В статье рассматривается значение стихотворного текста на уроках английского языка, а также роль стихотворений в формировании языковых навыков (фонетических, лексических, грамматических).
Ключевые слова: фонетические навыки, ритмико-интонационные навыки, слухо-произносительные навыки, лексические навыки, активная лексика, пассивная лексика, социокультурная компетенция, грамматические навыки, стихотворный текст.
В современном мире знание иностранного языка (ИЯ), в частности английского, является неотъемлемой частью развития личности. Английский язык — это один из ведущих языков наших дней. Его изучают миллионы людей разных национальностей [5, с. 4].
В связи с этим возникает вопрос «Как овладеть английским языком, не прилагая особых усилий?». Конечно же, ответ будет очевиден: никак. Изучение языка — это усердный труд и долгий путь. На этом пути нужно освоить большой объем материала, познакомиться с фонетическими особенностями изучаемого языка, с лексикой, грамматикой и т. д.
Существует множество способов и методик, позволяющих облегчить этот путь. Один из способов — это стихотворный текст, который можно рассматривать как одну из возможностей «формирования ‘лингвистически интересной личности’, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне» [1, с. 9].
Формирование фонетических навыков при работе со стихотворным текстом. При работе со стихотворениями важно помнить, что их нужно озвучивать, так как это помогает улучшить слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки. От того, как ученик воспринимает речь носителя языка, насколько правильно он ее понимает, зависит его дальнейшее обучение. Эти навыки помогут ему выражать свои собственные мысли на английском языке.
Слухо-произносительные навыки помогают в распознавании отдельных фонем, синтагм, слов и словосочетаний. Благодаря этому навыку, ребенок учится правильно артикулировать звуки, интонировать и ставить ударения в словах [5, с.12].
Ритмико-интонационные навыки подразумевают под собой знание особенностей паузации и темпа высказываний, так как фонетические правила родного языка могут отличаться от правил изучаемого [5, с.12].
Для формирования этих навыков отлично помогают озвученные стихотворные тексты. Следует отметить, что этот способ является менее стандартным способом обучения, поэтому дети воспринимают его с наибольшей легкостью, но при этом он не менее эффективен в изучении английского языка.
Также важно определить последовательность действий при работе над стихотворением. Первым делом следует интонационно-фонетически представить стихотворный текст ученикам. После — проверить, насколько дети поняли текст, задав им вопросы. Затем можно обратиться к хоровой отработке текста с соблюдением стихотворного ритма. Далее идет индивидуальная отработка. Учащийся самостоятельно читает стихотворение, стараясь соблюсти все фонетические нормы.
Подходы к изучению ИЯ посредством поэзии могут быть совершенно разными, всё будет зависеть от возрастной группы учеников или же от того, какие цели и задачи поставлены учителем. А. В. Нехорошева классифицирует рифмовки таким образом: тематические, грамматические и фонетические. Для формирования правильного произношения используются фонетические рифмовки. Например, рифмовка для английских звуков [w], [d]:
Whether the weather be cold
Or whether the weather be hot.
We’ll weather the weather
Whether we like or not [4, c. 23].
Формирование грамматических навыков при работе со стихотворным текстом. Овладение грамматикой также важно, как и формирование фонетических навыков. Во время работы со стихотворениями освоение грамматических правил происходит как осознанно, так и неосознанно [2, с. 31].
Грамматика для учащегося иногда становится рутинной работой, нужно запомнить множество правил, таблиц, схем. Чтобы облегчить этот процесс, необходимо разнообразить работу над материалом. Грамматические рифмовки отлично помогают запомнить грамматические конструкции иностранного языка. Например, глагол tobe:
Если кто-то есть какой-то
Не забудь поставить is:
Петя рослый — Pete is tall
Ящик мал — The box is small» [4, с. 18].
Формирование лексических навыков при работе со стихотворным текстом. Для расширения и закрепления словарного запаса предназначены тематические рифмовки. Например, при изучении темы «Внешность» можно использовать рифмовки, при этом мы также повторяем тему «Числительные»:
Ten little fingers, Ten little toes, Two little ears And one little nose, |
Two little eyes That shine so bright, One little mouth To kiss Mummy “Good night!” |
В ходе работы над формированием лексических навыков важно помнить не только об активной лексике, но и пассивной. Не всю лексику из произведения ученик будет использовать в дальнейшем, но её изучение поможет ему расширить свой словарный запас [2, с. 32].
Несмотря на то, что подготовка к урокам с использованием литературного текста занимает больше времени, чем обычно, не стоит пренебрегать ими. Уроки с использованием стихотворного текста содержат в себе богатый материал по формированию фонетических, грамматических и лексических навыков.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что стихотворный текст положительно влияет на изучение английского языка детьми в школе, при этом, не мешая достижению стандартных образовательных и развивающих целей урока.
Литература:
- Безус С. Н. Обучение элементам делового письма учащихся старших классов средней школы (на материале английского языка): Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Пятигорск, 2004. — 21 с.
- Дьяченко Н. П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка // Педагогический вестник. — 2004. –№ 3. — С. 30–33.
- Жупанова Ю. Л. Формирование грамматических навыков на основе поэтического текста // Иностранные языки в школе. — 2010. — № 5. — С. 33–36.
- Нехорошева А. В., Трушина Т. М. English&Deutsch. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2006. — 48 с.
- Рачок. Т. П. Работа над стихотворениями на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 2. — С. 48–55.
- Фурсенко С. В. Грамматика в стихах. Веселые грамматические рифмовки английского языка. — М.:Каро, 2018. — 160 с.