Административное выдворение за пределы РФ — самая серьезная мера [6]. Ст. 3.10 КоАП РФ раскрывает данную меру [1]: «Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации».
Такая мера административного наказания как административное выдворение за пределы РФ назначается судьей в отношении лиц без гражданства либо иностранных граждан. Соответствующие должностные лица вправе установить такую меру административного наказания, как административное выдворение за пределы РФ в случае совершения указанными лицами административного правонарушения при въезде в РФ. К иностранным гражданам-военнослужащим данный вид административного наказания применяться не может.
Суд принимает решение о назначении административного наказания лицу без гражданства или иностранному гражданину в виде административного выдворения за пределы РФ либо самостоятельном контролируемом выезде из РФ. В целях исполнения назначенного наказания к лицам без гражданства либо иностранным гражданам суд вправе применить содержание в специальном учреждении для помещения данной категории граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ.
Такой вид административного наказания, как контролируемый самостоятельный выезд из РФ, может быть назначен лицу без гражданства либо иностранному гражданину за счет его собственных средств, либо за счет федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, либо федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа (в соответствии со ст.16 ФЗ № 115-ФЗ) [2].
Выдворение относится по степени тяжести правовых последствий к одному из наиболее серьезных административных взысканий, поскольку напрямую связан с обеспечением безопасности государства.
Термины «административное выдворение» и «депортация» на первый взгляд являются синонимами. Ст.3.10 (п.1) КоАП РФ раскрывает понятие «административное выдворение» — принудительное и контролируемое перемещение лиц без гражданства и иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемый самостоятельный выезд означенных лиц из РФ.
На практике также нельзя уравнивать депортацию и выдворение. Депортация является инструментом государственного воздействия. Административное выдворение — вид наказания, которому предшествует рассмотрение дела об административном правонарушении (осуществляется органами ГУВМ МВД РФ) и вынесение решения судом.
До настоящего времени существует представление о том, что под депортацией понимается всеобъемлющий процесс удаления нежелательных лиц за пределы РФ, а под выдворением — принятие решения по определенному субъекту. Данное представление находит отражение в трудах специалистов смежных отраслей права.
Согласно ч.4 ст.3.10 КоАП РФ при вынесении решения о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ обязательно указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении [3].
Если в постановлении о назначении административного наказания в виде выдворения не была указана форма, в которой должно исполняться указанное наказание, то данный вопрос может быть разрешен судьей при вынесении постановления об административном выдворении, либо при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление без его отмены.
При выдворении лица из страны, в которой проживают члены его семьи, следует учитывать положения п.1 ст.8 Конвенции о защите прав и основных свобод, которые гарантируют право на уважение семейной жизни.
Обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения — длительность незаконного нахождения на территории РФ, неоднократное либо повторное привлечение к административной ответственности — должны оцениваться в соответствии с общими правилами назначения административного наказания и соответствовать общим принципам соразмерности, справедливости и индивидуализации ответственности.
Если в соответствии с ч.1 ст.3.1. КоАП РФ установлена необходимость применения к лицу без гражданства либо иностранному гражданину такой меры, как административное выдворение за пределы РФ с предусмотренной указанной статьей мотивировкой, то не исключено назначение указанному лицу дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ (п. 23.1 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 40) [4].
В рамках реализации п. 5 ст. 35 ФЗ № 115-ФЗ было принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306 (ред. от 17.06.2016) «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии».
Данными правилами предусмотрены порядок и условия пребывания (содержания), предъявляемые к содержанию иностранных граждан в специальных учреждениях требования, организация обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, а также первичного медико-санитарного обеспечения; регламентированы права и обязанности иностранных граждан, которые содержатся в специальном учреждении, а также порядок убытия.
На основании журнала учета приема иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых назначено наказание в виде административного выдворения за пределы РФ заводится личное дело на каждого поступившего в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства).
19 января 2018 г. судья Ленинградского районного суда Паршукова Н. В. постановила признать Каримову Малохатхон Хашимджановну 20 ноября 1982 года рождения виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и находит вину Каримовой М. Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной, не учитывая при этом, что в связи с непредоставлением доказательств и неявками представителей УМВД России по Калининградской области в судебные заседания Федеральный судья Центрального районного суда г.Калининграда Герасимова Е. В. неоднократно переносила судебные заседания (29.11, 2017 г., 16.01.2018 г.), что не позволило своевременно определить факт нарушения миграционного законодательства. Не принято во внимание, что вынесение оспариваемого постановления лишает Каримову М. Х. возможности на защиту своих прав и законных интересов в рамках рассмотрения дела № 2а-4964/2017 г.
Документы, послужившие основаниями о принятии в отношении Каримовой М. Х. решения о неразрешении въезда в РФ, а также доказательства, свидетельствующие о привлечении к административной ответственности, должны быть получены законно, иначе не могут быть признаны допустимыми. Сбор доказательств вины иностранного гражданина происходит в рамках производства по делу об административном правонарушении и в строгом соответствии с нормами КоАП РФ. Доказательства, полученные с нарушением установленных законом требований, а также не соответствующие по своему содержанию требованиям КоАП РФ, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не могут быть положены в основу постановления об административном выдворении, в таком случае иностранный гражданин не может быть выдворен из РФ.
Однако, подобных оснований при изложенных обстоятельствах у суда не имеется, в постановлении по делу № 5–180/18 от 19.01.2018 г. они не изложены. Также суд указывает, что затруднен контроль за самостоятельным выездом Каримовой М. Х. с территории РФ, что выезд не может быть гарантированным.
В данном случае применение административного выдворения является чрезмерным вмешательством государства в семейную жизнь иностранного гражданина. Судьей Паршуковой Н. В. не учитывается факт наличия у Каримовой М. Х. несовершеннолетних детей, постоянного места работы в РФ, стабильного заработка, характеристики (предоставлена в суд Центрального района).
При таких обстоятельствах необходимость применения к Каримовой М. Х. такой меры наказания как выдворение за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре временного содержания граждан УМВД
России по Калининградской области не может быть признана правомерной, так как установление ответственности за нарушение порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленной цели, а также отвечать характеру совершенного деяния.
На основании проведенного анализа можно определить правовой режим пребывания иностранных граждан в РФ как комплекс обязательных правил поведения, установленный законодательством РФ, определяющий порядок въезда, постоянного или временного пребывания в РФ иностранных граждан, миграционный учет лиц без гражданства и иностранных граждан, а также порядок выбора места жительства, передвижения, транзитного проезда через территорию РФ, выезда из РФ иностранных граждан.
Социально-экономическое и демографическое развитие РФ находится сегодня в тесной взаимосвязи с миграционными процессами. Только за два последних десятилетия за счет миграционного прироста компенсировано более половины естественной убыли населения. Федеральная служба государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), с учетом результатов Всероссийской переписи населения и динамики демографических процессов последних лет дает прогноз о росте на начало 2025 года численности населения страны: 142,8–145,6 миллиона человек. Таким образом, увеличение численности населения регионов и страны в целом стало возможно благодаря перечислению мигрантов на постоянное место жительство в РФ.
Кроме того, дальнейшее поступательное развитие российской экономики невозможно без привлечения иностранных работников высокой квалификации по приоритетным профессионально-квалификационным группам. В современных условиях это становится важным источником накопления человеческого капитала, что обеспечивает экономический рост и благосостояние принимающих стран. Конкуренция за привлечение таких работников стала явлением международного масштаба, а создание механизмов и условий для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов — стратегической задачей государства.
К сожалению, миграционная привлекательность РФ распространяется преимущественно на граждан государств — участников СНГ. По сравнению с их предшественниками, новые поколения мигрантов, прибывающих в РФ из государств-участников Содружества Независимых Государств, обладают более низким уровнем профессионально-квалификационной подготовки, образования и знания русского языка.
Внутренние миграционные процессы также отличаются неблагоприятными тенденциями: более низкая, по сравнению с другими странами, территориальная мобильность населения, в том числе на локальном уровне, дисбаланс в распределении населения по территории РФ. Причинами можно обозначить следующие факторы: неразвитость транспортной сети, большие издержки на переселение, ограниченность рынка арендуемого жилья и в то же время — высокая стоимость жилья и его аренды, низкие доходы большей части населения, сохранение на протяжение многих лет основного вектора межрегиональных внутренних миграций — движения с Востока в Центр и Московский регион [5].
Самая крупная инициатива проекта концепции государственной миграционной политики до 2025 года — расширение возможности переселения на ПМЖ, а также отмена института разрешения на временное проживание и переход на принятую во всем мире систему получения вида на жительство.
На наш взгляд, новая концепция миграционной политики на период до 2025 г. предполагает гибкие механизмы (в т. ч. балльную систему отбора, упрощенный порядок трудоустройства членов семей высококвалифицированных специалистов, упрощение порядка въезда, пребывания на территории РФ и выезда участвующих в предпринимательской и инвестиционной деятельности иностранных граждан, механизмы социальной интеграции, которые не позволят приезжим замкнуться в своей диаспоре), направленные на устранение негативного отношения к мигрантам со стороны части населения РФ.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2020) // Собрание законодательства РФ. -2001. -№ 26,- Ст. 3401.
2. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.)//Российская газета от 31.07.2002 г. N 140
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 80, 19.04.2005.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 40 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 296, 31.12.2013.
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте www.kremli№.ru по состоянию на 13.06.2012.
- Смашникова Т. Б. Административно-правовые методы противодействия незаконной миграции / Т. Б. Смашникова // Экономика и право в России и за рубежом. -2016. -№ 1. — С. 71–75.