В статье автор освещает особенности правового статуса государственных учреждений на сегодняшний день, показывает динамику их изменений, а также меры реализации, принимаемые для повышения эффективности данных учреждений.
Ключевые слова: правовой статус, государственные учреждения, динамика изменений.
Начиная с 2010 года в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ правительством был обозначен ряд изменений, касающихся правового статуса государственных (муниципальных) учреждений [1]. Данные изменения были необходимы в связи с низкой эффективностью работы государственных учреждений, статус которых оставался неизменным еще со времен советской власти, и, как следствие, деятельность данных учреждений представлялась неконкурентоспособной в условиях рыночной экономики. Поясняя меры реализации данного акта, к примеру, Министерство финансов Красноярского края пишет о том, что: «реформа бюджетной сети, прежде всего, направлена на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг, снятие устаревших и избыточных ограничений в работе бюджетных учреждений, финансирование конкретного объема государственной (муниципальной) услуги, а не громоздкой сети учреждений» [2]. Так, в своих статьях Матвеев Ю. В. [3], Хайруллина И. С. [4] и другие авторы говорят о широкомасштабных мерах переходного периода 2011 года и проводят сравнительный анализ автономных, существенно изменивших правовой статус бюджетных и вновь образованных казенных учреждений. В число таких изменений входят определение бюджетного учреждения, аспекты, касающиеся финансового обеспечения, права учреждения распоряжаться своим имуществом, объема ответственности учреждения и его собственников, реализации крупных сделок, публикации сведений о деятельности, возможности участия в других юридических лицах в качестве учредителя. Изменения коснулись 18 нормативных актов, в числе которых были Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ [5] и другие. Говоря более подробно о порядке смены типа бюджетного учреждения на казенное, представляется целесообразным сделать отсылку к Федеральному закону «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ [6].
На рисунке 1 представлены сведения Министерства финансов РФ от 01.05.2011 о количестве государственных (муниципальных) учреждений в разрезе типов [7], созданных по итогам реализации реформы.
Рис. 1 Сведения о количестве государственных (муниципальных) учреждений
1 июля 2012 года завершился переходный период, установленный Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ), согласно докладу Минфина России в Правительство Российской Федерации от 31.08.2012 «О результатах проведения мониторинга реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с предложениями по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы в данной сфере» [8]. По итогам этого доклада было принято «постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 450 [9], которым установлен порядок осуществления государственными академиями наук полномочий учредителя подведомственных государственных бюджетных и автономных учреждений постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие уставы подведомственных Правительству Российской Федерации учреждений, содержащие положения о том, кто в отношении данных учреждений должен выполнять мероприятия, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, принятыми во исполнение положений Федерального закона № 83-ФЗ». Также в докладе рассматривается вопрос делегирования функций и полномочий учредителя, вопрос о главных распорядителях бюджетных средств — наиболее значимых учреждениях науки, образования, культуры и здравоохранения, вопросы о статусе органов местного самоуправления, как казенных учреждений, формировании единого регистра государственных и муниципальных услуг (работ), порядке определения платы за оказание казенными учреждениями платных услуг (работ), корректировке размера субсидии в ходе выполнения государственного (муниципального) задания, вопросы предоставления (получения) кредитов (займов) бюджетными учреждениями, вопросы открытости и достоверности сведений об учреждениях на официальном сайте в сети Интернет и, наконец, иные вопросы совершенствования нормативной правовой базы на основе обобщения практики реализации Федерального закона № 83-ФЗ.
По словам Грушиной А. А., переход к инновационной модели развития Российской Федерации, согласно Стратегии развития РФ до 2020 года [10], должен был «стать основой функционирования не только госуправления, но и всей бюджетной системы» [11]. После 2012 года основными направлениями совершенствования системы государственных учреждений должны были стать разработка и внедрение отраслевых принципов предоставления государственных услуг различными государственными учреждениями. Однако, согласно статье РБК [12], далеко не все задуманные меры принесли успешные результаты. В этой связи Стратегия развития РФ была продлена Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13].
Подводя итог, можно сказать, что реформа о правовом статусе государственных учреждений, нацеленная на развитие качества государственного аппарата и страны в целом была осуществлена, однако, те результаты, которые были достигнуты представляют лишь первые шаги к полноценному переходу государственного аппарата в реалии рыночной экономики.
Литература:
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193// (дата обращения 02.06.2020).
2. Определение правового статуса учреждений. Реализация Федерального закона № 83-ФЗ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов Красноярского края. URL: http://minfin.krskstate.ru/reforming/83fz (дата обращения 02.06.2020).
3. Матвеев В. Ю. Изменение правового статуса учреждений в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83 // Управление образованием: теория и практика. 2011. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-pravovogo-statusa-uchrezhdeniy-v-svyazi-s-prinyatiem-federalnogo-zakona-ot-8-maya-2010-goda-83 (дата обращения: 02.06.2020).
4. Хайруллина И. С. Правовой статус учреждений меняется: больше свободы, больше ответственности // Менеджер здравоохранения. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-uchrezhdeniy-menyaetsya-bolshe-svobody-bolshe-otvetstvennosti (дата обращения: 02.06.2020).
5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/6153bb9e14d998bcd76afc4b4b298aca81d1c896/ (дата обращения 02.06.2020).
6. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/ (дата обращения 02.06.2020).
7. Результаты мониторинга реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ в субъектах Российской Федерации. Сеть государственных учреждений субъектов (муниципалитетов) Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/methodology/archive/analytics/ressub/ressubnet/ (дата обращения 02.06.2020).
8. Доклад Минфина России в Правительство Российской Федерации от 31.08.2012 «О результатах проведения мониторинга реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с предложениями по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы в данной сфере» [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/methodology/archive/analytics/ (дата обращения 02.06.2020).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 450 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129553/ (дата обращения 02.06.2020).
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL:
11. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308069#001550105379999156 (дата обращения 02.06.2020).
12. Грушина А. А. К вопросу о правовом статусе государственных автономных учреждений // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovom-statuse-gosudarstvennyh-avtonomnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 02.06.2020).
13. Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой. Почему разошлись траектории национальных целей 2008 года и фактического развития страны [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Ежедневной деловой газеты РБК» URL: https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68 (дата обращения: 02.06.2020).
14. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 02.06.2020).