В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами и международными организациями является одним из основных гарантий национальной и региональной безопасности, политической стабильности, реализации демократических реформ и дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество.
Ключевые слова: международные отношения; в зависимости от степени развития; по степени напряженности; в зависимости от числа и характера участников международных отношений; глобальные и региональные, приоритетные и второстепенные; мировая политика; демократизация системы межгосударственных отношений; внутренняя и внешняя политика; национальная и региональная безопасность.
В учебном пособии «Политология» М. Ю. Зеленков отмечает, что «формально началом отсчета исследования международных отношений считается 1919 год, когда в Уэльском университете в Эйберсвите (Великобритания) была образована первая кафедра по истории и теории международных отношений». Далее он пишет: «сам термин «международные отношения» ввел в научный оборот английский мыслитель рубежа XVII-XVIII в. Джереми Бентам, который понимал под ним общение между государствами» [1.c.243]
Сегодня понятие международных отношений трактуется гораздо шире.
Как пишет исследователь М.Лафасов, «международные отношения — совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, военных, дипломатических и иных связей между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т. е. между народами в самом широком смысле этого слова» [2.с.139].
В учебном пособии «Политология» под редакцией А. С. Тургаева и А. Е. Хренова говорится, что: «в зависимости от степени развития тех или иных сторон международных отношений и интенсивности протекания международных процессов выделяют их различные (высокий, низкий, или средний) уровни. Наконец, по степени напряженности различают следующие состояния международных отношений: стабильности и нестабильности; доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны и т. п. [3.с.460]
Профессор С. В. Решетников указывает, что «в зависимости от числа и характера участников международных отношений выделяют следующие их виды: двусторонние и многосторонние, межличностные, межпартийные, межгосударственные и др. Международные отношения подразделяются также на глобальные и региональные, приоритетные и второстепенные» [4.с.348].
Московские авторы В. Л. Калашников и С. Б. Лугвин в учебном пособии «Политология» утверждают, что «основу международных отношений составляет мировая политика, которая представляет собой совокупную внешнеполитическую деятельность политических лидеров, движений, политических партий, государств, международных организаций и т. д. Мировая политика включает в себя все политические процессы, происходящие в сфере международных отношений. Её основу составляют межгосударственные взаимодействия, которые могут быть как двусторонними, так и многосторонними» [5.с.407].
Известные исследователи М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова считают, что «одним из основных направлений международной политики являются демократизация, гуманизация, деидеологизация системы межгосударственных отношений.
Кроме данного направления они выделяют: «укрепление мира и безопасности народов;
установление добрососедских мирных отношений между государствами;
осуществление разоружения, прежде всего ликвидация оружия массового уничтожения и предотвращение его производства и распространения;
расширение и углубление разносторонних политических и культурных связей между государствами на демократической, равноправной основе, на базе взаимности и учёта интересов сторон» [6.с.241].
Внутренняя и внешняя политика государств обязательно сказывается на международных отношениях. Внешняя политика и международная деятельность Республики Узбекистан осуществляется с соблюдением принципов и норм Конституции Республики Узбекистан, а также других нормативных документов.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев: «Мы продолжим начатую масштабную работу по усилению отвечающей нашим национальным интересам открытой, прагматичной и глубоко продуманной внешней политики. Расширим сотрудничество со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья» [7.с.2].
Главной целью внешнеполитического курса Узбекистана является укрепление независимости и суверенитета государства, отстаивание национальных интересов, упрочение безопасности и стабильности в регионе.
Взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами и международными организациями является одним из основных гарантий национальной и региональной безопасности, политической стабильности, реализации демократических реформ и дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество. Узбекистан отдает приоритет двусторонним переговорам. Вместе с тем, он рассматривает международные организации как средство развития многосторонних отношений для решения национальных, региональных и международных проблем исключительно мирными средствами, при помощи конструктивного диалога на уровне глав государств, правительств или же министерств.
Важным направлением в развитии современных международных отношений является борьба против международного терроризма, который является главной угрозой миру и мировой цивилизации.
В рамках внешней политики Узбекистана в обеспечении региональной безопасности и стабильности большое значение уделяется вопросу урегулирования конфликта в соседнем Афганистане.
Узбекистан является одним из немногих государств мира, присоединившихся ко всем 11 конвенциям и двум протоколам ООН по борьбе с проявлениями терроризма и его источниками, которые поддерживают и направляют действия международных террористов. Создание по резолюции № 1373 в 2001 г. Контртеррористического комитета ООН можно рассматривать как фактическую реализацию инициатив Узбекистана в этой области [8].
Одним из ключевых элементов политики Узбекистана, направленной на укрепление безопасности и сохранения стабильности в Центральной Азии, является и противодействие и наркоагрессии в регионе.
Последовательная внешняя политика, инициативы руководства Узбекистана по урегулированию сложных конфликтных ситуаций, в том числе по борьбе с международным терроризмом дали ощутимые результаты.
Таким образом, Республика Узбекистан установила дипломатические экономические и культурные связи с развитыми странами мира на взаимовыгодной основе. Благодаря проведению твердой политики при решении международных проблем и своей практической деятельности Узбекистан занял достойное место в мировом сообществе.
Литература:
1. Зеленков М. Ю. Политология. М.,2009.
2. Личность и общество. С.Мамашокиров, А.Хукумов. — Т., 2005.
3. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.
5. В. Л. Калашников, С. Б. Лугвин // Политология. Учебное пособие. Москва, 2004.
6. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
7. Народное слово. 25 января 2020 г.
8. http:// uzbemb. оr. id/? g =Informasi&lang=ru& cmsID=CMS000017.