В статье рассмотрены органы государственного контроля за соблюдением норм трудового права — государственная инспекция труд и органы общественного контроля за соблюдением норм трудового права — профессиональные союзы, основной задачей которых является защита трудовых прав работников. Кратко рассмотрена деятельность органов государственного и общественного контроля в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Автором проанализированы основные ошибки работодателей, даны краткие рекомендации по выстраиванию грамотных отношений между сторонами трудового договора.
Ключевые слова: государственный контроль (надзор), защита трудовых прав, работник, работодатель, государственная инспекция труда, Трудовой кодекс РФ, проверки, профессиональные союзы
Государственный контроль (надзор) занимает ведущее место при защите трудовых прав работников. Каждая организация и индивидуальный предприниматель в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности обязаны соблюдать трудовое законодательство. С целью проверки соблюдения организацией и индивидуальным предпринимателем трудового законодательства установлен государственный контроль (надзор), ведь в трудовых отношениях, в отличии от гражданско-правовых отношений, работник находится не в равных правах с работодателем и, как правило, является более слабой стороной.
Надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Трудовом Кодексе РФ посвящена глава 57. В соответствии со ст. 353 Трудового Кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральная инспекция труда, в соответствии со ст. 354 Трудового Кодекса РФ, является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Одной из основных задач федеральной инспекции труда является обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда (ст. 355 ТК РФ). Поэтому всем работодателям необходимо учитывать, что в случае возникновения конфликтных ситуаций между работником и работодателем, которые явились последствием нарушения трудового права работника, работник может обратиться в государственную инспекцию труда, находящуюся в субъекте РФ, за защитой своих трудовых прав.
Учитывая, что подача работником жалобы крайне проста на сегодняшний день — достаточно иметь выход в интернет, — работодателям необходимо выстаивать грамотные отношения со своими работниками, дабы избежать «незваного гостя» в виде государственного инспектора труда, который обязан отреагировать на жалобу работника и провести проверку на предмет соблюдения работодателем трудовых прав работника. Как правило, подача жалобы работником сопровождается эмоциональным всплеском. Порой работник не осознает последствия своих действий и руководствуется исключительно сиюминутной ситуацией. Грамотный работодатель не допустит такой ситуации, зная, что, если после подачи работником жалобы в государственную инспекцию труда работодатель с работником мирно порешают вопросы, проверка все равно состоится, так как законодательством не предусмотрен отзыв жалобы. Ведь любая проверка, как плановая, так и особенно внеплановая (по жалобе работника), может очень дорого стоить работодателю в буквальном смысле. Причем ответственность может быть не только административная, но и уголовная. Сюда можно добавить и репутационные риски, которые несет работодатель, независимо от результатов проверки.
Так как за защитой трудовых прав в государственную инспекцию труда может обратиться только работник, может сложиться мнение, что работодатель никак не защищен перед данным органом государственного контроля. Однако, это не так.
При проведении проверок государственные инспекторы труда обязаны соблюдать права работодателей. Именно в интересах проверяемых лиц был принят Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данный Закон должен соблюдаться при любых проверках со стороны государственной инспекции труда. Ведь, если проверка проведена с грубым нарушением установленных требований, работодатель вправе обжаловать ее. Результаты такой проверки не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудовых прав работников, и она подлежит отмене вышестоящим органом контроля или судом на основании заявления работодателя.
Помимо государственного контроля (надзора) защиту трудовых прав работников, в соответствии со ст. 352 Трудового Кодекса РФ, призваны осуществлять и профессиональные союзы. Хотя в настоящее время редко в каких-либо организациях, особенно в коммерческих, созданы и успешно функционируют профсоюзы, данный способ защиты своих трудовых прав гораздо реже используется работниками. Как показывает практика, работодатели пресекают всяческие попытки работников создать в организации первичный профсоюзный орган, так как понимают, что «бороться» с одним работником гораздо проще, нежели с органом, представляющим интересы большинства трудового коллектива. К тому же, при наличии в организации профсоюза, работодатель обязан многие «кадровые» вопросы с ним согласовывать, что также невыгодно работодателю. Несмотря на то, что защита трудовых прав работников профессиональными союзами не так часто применяется на практике, данный способ защиты заслуживает того, чтобы на нем подробно остановиться.
Использование данного способа защиты приводит к возникновению отношений по общественному контролю за соблюдением трудовых прав работников. Хотя защитная функция профсоюзов включает в себя и иные действия. По мнению А. А. Аппакова, защитная функция профсоюзов реализуется в четырех организационно-правовых формах:
1) Участие в отношениях социального партнерства;
2) Участие в применении установленных условий труда;
3) Участие в разрешении трудовых споров;
4) Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
На основании ст. 370 Трудового Кодекса РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организации профессиональных союзов с целью осуществления контроля за соблюдением норм трудового права могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений, а также в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их прав.
В соответствии с ч. 7 ст. 370 ТК РФ профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении общественного контроля взаимодействуют с государственными органами по надзору за соблюдением норм трудового права.
Профессиональные союзы на основании заключения инспекции труда могут подготовить заявление в судебный орган по защите прав неопределенного круга лиц. Профсоюз вправе обжаловать нормативный правовой акт любого уровня на предмет его признания противоречащим федеральному или региональному закону. Признание нормативного правового акта недействующим исключает возможность его применения с момента вступления в законную силу решения суда. С согласия работника, выраженного в письменной форме, профессиональные союзы могут обращаться за защитой прав в государственные органы по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства, а также в суд. В этом случае интересы работника может представлять профсоюзный инспектор или уполномоченный по охране труда. Таким образом, реализация полномочий по общественному контролю за соблюдением трудовых прав работников также может заканчиваться обращением в государственные органы, имеющие механизмы по восстановлению нарушенных прав работников.
В завершение хочется сделать вывод о том, что, несмотря на существование и функционирование органов государственного и общественного контроля за соблюдением трудовых прав, куда работник в любое время может обратиться с жалобой на своего работодателя, тем не менее, для развития и процветания нашей страны необходимо, чтобы стороны трудового договора — работник и работодатель — научились «слышать» и «слушать» мнение другой стороны, незамедлительно реагировать на возникающие недопонимания, ценить и уважать друг друга, чтобы государственные инспекции труда и профессиональные союзы больше времени уделяли иным задачам. Ведь самое ценное в любой организации — это кадры!
Литература:
- Аппаков А. А. Некоторые проблемы реализации защитной функции профсоюзов в переходный период: учебник для вузов// правоведение. 1998. № 2. С. 104.
- Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ// СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.