Педагогические идеи Роберта Оуэна на фабрике Нью-Лэнарк | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 04.06.2020

Статья просмотрена: 1710 раз

Библиографическое описание:

Мызгина, А. В. Педагогические идеи Роберта Оуэна на фабрике Нью-Лэнарк / А. В. Мызгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 632-634. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71159/ (дата обращения: 16.11.2024).



В исследовании рассматриваются вопросы образования и воспитания в школе Нью-Лэнарк. Затрагиваются особенности школьного образования. Анализируются педагогические взгляды Р.Оуэна.

Ключевые слова: Р. Оуэн, школа Нью-Лэнарк, школьный урок, воспитание, обучение.

Педагогические идеи Р. Оуэна напоминают взгляды Ж. Ж. Руссо. Однако ни в одном из трудов Р. Оуэна нет ни намека на французского просветителя. Ж. Ж. Руссо считал, что ребенок должен расти и развиваться в гармонии с природой. Однако Р. Оуэн в образовании уделял особое внимание танцам, пению, играм на свежем воздухе [6, c. 151–152].

На фабрике Нью-Лэнарк Р. Оуэном были направлены финансы на постройку здания для школы, так первый этаж был предусмотрен для детей самых младших, по современным меркам — дошкольного возраста. На втором этаже располагались две огромные и просторные комнаты для старших ребят [4, c. 33].

С самого начала образование было бесплатным, затем уже была установлена сумма за обучение [2, c. 18]. Плата за обучение каждого ребенка была незначительна: 3 пенса в месяц или 3 шиллинга в год. Так дети от 2-х лет на уроках пели песни, рисовали, беседовали, танцевали, делали физические упражнения и прочее [5, c. 186]. Каждую неделю устраивались концерты, где дети пели шотландские песни [1, c. 38]. Р.Оуэн не пошел против национальных традиций и особенностей народа, проживавшего в Шотландии. В классе находились картины с изображениями животных, карты, а также различные предметы из сада или леса. Особо уделялось внимание изучению географии с 6 лет и познание «самого себя». Обучение велось с помощью беседы между детьми и их учителем [5, c. 193]: «Дети делали успехи, они получали новые знания без использования книг, это было восхитительно» [5, c. 193–194]. Только по достижении 10 лет предполагалось использование книг [5, c. 194]. Таким образом, до 10 лет дети учились, играли, танцевали и пели, но без всякого чтения книг.

Обучение детей начиналось с 18 месяцев и до 12 лет [3, c. 30]. Как правило, с 2-х лет детей принимали в школу, однако при желании родителей, их могли отдавать и раньше, даже с 1 года [3, c. 103]. С 10 до 12 лет дети ходили уже в вечернюю школу, где их готовили и обучали к рабочим профессиям, которые предполагали работы по дереву, железу, меди и т. д. [5, c. 187]. Последние годы обучения уже носили профессиональную ориентацию для детей.

В летнее время года детей выводили в долгий поход по полям, так из окружающей природы дети познавали мир. В зимнее время года детей выводили на детскую площадку возле школы, а в плохую погоду дети занимались в школе. Продолжительность урока была 45 минут. Для детей до 6 лет урок должен проходить как веселье и развлечение, т. е. в игровой форме. После достижения 6 лет дети начинали изучать алфавит. В одном классе были дети в возрасте от 4 до 6 лет, где с 4-х лет дети изучали географию. Другой класс от 8 лет и выше. Мальчиков обучали письму и арифметике, а девочек шитью и вязанию. Для уроков в классе были парты [1, c. 35–36].

В классе географии на стене висела большая карта мира, но на ней не было деления на страны и на города. Во время занятий один ребенок подходил к карте и держал в руке указку. В это время остальные дети его окружали вокруг в ряд. Любой из детей, кто находился в ряду, должен был задать вопрос ведущему с указкой. Вопрос был о любой из стране или городе. Если стоящий у карты не покажет местонахождения объекта, то он уходит и передает право стоять у карты тому, кто задал ему этот вопрос. Данный прием на уроке позволял детям запоминать и не отвлекаться. Так, один из гостей, посетивших школу, отметил, что «эти дети которым нет и 6 лет, знают столько много, несмотря на то, что я объехал весь мир и того столько не знаю» [1, c. 36]. Предложенный урок, несомненно, носит в себе игровой характер, но и к тому же определенную сложность, так как на карте ничего не было обозначено про страны и города.

Изучению географии отводилась особая роль, так как детей знакомили с другими народами, с их национальными особенностями и традициями. На уроках для этого проводились нравоучительные беседы, где до детей доносили мысль, что все народы имеют свои особенности, благодаря обстоятельствам в которых они родились и проживают «мы не могли бы быть каннибалами или индусами, если бы мы не родились в их окружающей среде и в их обстоятельствах» [6, c. 139]. Считалось, что ребенок, который знает истинный ответ на подобные вопросы, не будет жестоким или нетерпимым по отношению к другим людям.

На уроках истории также пользовались картами и изображениями. В частности, в классе были 7 огромных карт и столов по принципу «Потока времени» или как альтернатива «Лента времени» в современном понимании. Каждая определенная «карточка» имела свой цвет, народ и ключевое историческое событие, связанное с данным народом. Каждый век отделялся горизонтальной линией через всю карту. При изучении истории, дети видели разные народы и события, выделенные отдельно на картах, по хронологии, и кроме того, видели целую картину истории древнего мира и современной истории, не смешивая разные народы и разные события. Акцент делался на иллюстрации, которые прилагались на столах к каждой отдельной карте. Поэтому на вопрос по истории о народе или событии дети могли вспомнить карту и изображенные иллюстрации из класса, даже если два события происходили одновременно в одной эпохе [6, c. 141].

Кроме этого, в школе были определенные правила внешнего вида. Девочки и мальчики в школе носили специальную одежду белого цвета. У мальчиков это была римская туника до колен, а у девочек длинное платье в пол. Одежду дети должны были менять 3 раза в неделю, чтобы она была чистой и аккуратной [6, c. 142].

При работе с детьми Р. Оуэном были сформированы определенные правила воспитания, чтобы сформировать нужный характер. Данные положения Р. Оуэн описал в своей автобиографии. Так, например, детей не нужно ругать и наказывать, относиться с добротой. Особое внимание уделять беседе между учителем и его воспитанниками, поощрять детей в том, чтобы они задавали вопросы, а учитель им объяснял и рассказывал; отвечать на вопросы детей нужно рационально (научно), чтобы не ввести детей в заблуждение.

Занятия для детей не должны проводиться только внутри школы, необходимо выходить на улицу. Когда хорошая погода нужно выполнять физические упражнения, в том числе и упражнения под музыку. Занятия с музыкой приучают детей к дисциплинированности, к послушанию, аккуратности и улучшают здоровье. Занятия физическими упражнениями должны приносить пользу, но если дети устали, то нужно сменить деятельность и приступить к умственному труду. При работе в классе обязательно нужно знакомиться со знаниями окружающей природы, лесами, садами, животными и историей. Необходимо учить детей рационально думать и получать необходимые знания, которые пригодятся в жизни [5, c. 80].

Этот новый подход показал замечательные результаты воспитания, дети из семей беднейших слоев населения получили хорошее обучение и воспитание в Нью-Лэнарке [5, c. 85]. Кроме того, сами принципы воспитания носили игровой характер, предполагали смену деятельности.

Таким образом, особенностью педагогики и воспитания Р. Оуэна было в том, что знания, полученные в школе, должны были носить практический характер. Однако ключевой педагогической идеей Р.Оуэна стало то, что условия являются первичными при воспитании и формировании характера человека. Поэтому для обучения и воспитания детей была создана новая школа, задействованы профессиональные педагоги, был проработан учебный план и все школьные предметы. Педагогические реформы Р. Оуэна имели особое значение. Так как, Р.Оуэн один из немногих, наравне с Песталоцци, создавал школу для бедных детей. В отличие от других педагогов он не делал акцент на трудовом воспитании. А наоборот стремился привить детям не только желание трудиться, но и развиваться умственно и духовно.

Следовательно, педагогические идеи Р.Оуэна — это не просто эксперименты с образованием, но и практические достижения в педагогике и дидактике.

Литература:

  1. Booth A. J. Robert Owen, the founder of socialism in England. London: TRUBNER & CO., 60, PATERNOSTER ROW, 1869. — 220 p.
  2. Davies R. E. The life of Robert Owen. Philanthropist and social reformer. London: ROBERT SUTTON, 43 THE EXCHANGE SOUTHWARK, 1907. — 86 p.
  3. Harvey R. H. Edited, with Foreword, by Caughey J. W. Robert Owen Social Idealist. UNIVERSITY OG CALIFORNIA PRESS BERKELEY AND LOS ANGELES, 1949. — 288 p.
  4. McCabe J. Robert Owen. London: WATTS & CO., 17 JOHNSON'S COURT, FLEET STREET, E.C., 1920. — 120 p.
  5. Owen R. The life of Robert Owen. By himself. — London: G. Bell and Sons LTD, 1920. — 352 p.
  6. Podmore F. Robert Owen. A biography. 2 volumes. Vol. 1. New York: D. APPLETON AND COMPANY, 1907. — 346 p.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, воспитание, игровой характер, изучение географии, использование книг, класс были, народ, окружающая природа, особое внимание.


Ключевые слова

обучение, воспитание, Р. Оуэн, школа Нью-Лэнарк, школьный урок

Похожие статьи

Роль Исторического общества Тринити-колледжа в становлении общественно-политических взглядов Тиобалда Уолфа Тоуна

В публикации выясняется, в чем заключалось влияние Исторического общества на взгляды Тоуна. Выделяются факты и оценки, касающиеся деятельности Тоуна в данном обществе. Проводится анализ речи Тоуна в качестве председателя Исторического общества.

Проблемы государственного образования в США

В статье рассматриваются проблемы в системе образования Америки. Проанализировано обучение, как в школах, так и в других образовательных учреждениях. Рассмотрены и обобщены мысли самих американцев об образовательных системах Америки.

Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования

В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов.

Гендерный подход к изучению специфики формирования морали и нравственности в викторианской школе

В статье рассматриваются особенности школьного образования в Викторианской Англии, исходя из гендерного подхода, а также обучаемость различных слоев населения в викторианской школе. Основное внимание направлено на то, как школьное образование влияет ...

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.

Концепция А. Фейгенбаума как новая философия в области управления предприятием

В данной статье рассматривается концепция комплексного (тотального) управления качеством (TQM), ставшая в 60-е годы новой философией в области управления предприятием. Особое внимание обращается на четыре «смертных греха» в подходах к качеству.

Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И. Г. Песталоцци

В статье рассматриваются нравственные ценности Иоганна Генриха Песталоцци и их проявление в современной образовательной сфере как ключевых идей обучения и воспитания.

Проблема использования современных технологий в методике преподавания на основе анализа статьи Марка Пренски «Аборигены и иммигранты цифрового мира»

Изменение роли учителя в современной школе

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе.

Методика обучения в школьной педагогической практике

В статье отражена приоритетная роль методики обучения в ходе разработки и внедрения новых образовательных технологий в контексте школьной образовательной практики.

Похожие статьи

Роль Исторического общества Тринити-колледжа в становлении общественно-политических взглядов Тиобалда Уолфа Тоуна

В публикации выясняется, в чем заключалось влияние Исторического общества на взгляды Тоуна. Выделяются факты и оценки, касающиеся деятельности Тоуна в данном обществе. Проводится анализ речи Тоуна в качестве председателя Исторического общества.

Проблемы государственного образования в США

В статье рассматриваются проблемы в системе образования Америки. Проанализировано обучение, как в школах, так и в других образовательных учреждениях. Рассмотрены и обобщены мысли самих американцев об образовательных системах Америки.

Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования

В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов.

Гендерный подход к изучению специфики формирования морали и нравственности в викторианской школе

В статье рассматриваются особенности школьного образования в Викторианской Англии, исходя из гендерного подхода, а также обучаемость различных слоев населения в викторианской школе. Основное внимание направлено на то, как школьное образование влияет ...

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.

Концепция А. Фейгенбаума как новая философия в области управления предприятием

В данной статье рассматривается концепция комплексного (тотального) управления качеством (TQM), ставшая в 60-е годы новой философией в области управления предприятием. Особое внимание обращается на четыре «смертных греха» в подходах к качеству.

Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И. Г. Песталоцци

В статье рассматриваются нравственные ценности Иоганна Генриха Песталоцци и их проявление в современной образовательной сфере как ключевых идей обучения и воспитания.

Проблема использования современных технологий в методике преподавания на основе анализа статьи Марка Пренски «Аборигены и иммигранты цифрового мира»

Изменение роли учителя в современной школе

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе.

Методика обучения в школьной педагогической практике

В статье отражена приоритетная роль методики обучения в ходе разработки и внедрения новых образовательных технологий в контексте школьной образовательной практики.

Задать вопрос