Вхождение в мировое сообщество, различные процессы, протекающие в сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Все это не может, не отразится на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.
Следует отметить, что знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества. Для того чтобы находиться в курсе развития своей области в мировой практике, необходимо достаточно владеть информацией не только на родном языке, но и на иностранном. Именно поэтому XXI век ЮНЕСКО обозначило как век полиглотов.
Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия обучающимся не только для усвоения конкретных знаний и выработке умений, но и овладения способами их применения в различных ситуациях.
Для решения поставленной задачи современному учителю необходимо выбрать такие методы обучения, которые помогут активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, а также позволят каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.
Образовательные технологии, которые используются учителем иностранного языка, должны быть наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она не была, не создаст максимально эффективных условий для творчества учителя и развития способностей учащихся.
Необходимо отметить, что процесс интеграции образовательных технологий — это не просто процесс переноса одной технологии в другую и не ее механическое присоединение. Каждая из технологий, участвующих в интеграционном процессе, получив информацию от другой и примеряя ее к своим особенностям, перестраивает и перерабатывает ее в соответствии со своей структурой, функциями, содержанием, целями и задачами. В результате она органически вплетается в структуру данной технологии и используется ею в процессе непосредственной деятельности.
Современными технологиями, применяемыми в методике преподавания английского языка, являются технология «Языкового портфолио» и «Кейс-технологии».
Рассмотрим их применение на практике преподавания английского языка в средней школе.
Технология «Языкового портфолио»
В ряду инновационных технологий обучения «Языковое портфолио» выделяется тем, что характеризуется методистами как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития учащихся. В центре внимания оказывается то, что обучаемые умеют делать с языком, а не то, что они смогут продуцировать или вспомнить, как это обычно бывает в случае формального контроля (тестирования или сдачи экзаменов). Замысел данной технологии заключается в формировании и развитии у учащихся умения рефлексии, то есть самооценки. Учащиеся не просто отбирают какие-то свои работы в отдельную папку. Каждая работа комментируется самим учеником: почему именно эту работу он отобрал, как сам оценивает свои достижения по данной теме или по всему курсу в целом, над чем, по его мнению, стоит поработать более интенсивно, в чём испытывает наибольшие трудности, наконец, согласен ли он с оценкой учителя, если нет, то почему? Комментируя отобранные работы, ученик размышляет о своих делах, своих успехах и трудностях, задумывается о причинах этих трудностей. Следующий этап — это защита «портфеля ученика». Учитель назначает нескольких независимых экспертов из числа учащихся. Эксперты знакомятся с содержанием, формулируют свои суждения и выводы. Автор высказывает свою позицию, эксперты и все желающие задают ему вопросы. Затем выступают эксперты с коллективно выработанным заключением, в котором подводится итог, в чём их мнения совпали с мнениями автора «портфеля ученика», в чём не совпали. Никаких отметок данная технология не предусматривает, только общие оценки.
На основании вышесказанного можно определить цели создания и ведения «портфеля ученика»:
– отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми;
– исследовать собственное развитие в течение определённого времени;
– ставить реальные учебные цели на ближайшее будущее;
– развивать у учащихся навык рефлексии.
Принципы данной педагогической технологии можно сформулировать следующим образом:
- Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией (грамматикой, лексикой, фонетикой), социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями. А также овладение умением принимать самостоятельные решения в процессе индивидуальной и групповой деятельности, прогнозировать последствия принимаемых решений
- Систематичность и регулярность самомониторинга. Это означает достаточно последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения иностранным языком. Задача составителя портфолио — тщательно проанализировать свои работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчёт-комментарий самооценки. Здесь же он может высказаться и по поводу оценки учителя или родителей. В этом отношении комментарии учителя для него должны служить образцом. Именно эти суждения и составляют сущность рефлексии.
- Структуризация материалов «портфеля ученика», логичность, лаконичность всех письменных пояснений.
- Аккуратность и эстетичность оформления «портфеля ученика».
- Целостность, тематическая завершённость представленных в «портфеле ученика» материалов.
- Наглядность и обоснованность презентации «портфеля ученика».
Можно предложить учащемуся следующую структуру «портфеля ученика: Титульная страница. Название самого «портфеля ученика». Имя ученика. Название предмета. Период создания «портфеля ученика». Дата начала и окончания. Примерное время защиты «портфеля ученика». Имя учителя.
Содержание «портфеля ученика»: краткая история успехов ученика — анализ достигнутых результатов: что легче даётся, что труднее, в чём эти трудности, начиная с младших классов. Записи, доклады, домашние работы. Восемь работ, по крайней мере, из четырёх разных разделов. Необходимо включить один пример, иллюстрирующий вашу индивидуальность, оригинальность мышления.
Контрольные, самостоятельные работы. Пять работ по не менее чем трём темам, включая, по крайней мере, одну работу, демонстрирующую ваш подход к исправлению ошибок и коррекции вашего понимания тех или иных проблемных ситуаций, которые обсуждались в классе.
Тесты. Четыре различных теста не менее чем по трём темам.
Использование информационных технологий.
Групповой проект. Опишите детально групповой проект, в котором вы принимали участие.
Ваша любимая работа. Этот раздел должен быть предпослан отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему вы выбрали именно этот вид работы в качестве предпочтительного для вас.
Оценка родителей/рецензента. Письменная рецензия родителей (на русском языке) или независимого рецензента (на иностранном языке).
Самое сложное в создании «портфолио ученика», конечно, отбор наиболее репрезентативных работ, а также написание достаточно вдумчивого комментария к ним.
В ходе работы над созданием «портфеля ученика» по иностранному языку определилась концепция. Основные положения заключаются в следующем:
– создание «языкового портфеля ученика» требует совместной работы трёх заинтересованных сторон — ученика, учителя и родителей, как рецензентов;
– посредством «языкового портфеля» осуществляется повышение мотивации на всех этапах обучения за счёт активизации самооценки;
– «языковой портфель ученика» создаёт предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения иностранного языка.
Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанных на решении конкретных задач–ситуаций (кейсов). Их относят к неигровым имитационным методам обучения. Кейс метод интегрирует в себе формы развивающего обучения, включая процедуру индивидуального, группового и коллективного развития, формирование многообразных личностных качеств обучаемого.
Необходимость внедрения кейс методов в систему образования обусловлена тенденцией общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, на развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать массивы информации.
Источниками формирования кейса служат:
– художественная и публицистическая литература;
– научность и строгость тексту придают статистические данные;
Материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или иной проблеме. Реальные события жизни также могут стать ценным источником ситуации для кейса, также, как и материалы Интернета.
Все источники информации для кейса являются продуктом человеческой деятельности. В связи с этим ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения, должно строиться на реальных событиях, в центре которых находится лицо, принимающее решение.
Различают несколько видов кейсов:
- Практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы реально и подробно отразить жизненную ситуацию. учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучающихся, закреплению знаний и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации
Практический кейс должен быть максимально наглядным и детальным. Главный смысл его использования сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Примером практического кейса может служить кейс на тему “Job application” (обращение на работу). Ученикам выдается кейс со следующими материалами:
– образец резюме и сопроводительного письма;
– 10 типичных ошибок при составлении резюме;
– советы, которых следует придерживаться при прохождении собеседования;
– полезные фразы, которые можно использовать при прохождении собеседования;
– образцы диалогов;
– статья из газеты о правилах приема на работу;
– информация о компании, которая принимает на работу;
После изучения материалов кейса необходимо написать резюме и сопроводительное письмо в компанию и разыграть деловую игру “Job interview” (собеседование при приеме на работу), где ученики выступают в качестве кандидата и работодателя. В заключении работодатель выбирает одну кандидатуру и объясняет свой выбор.
- Обучающие кейсы. Их основной задачей является обучение. Этот тип кейса отражает жизнь не «один к одному». Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее распространены в жизни. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет элемент условности при отражении в нем жизни.
Примером может служить обсуждение кейсов о деятельности разных учебных заведений. Но следует отметить, что работа с такими кейсами идет лучше, если в классе есть ученики, чьи родственники или друзья учатся в этих учебных заведениях.
- Научно-исследовательские кейсы. Они ориентированы на осуществление исследовательской деятельности. Основной смысл исследовательского кейса заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Примером такого кейса может служить кейс по теме “The system of education in Russia, the USA and Great Britain”. Ученикам предоставляется информация о системах образования в трех странах, а они должны выбрать признаки общие между ними, и признаки, отличающие их друг от друга. Можно усложнить исследование, предварительно дать задание ученикам найти информацию о системе образования в России, США и Великобритании.
Таким образом, кейс-технология позволяет более успешно, по сравнению с традиционной методикой, развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, самостоятельно разрабатывать алгоритм принятия решения.
В заключении хочется подчеркнуть важность соблюдения баланса между классической методикой и инновационными технологиями, которые делают современным образовательный процесс, кардинально изменяя структуру современного учебного занятия и роль учителя. Для того чтобы не потеряться в современном информационном методическом пространстве, на наш взгляд, учитель прежде всего, должен знать особенности стиля учащихся своего класса, группы и уметь подобрать для них наиболее оптимальные технологии и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался.
Литература:
- Яковлева С. В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс // Английский язык в школе. — 2009. — № 2(26). — С.20–24.
- Омельченко Л. Кейс-метод на уроках английского языка / Л. Омельченко [Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.ru/2012/08/casemethod-englishlessons/ (дата обращения: 17.10.2013)
- Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на установление квалификационной категории (первой и высшей) в Хабаровском крае: сборник нормативных и методических материалов. Выпуск 1 / сост. Т. А. Петрунина. — Хабаровск: ХК ИРО, 2011. — 179 с.