходует 30 литров бензина?
Ответ.24кг.
Таким образом, решая на уроках задачи непосредственно по темам физики, можно привносить в условия этих задач экологический подтекст, что в немалой степени способно привлечь внимание учащихся к вопросам экологии. К тому, что человек должен разумно и бережно относиться к природным богатствам, понимая, что они не безграничны и что безрассудное их использование может привести к весьма и весьма печальным последствиям. Экологически грамотное подрастающее поколение сможет прочувствовать свою ответственность за взаимоотношение между Человеком и Природой, реально оценивая причины неблагоприятной экологической обстановки и принимать необходимые меры для исправления экологических ошибок и проведения необходимой восстановительной работы, способной сохранить нашу планету на долгие, долгие годы без разрушений и рукотворных катаклизмов.
Литература:
- А. И. Семке — Нестандартные задачи по физике для классов естественно-научного профиля, Ярославль Академия Развития, 2007;
- А. И. Семке — Нестандартные задачи по физике для классов гуманитарного профиля, Ярославль Академия Развития, 2007;
- Интернет-ресурсы.