В статье предпринята попытка анализа антикоррупционных стандартов в системе государственной службы. Автор отмечает, что в последнее время данная категория достаточно часто используется в российском законодательстве, однако до настоящего времени единое понимание, как в научной юриспруденции, так и самом законодательстве отсутствует. В статье дано авторское определение понятия «антикоррупционный стандарт».
Ключевые слова: законодательство, коррупция, антикоррупционный стандарт, государственная служба.
В России темпы разработки антикоррупционных основ и стандартов опережают темпы их изучения, восприятия и выполнения госслужащими, сотрудниками правоохранительных ведомств [5, c. 22].
В последние годы в российском законодательстве понятие «антикоррупционный стандарт» используется во многих нормативных правовых актах, к числу которых можно отнести ежегодно обновляемые национальные планы противодействия коррупции, приказы федеральных министерств и ведомств об утверждении планов по противодействию коррупции в определенном ведомстве [7, c. 192].
Рассматривая антикоррупционные стандарты государственной службы, А. К. Петренко отмечает, что «в российском законодательстве установлен некий общий стандарт поведения, означающий наличие некоего набора основополагающих, официально закрепленных правил, которым должны соответствовать нормативные предписания, регулирующие конкретные виды государственно-властной деятельности, с тем, чтобы ограничивать в ней коррупционные процессы, своевременно выявлять конкретные факты коррупции, предотвращать их негативные последствия» [6, c. 48]. А. А. Тарасов, исследуя антикоррупционные стандарты в уголовном судопроизводстве, определяет систему антикоррупционных стандартов в уголовном процессе как «комплекс научно обоснованных и вытекающих из принципов уголовного судопроизводства правил, обеспечивающих антикоррупционную направленность нормативного регулирования уголовно-процессуальной деятельности, т. е. ограничивающих произвольное и бесконтрольное использование властных полномочий недобросовестным правоприменителем, своевременное выявление и предотвращение фактов коррупции, минимизацию их негативных последствий по конкретным уголовным делам» [9, c. 13].
По мнению В. Н. Мартышкина «важнейшая роль в предупреждении коррупционных правонарушений в аппарате федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, государственных внебюджетных фондов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, отводится антикоррупционным стандартам поведения государственных и муниципальных служащих» [1, c. 97]. В свою очередь, В. В. Наумов и А. М. Станкевич под антикоррупционным стандартом поведения сотрудников Следственного комитета предлагают понимать «комплексный нормативный правовой (локальный) акт, «который должен закрепить не только корпоративные (внутренние) правовые, но этические нормы и правила (в совокупности — запреты, ограничения, обязанности и дозволения) антикоррупционного поведения правоохранителя в профессиональной и бытовой сферах, в целях формирования у личного состава высоких моральных устоев, влекущих понимание необходимости строгого следования соответствующим одобряемым поведенческим моделям» [2, c. 108].
По мнению П. И. Сащеко, «попытка сведения антикоррупционных стандартов лишь к гарантиям, ограничениям, запретам или дозволениям представляется не отвечающей целям противодействия коррупции. Антикоррупционные стандарты, к примеру, могут касаться процедурных или технических вопросов, например, содержать требования к сайтам государственных органов и пр».. [8, c. 74].
В российском законодательстве отсутствует прямой перечень антикоррупционных стандартов, в то же время имеется ряд судебных решений, который позволяет сделать вывод о том, что под ними суды понимают запреты и ограничения, обеспечивающих предупреждение коррупции.
Правовой основой антикоррупционных стандартов в системе государственной службы, прежде всего, является Федеральный закон от 25.12. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4]. Правовые и организационные основы государственной гражданской службы, принципы и правила служебного поведения (требования к служебному поведению) гражданских служащих регулируются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3].
В указанных законах содержатся основы формирования антикоррупционных стандартов в системе государственной службы. Все прочие нормативные правовые акты направлены на развитие отдельных положений указанных двух законов, в части антикоррупционного поведения государственных служащих. При этом наличие огромной нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере общественных отношений, а также отсутствие единого стандарта антикоррупционного поведения государственных служащих является причиной неоднозначного решения ученых, по вопросу содержания антикоррупционных стандартов в системе государственной службы.
С учетом действующих нормативных актов антикоррупционные стандарты поведения федеральных и муниципальных служащих должны отвечать определенным требованиям, в основе которых организационные, разъяснительные и иные меры по недопущению ими поведения, которое может восприниматься окружающими как коррупционное.
На основании проведенного исследования антикоррупционный стандарт в системе государственной службы можно определить как документ, представляющий собойнаиболее оптимальный типовой образец противодействия коррупции, ориентированный на деятельность государственных служащих, содержащий причинные комплексы коррупции и применение которого направлено на искоренение, снижение коррупции, а также минимизации причиняемого посредством коррупции ущерба. При этом представляется, что на федеральном уровне необходимо разработать типовую форму антикоррупционного стандарта для государственных служащих, что позволит подвести к единому знаменателю содержание антикоррупционного поведения служащих.
Подводя итог, отметим, что реализация антикоррупционных стандартов поведения должностных лиц, организационных, разъяснительных и иных мер, несомненно, будет способствовать формированию в государственных органах и организациях негативного отношения к мздоимству, созданию условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения, обеспечит снижение фактов коррупции и профессиональной деформации государственных служащих.
Литература:
1. Мартышкин В. Н. Антикоррупционные стандарты поведения: правовые и нравственные аспекты // Юридическая гносеология. — 2016. — № 2. — С. 97.
2. Наумов В. В., Станкевич А. М. К вопросу о формировании антикоррупционного стандарта поведения сотрудников Следственного комитета РФ // Вестник Екатерининского института. — 2017. — № 3 (39). — С. 108.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
4. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. — 2008. — 30 декабря.
5. Павлинов А. В. Законодательное закрепление и применение некоторых антикоррупционных стандартов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2015. — № 3 (47). — С. 22.
6. Петренко А. К. Антикоррупционные стандарты государственной службы // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 48.
7. Платов Е. В. Антикоррупционный стандарт поведения государственного служащего // Юристъ-Правоведъ. — 2019. — № 4 (91). — С. 192.
8. Сащеко П. И. О некоторых проблемах разработки антикоррупционных стандартов // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. — 2014. — № 7. — С. 74.
9. Тарасов А. А. Антикоррупционные стандарты в уголовном судопроизводстве: от законодательной идеи к процедурному воплощению // Уголовное судопроизводство. — 2010. — № 1. — С. 13.