Использование современных информационных технологий в обучении — одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Человек в большей мере воспринимает информацию в визуальной форме, которая на данный момент преобладает в современном мире. В связи с этим применение известных методов обучения совместно с новыми разработками технологий визуализации информации поможет повысить эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова: инфографика, современная образовательная технология, информация.
Использование современных информационных технологий в обучении — одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В настоящее время в системе образования компьютерная техника и другие средства информационно-коммуникационных технологий используются при изучении всех учебных предметов.
Человек в большей мере воспринимает информацию в визуальной форме, которая на данный момент преобладает в современном мире. В связи с этим применение известных методов обучения совместно с новыми разработками технологий визуализации информации поможет повысить эффективность образовательного процесса.
Одной из таких технологий является инфографика.
Инфографика — это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков. В современном коммуникативном процессе присутствие инфографики повышает качество преподносимого материала, а также увеличивает его значимость и наглядность [1, с. 385].
Принято считать, что иллюстрации к различного рода данным имеют сравнительно короткую историю. На самом же деле у визуализации информации довольно обширное прошлое, и насчитывает оно не одно столетие. История начинается с ранних карт и медицинских теорий. Дальнейшую роль в истории сыграли прогресс в математике, торговле, развитие разного рода статистики и науки в целом сильно ускорили развитие визуального мышления.
В современном понимании инфографика закрепилась в коммуникационном процессе около 25 лет назад, при помощи зарубежных массовых средств массовой информации [2, с. 102].
Актуальность данной темы заключается в том, что в связи с бурным ростом и усложнением информации требуется найти наиболее эффективный способ ее представления и подачи.
Если же вы заинтересовались вопросом создания инфографики вы должны понимать, что, как и при создании любого продукта существуют определенные правила, которым необходимо придерживаться, если хотите получить качественный продукт. Что же нужно для того, чтобы создать отличную, качественную инфографику?
Ознакомимся с основными этапами создания:
1 этап — это выбор темы. Правильно выбранная тема — залог успеха качественного конечного продукта. При выборе темы учитывайте ее актуальность и востребованность.
2 этап —Выявление целей инфографики. Перед тем как переходить к сбору данных и непосредственно к созданию нужно определиться с целями, которые будет преследовать инфографика. Помимо этого, определитесь с ключевой проблемой, ведь польза и есть в том, что инфографика будет решать актуальную проблему.
3 этап — Сбор данных для инфографики. Когда вы определились с темой и целью, можно приступать к сбору данных. Что бы собрать данные можно обратиться к поисковым системам таким как google, yandex, mail, также можно воспользоваться научно-популярной литературой.
4 этап —Систематизация. Один из сложнейших этапов включает упорядочивание, анализированние и сортировку собранной информации.
5 этап —Определение вида инфографики. Определите какой вид инфографики будет смотреться наиболее выигрышно. Вернитесь ко второму этапу, где была сформулирована проблема, и в зависимости от нее выбирайте тот вид инфографики который поможет наиболее обширно, просто, и при этом эстетично раскрыть проблему.
6 этап — Создание эскиза. Перед тем как перейти непосредственно к созданию, необходимо сделать эскиз. Эскиз — это предварительный набросок, фиксирующий замысел. На данном этапе необходимо задать «тон», выразить идею будущей инфографики.
7 этап — Создание основного и второстепенных объектов. Чтобы инфографика не превратилась в кашу из картинок, диаграмм и текста вводится основной и второстепенные объекты. Основной объект-это центральное тело, которое должно непроизвольно привлекать внимание читателя. Второстепенные объекты, это те объекты, на которые переключается внимание после того, как изучен основной.
8 этап— Макетирование, постановка- сборка графики на основе эскиза.
После того как разработан эскиз и определен основной и второстепенные объекты, можно перейти к компоновке материала, а именно сборке информационной композиции, размещая текст.
Создавая инфографику, не забывайте, что красота не является основополагающим фактором, нужно понимать, что без удобства и ясности представления информации, не получится полноценной картинки. Учитывайте, что не всю информацию можно представить, например, в виде статичной инфографики, необходимо помнить, что есть и другие ее виды.
Распространение инфографики в различных областях достаточно широко: СМИ, наука, медицина, образование. В каждой из этих областей можно найти, как и замечательные примеры, так и менее удачные, которые было бы достаточно тяжело использовать для практического применения. Особенное распространение инфографика получила в образовательной среде, когда большие текстовые и числовые данные визуализируются в понятные графики и рисунки. В настоящее время увеличивается количество информации, которую трудно донести до учеников. Это касается всех школьных предметов, особенно в старших классах, и для решения этой проблемы нужно применять способы, пробуждающие интерес к теме, делающие информацию более простой, наглядной. Применение такой технологии, как инфографика, позволяет решить подобные проблемы.
В дальнейшем востребованность инфографики в образовательной среде будет только расти. Она позволяет дать возможность ученикам поработать с информацией и освоить ее через его доминирующий тип интеллекта. Сама инфографика выступает уже не просто как инструмент индивидуализации обучения, а как многофункциональный инструмент, область применения которого в образовании может быть довольно широка: урок, проект, исследовательская деятельность, самообразование и другое.
Литература:
- Антипова В. Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США. ШБ, 2015 (7) // Официальный сайт школьной библиотечной ассоциации. [Электронный ресурс] URL: http://rusla.ru/rsba/ (Дата обращения: 20.05.2020).
- Смикиклас, Марк Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений / Марк Смикиклас. — М.: Питер, 2012. — 102 c.