Подготовка офицеров Генерального штаба Русской императорской армии в 1894–1917 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 04.06.2020

Статья просмотрена: 850 раз

Библиографическое описание:

Серов, Е. И. Подготовка офицеров Генерального штаба Русской императорской армии в 1894–1917 гг. / Е. И. Серов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71135/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор анализирует подготовку офицеров генерального штаба русской императорской армии в 1894–1917 гг.

Ключевые слова: армия, генеральный штаб, подготовка, Николаевская Академия.

Подготовка офицеров генерального штаба в Российской Империи значительно отличалась от подготовки прочих офицеров. Она осуществлялась в Николаевской Академии Генерального Штаба. Академия была расположена в Санкт-Петербурге, на Суворовском проспекте, д. 32.

Название Николаевская Академия Генерального Штаба, это военно-учебное заведение носило с 1855 г.. в память скончавшегося в этом году императора Николая I. В 1909 г. военно-учебное заведение было переименовано в Императорскую Николаевскую Военную Академию. [4, с. 14]

Николаевская Академия Генштаба была основана еще в 1832 г. на базе училища колонновожатых, т. е. училища командиров соединений, т. к. в уловную колонну могли входить несколько частей. Курс обучения был двухгодичным — теоретический и практический классы. На общем отделении Академии изучали такие предметы как тактика, стратегия, военная история, военная администрация, военная статистика, геодезия и картография, съемка и черчение. Это были основные предметы, но также изучали и ряд вспомогательных предметов: русский язык, сведения по артиллерии и военной инженерии, политическая история, международное право и иностранные языки. [4, с. 15]

Кроме того, в летний период после теоретического курса была практика — «съемки» (картографические и геодезические), а после практического курса — парфорсная охота, т. к. охота за лисой верхом по сильной пересеченной местности. Считалось после Русско-японской войны, что офицер обязан уметь хорошо ездить верхом, в том числе и в экстремальных условиях, т. е. на большой скорости и в сильно пересеченной местности. [2, с. 9]

Академия лежала в основе формирования корпуса офицеров Генерального Штаба. К этой категории причислялись обер-офицеры в чине не ниже поручика, прослужившие в строю не менее двух лет, окончившие курс Академии Генштаба, либо сдавшие экзамены в Академии Генштаба. Однако отметим, что случаи сдачи выпускных экзаменов Академии Генштаба экстерном были крайне редкими, единичными. В Академию могли поступать офицеры не моложе 18 лет, в чине не старше капитана армии, штабс-капитана гвардии, артиллерии и саперных частей. Это было связано с тем, что гвардейцы при переходе в армию переводились на один чин старше, а в артиллерии и у саперов служили образованные офицеры, т. к. там были необходимые технические и математические знания. [2, с. 10]

Служившие вне Петербурга, для начала, сдавали предварительный экзамен при корпусных штабах. В Петербурге желающие поступить в теоретический класс должны были сдать вступительный экзамен. Для тех, кто желал поступить напрямую в практический класс, т. е. второй курс Академии, нужно было сдавать и вступительный, и переводной (за первый курс, теоретический) экзамены. Офицер, который желал выпуститься экстерном, обязан был сдать вступительный, переводной и выпускной экзамены. [2, с. 11]

По окончании курса, офицеры прикомандировывались сроком на 1 год к образцовым частям, для ознакомления со службой. Выпуск производился в октябре месяце. В зависимости от успеваемости, офицеры, закончившие курс по 1-му разряду, получали повышение на один чин, по второму разряду — оставались в том же чине, по третьему разряду — возвращались в свои части, и в Генеральный Штаб не переводились, т. к. не зачислялись в списки по Генеральному Штабу. [2, с. 12]

В 1862–1893 гг. были трижды изменены правила приема в Академию ГШ, в сторону ужесточения требования. Так были усилены требования по строевому цензу, по порядку приема в Академию, по прохождению учебы, по распределению по окончании учебы. Это было связано с ростом престижности службы в Генеральном Штабе, получения образования в Николаевской Академии. Дело в том, что в период с 1878 по 1904 гг. Россия не вела никаких военных действий (кроме локального Китайского похода). Поэтому чинопроизводство в военных частях было крайне медленным, по старшинству. Николаевская Академия предоставляла возможность ускорить чинопроизводство, сделать перспективную военную карьеру, причем при штабе. [3, с. 43]

Действительно, генштабисты получали чин капитана на 10–12 году службы, тогда как офицеры армейской пехоты — на 12–18 году. Подполковником генштабист мог стать на 13-м году службы, а пехотный офицер — лишь на 20-м году. Полковниками генштабисты становились на 1820-м году службы, тогда как большинство армейцев этого чина вообще не достигали, уходили в отставку раньше. Поэтому генштабисты занимали в российской армии большинство командных постов. Несмотря на то, что в 1894–1917 г. количество офицеров Генштаба в армии составляло не более 2 % от численности всего офицерского корпуса, они занимали 62 % командных постов. [3, с. 44]

Поэтому число слушателей Николаевской Академии с 1860-х гг. по 1890-е гг. возросло в два раза — с 150 до 300 человек, а к 1914 г. — до 350 человек.

С 1894 г. квота на количество поступающих в Академию была отменена. Но при этом карьерные перспективы для выпускников Академии снизились. Подавляющее большинство офицеров по окончании практического курса теперь выпускались в войска. Лишь самым лучшим предлагалось пройти еще и третий, дополнительный курс, и после этого их зачисляли в списки по Генеральному Штабу. Однако даже и при этом конкурс на вступительных экзаменах в Академию составлял около 25 человек на одно место. [2, с. 14]

Академическое образование считалось «особым отличием», было даже почетным, и окончившие курсы Академии впоследствии занимали высшие командные посты. Однако учеба была весьма трудной, напряженной. За академической неуспеваемостью следовало безжалостное отчисление, шансов на пересдачу экзаменов практически не предоставлялось. Поэтому с 1882 по 1900 гг. из Академии было отчислено 913 человек. Для них шанс повторного поступления в Академию исключался навсегда. [2, с. 15]

Отметим, что за весь период работы Академии с 1832 по 1917 гг. ее окончили лишь немногим более 4500 офицеров. До 1885 г. Академия занималась также обучением болгарских и сербских офицеров. Но с 1885 г. отношения между Болгарией, Сербией и Россией были разорваны, обучение иностранных офицеров в Академии было прекращено и более не возобновлялось.

Академия стала центром военной мысли России. Здесь преподавали такие военные теоретики как М. И. Драгомиров, Снесарев А. Е., Свечин А. А., Шиловский Е. А., по стратегии Медем Н. В., Леер Г. А., по военной статистике Обручев Н. Н., по военной истории Масловский Д. Ф., и Мышлаевский А. З., по военной администрации Редигер А. Ф.

Поэтому нет ничего удивительного, что во время Первой Мировой войны выпускниками Академии были почти все командующие фронтами и армиями, 29 из 36 командиров корпусов, 46 из 70 командиров дивизий.

С началом Первой Мировой войны был произведен досрочный выпуск из Академии Генштаба. Большинство преподавателей отправились в действующую армию. В связи с этим, занятия в Академии были прекращены вплоть до 1916 г. Эта ситуация была связана с тем обстоятельством, что Первая Мировая война стала первой войной нового типа, войной ХХ столетия в полном смысле этого слова. Это была война со сплошной сильной укрепленной линией фронта, с небывало высоким расходом боеприпасов, с массовым использованием новых видов оружия (пулеметы, авиация, ОВ). Поэтому Российская армия испытывала высокую потребность в офицерах с академическим образованием, чтобы выработать новые стратегию и тактику в новых условиях военных действий. [1, с. 60]

Однако, в 1916 г. было принято решение возобновить занятия в Академии по сокращенной программе. Был открыт всего один, младший курс, на который было зачислено в 1917 г. 120 офицеров. Это решение было принято в условиях начинающегося развала фронта и армии. Отметим, что эти 120 офицеров были людьми различных политических убеждений. Так, в частности, этот курс в 1917 г. закончил и один из коммунистических вождей С. М. Киров (Костриков), который до этого уже воевал на фронтах Первой Мировой войны в офицерском чине. [3, с. 4]

Также отметим, что выпускники Николаевской Академии во время революции и Гражданской войны поделились примерно пополам по своим политическим симпатиям. [3, с. 5]

Литература:

  1. Балуевский Ю. Н. Генеральный штаб Российской армии: история и современность. — М. Академический Проект, 2006 412 с.
  2. Бордунов C. B. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX начала XX в.: Дис. канд. пед. наук. — М., 1992. 86 с.
  3. Ганин А. В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917–1922 гг.: Справочные материалы. М., 2009.
  4. Головин Н. Н. Служба Генерального штаба; оперативная служба., СПБ, 1912. 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Генеральный Штаб, Николаевская Академия, Академия, Мировая война, офицер, академическое образование, военная администрация, военная история, военная статистика, Российская армия.


Ключевые слова

подготовка, армия, генеральный штаб, Николаевская Академия

Похожие статьи

Строительство отечественных вооруженных сил в первые годы Советской власти (октябрь 1917 г. — март 1919 г.)

Статья посвящена изучению процесса большевизации вооруженных сил в 1917 году и истории создания Красной армии в первые годы Советской власти.

Политическая борьба и русская артиллерия в послепетровской России

Статья представляет собой попытку всестороннего анализа степени влияния политической нестабильности в русском государстве, второй четверти XVIII века, на процесс развития отечественной артиллерии.

Пограничный надзор за береговой полосой местности в Российской Империи

На основе анализа положений нормативных правовых актов, регулировавших деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи Российской империи (1893–1917), автор полагает возможным предложить уважаемым коллегам некоторые сведения об отечественном опыте...

Анализ изменения количества потерь российской империи в Первой мировой войне в связи с распространением применения рентгенологической диагностики

В статье авторы пытаются изучить результаты внедрения рентгенологической диагностики на основании анализа изменения потерь армии Российской империи в войне 1914–1918 годов.

Психологические изменения военнослужащих Первой мировой войны под влиянием военных действий

В статье автор пытается раскрыть фактор психологического состояния солдат и офицеров во время ведения боевых действий на фронтах Первой Мировой войны.

Инвалиды Первой мировой войны и их обучение начальной грамоте в лазаретах Петрограда (1915–1917 гг.)

В статье рассматривается процесс обучения инвалидов Первой мировой войны начальному образованию в лазаретах Петрограда.

Деятельность монархических организаций в период русско-японской войны 1904–1905 гг.

В статье автор раскрывает особенности пропаганды и агитации монархических организаций в период русско-японской войны.

Социокультурные аспекты государственной политики в области военного образования в Российской Империи в конце XVIII — начале XIX века

Статья посвящена анализу изменений в военном образовании Российской империи в конце XVIII — начале XIX века. Автором статьи определены основные социокультурные аспекты государственной политики, повлиявшие на формирование образа военных учебных заведе...

Органы предварительного следствия в России в дореволюционный период (1864–1916 гг.)

В статье автор рассматривает вопросы становления и развития системы органов предварительного следствия в России в период с 1864 года по 1916 год. Цель — рассмотреть вопросы становления и развития системы органов предварительного следствия в России в ...

В. А. Эммануэль: первый заведующий обучающимися на Интендантском курсе (к 105-й годовщине окончания Первой мировой войны)

Похожие статьи

Строительство отечественных вооруженных сил в первые годы Советской власти (октябрь 1917 г. — март 1919 г.)

Статья посвящена изучению процесса большевизации вооруженных сил в 1917 году и истории создания Красной армии в первые годы Советской власти.

Политическая борьба и русская артиллерия в послепетровской России

Статья представляет собой попытку всестороннего анализа степени влияния политической нестабильности в русском государстве, второй четверти XVIII века, на процесс развития отечественной артиллерии.

Пограничный надзор за береговой полосой местности в Российской Империи

На основе анализа положений нормативных правовых актов, регулировавших деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи Российской империи (1893–1917), автор полагает возможным предложить уважаемым коллегам некоторые сведения об отечественном опыте...

Анализ изменения количества потерь российской империи в Первой мировой войне в связи с распространением применения рентгенологической диагностики

В статье авторы пытаются изучить результаты внедрения рентгенологической диагностики на основании анализа изменения потерь армии Российской империи в войне 1914–1918 годов.

Психологические изменения военнослужащих Первой мировой войны под влиянием военных действий

В статье автор пытается раскрыть фактор психологического состояния солдат и офицеров во время ведения боевых действий на фронтах Первой Мировой войны.

Инвалиды Первой мировой войны и их обучение начальной грамоте в лазаретах Петрограда (1915–1917 гг.)

В статье рассматривается процесс обучения инвалидов Первой мировой войны начальному образованию в лазаретах Петрограда.

Деятельность монархических организаций в период русско-японской войны 1904–1905 гг.

В статье автор раскрывает особенности пропаганды и агитации монархических организаций в период русско-японской войны.

Социокультурные аспекты государственной политики в области военного образования в Российской Империи в конце XVIII — начале XIX века

Статья посвящена анализу изменений в военном образовании Российской империи в конце XVIII — начале XIX века. Автором статьи определены основные социокультурные аспекты государственной политики, повлиявшие на формирование образа военных учебных заведе...

Органы предварительного следствия в России в дореволюционный период (1864–1916 гг.)

В статье автор рассматривает вопросы становления и развития системы органов предварительного следствия в России в период с 1864 года по 1916 год. Цель — рассмотреть вопросы становления и развития системы органов предварительного следствия в России в ...

В. А. Эммануэль: первый заведующий обучающимися на Интендантском курсе (к 105-й годовщине окончания Первой мировой войны)

Задать вопрос