Психолого-педагогические технологии преодоления школьной дезадаптации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 2046 раз

Библиографическое описание:

Кочегаров, А. С. Психолого-педагогические технологии преодоления школьной дезадаптации / А. С. Кочегаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 620-625. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71208/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются понятие дезадаптация, а также условия ее преодоления и психолого-педагогические технологии работы со школьной дезадаптацией.

Ключевые слова: дезадаптация, дети, образовательное учреждение, реабилитация.

Увеличение количество детей, которым не удается адаптироваться к условиям жизни, а также требованиям, которые предъявляется к ним и их окружению, приводит к увеличению масштабов, а также углублению причин возникновения дезадаптации у подрастающего поколения. Ухудшением взаимоотношений с учителями и родителями, неуспеваемость, конфликтность, агрессивность, поведенческие нарушения, склонность к употреблению алкоголя и наркотических веществ, уход от реальности, суициды,все эти вышеназванные асоциальные действия, являются проявлением такого сложного социального и психологического явления, как дезадаптация. Дезадаптация проявляется у ребенка разнообразно (чаще всего в зависимости от возраста, меняются факторы и симптомы проявления), однако основные ее аспекты таковы: слабая успеваемость в обучении либо полное ее отсутствие, нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, нарушения в поведении. Помимо этого, в большинстве случаев дезадаптация осложняется, а иногда и формируется патогенными (отклонения психического развития, нервно-психическиезаболевания), психосоциальными (проблемы, связанные с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка) и социальными (неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, социальное сиротство) факторами.

Предотвращать эти явления призвано образование, цель которого обращенное к внутреннему миру подростков, которое в свою очередь способствует реализации их способностей, адаптации в ходе процесса социализации. Если рассматривать профилактику дезадаптации подростков как аспект системы школьного воспитания, то она нацелена на предупреждение попадания подростков в группы риска, направлена на блокирование зарождающейся дезадаптации посредством психологической и педагогической поддержки, способствующей преодолению возникающих у подростков индивидуальных трудностей в процессе жизнедеятельности в образовательных учреждений, повышению их адаптации, стрессоустойчивости к меняющимся условиям жизни, а так же к усложняющимся требованиям системы образования. Отметим, что потребность общества и практики образовательных учреждений в исследовании психолого-педагогических условий коррекции дезадаптации, свидетельствует о значимости данной проблемы [1 с. 58].

Итак, дезадаптация это сложное социальное и психолого-педагогическое явление, являющиеся результатом нарушения процесса адаптации и социализации личности. Интересный факт, в иностранной литературе можно встретить в схожем контексте термин «дизадаптация». Смысловая разница между «дезадаптацией» и «дизадаптацией» состоит в том, что латинская приставка de либо французская приставка des, означает исчезновение, уничтожение, а только во вторую очередь — понижение, искажение и ещё реже уменьшение. В тоже время латинская приставка dis именно в главном своем смысле представляет нарушение, искажение и только во вторую очередь — исчезновение. [3 с. 580–581] Поэтому в случае изучения иностранной литературы не стоит удивляться, в различие написания этого понятий, поскольку в итоге оно все равно имеет тот же теоритический смысл.

На данный момент существуют различные подходы к типологии явления дезадаптации. Однако чаще всего рассматриваются ее типы по социальным институтам, где дезадаптация проявляется как школьная или семейная. Так же можно выделить по нарушению ведущей деятельности, например учебная или профессиональная.

Подробнее рассмотрим понятие школьной дезадаптации. Анализируя ее, можно выявить этапы формирования дезадаптации в конкретные периоды обучения в школе. Например, это начало посещения учебного заведения (1 класс), переход из младшей школы в среднюю (5 класс), либо же окончание средней школы (7–9 классы). Но что из себя представляет само явление дезадаптация у ребенка? Дезадаптация у ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным и социальным нормам в сравнении с основной массой его сверстников. [2] Таким образом можно указать, что школьная дезадаптация представляет собой неспособность адаптироваться ученику к условия школьного обучения, при котором у такого ребенка наблюдается снижение успеваемости, отклонения от норм поведения. Понятие школьной дезадаптации можно считать, комплексным, собирательным и зависимым от условий развития, а так же глубины воздействия и проявлений. На данный момент, опираясь на различные методологические исследования, сформировались несколько подходов в понимании и объяснении такого сложного социально-педагогического явления, как школьная дезадаптация.

Первый подход — это медико-биологический. Согласно ему школьная дезадаптация представляет собой нарушение возможности приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. При таком подходе школьная дезадаптация некоторыми учеными, например К. С. Лебединской и Г. А. Вайзер, рассматривается как явление, которое проявляется в патологии развития и здоровья детей. При таком подходе к группе риска можно отнести детей с задержкой психического развития.

Второй подход к пониманию процесса школьной дезадаптации — это социально-психологический. Очень хорошо данный подход описывает Н. М. Иванчук, под школьной дезадаптацией он понимает многофакторные нарушения способностей ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса. А также несоответствие окружающей учащегося социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям.

И третий подход к пониманию процесса школьной дезадаптации — это социально-педагогический. Школьная дезадаптация в работах И. С. Якиманской рассматривается как часть социальной адаптации, где представляет собой неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, неадекватность которого выражается в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях с окружающими, психогенных заболеваниях, повышенном уровне тревожности, а также в искажениях развития личности.

Таким образом, комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации позволяет на основе различных научных работ психологов, педагогов, психиатров, а также социологов глубже увидеть составляющие школьной дезадаптации, которые поддаются коррекции различными педагогическими методами.

Отметим, что для преодоления школьной дезадаптации нужно создать ряд необходимых педагогических условий:

Во-первых, это осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам. Во-вторых, составить на основе данных диагностики индивидуальные программы преодоления школьной дезадаптации.

Также при необходимости возможно повышение профессиональной компетентности педагогов или же привлечение сторонних работников специализированных органов для оказания помощи в преодолении дезадаптации учащихся.

Теперь же подробнее рассмотрим возможности реализации данных педагогических условий. Первое педагогическое условие можно провести при помощи комплекса диагностических методик выявления состояния школьной дезадаптации учащихся, которые могут включать в себя как методики выявления социально — психологической дезадаптации, так и методики выявления психологической дезадаптации, а так же в обязательном порядке включает в себя методики по выявлению школьной дезадаптации. К таким методикам можно отнести: тесты на оценку уровня тревожности учащихся, оценку темперамента и самооценку, оценку уровня сформированности обще учебных знаний, собеседования с целью оценки навыков и умений учащихся.

Кроме того, рассмотрим процесс реабилитации учащихся, который будет, осуществляется проведения реабилитационной программы. Для начала остановимся на самом процессе составления программы. На основе данных, которые были полученные в результате диагностике учащихся, при участии школьного психолога, классного руководителя, а также заместителя директора по учебно-воспитательной работе можно составить индивидуальную реабилитационную программу преодоления школьной дезадаптации. Такая программа будет состоять из коррекционных мер, которые будут предпринятых психологом для преодоления недостатков личностного развития ребенка (например, собеседование, различные тесты), деятельность педагогов по устранению выявленных пробелов в знаниях и умениях, формирование навыков учебной деятельности учащихся, а так же деятельность всех учителей-предметников по вовлечению школьников в социально значимую общественную деятельность. Однако отметим, что не всегда персонал учебного заведения способен, самостоятельно справится с проблемой школьной дезадаптации. В таких случаях есть два варианта действий. Вариант первый — обратиться за помощью в специальные органы, например в ближайшее отделение социальной защиты населения, специалисты которого могут помочь в разработке, организации и проведении реабилитационной программы, а так же оказать помощь образовательному учреждению в тех моментах, в которых персонал учебного заведения по тем или иным причинам не имеет возможности оказать влияние (Например, обследование жилых помещений, где проживает учащийся, патронаж семьи учащегося). Второй вариант — это повышение профессиональной компетенции персонала образовательного учреждения по навыкам работы с дезадаптироваными детьми. На сегодняшний день существует множество методических рекомендации, разработанных и применённых на практике, поэтому на их основе для персонала учебного заведения можно составить программу методической подготовки учителей для повышения навыков работы с дезадаптироваными детьми.

Итак, мы выяснили, что для преодоления дезадаптации необходимо создать реабилитационную программу, которая будет действовать в образовательном учреждении. Теперь же стоит поговорить об конкретных психологических и педагогических технологиях, которые могут быть применены в процессе проведения реабилитационной деятельности. Для начала рассмотрим педагогические технологии. Главным отличием педагогических технологий от других является то, что они способствуют увеличению эффективности обучения за счет повышения интереса и мотивации к обучению. Наиболее эффективно данные технологии используются путем развития игровой ситуации в обучении. Под развитием понимается изменения в процессе игры, например, смена обстановки, усложнение правил игры, эмоциональное насыщение игровых действий. Игра в этом случае, это вид деятельности, в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение какого-либо социального опыта. Для того, что бы повисеть эффективность обучающей игры, необходимо, что бы технология ее применения, соответствовала ряду требований: отсутствие принуждения при вовлечении в игру, развитие игровой динамики, поддержание игровой атмосферы, взаимосвязь между игровой и неигровой деятельностью. Для педагога в такой ситуации важно, чтобы игровой опыт мог быть применен в рамках неигровой деятельности. Стоит отметить, что хоть такая технология и является эффективной в рамках реабилитации школьной дезадаптации, однако не к каждым группам обучавшихся она может быть применима. Особенно это касается более старших групп. В работе с ними лучше всего использовать психологические технологии. Под психологическими технологиями можно понимать целенаправленное моделирование учебного процесса, участие в котором актуализирует определенные качества личности, обеспечивает передачу социального опыта. Цель такой технологии: сформировать умения личности оценивать собственные внутренние ресурсы. Удобнее всего эту технологию реализовывать путем собеседования, проф. опросов, проведения групповых дискуссий.

Преодоления школьной дезадаптации, это длительный процесс, в ходе которого необходимо оценивать изменения в учебной деятельности и личной характеристике детей, причем оценивать их следует не путем сравнения успеха учащегося с его сверстниками, а по его предыдущим результатам. Таким образом, только слаженная работа всего педагогического коллектива, его компетентность будут способствовать преодолению школьной дезадаптации и переходу ее в состояние адаптации. Итак, подводя итог, хочется отметить, что, изучив все вышеописанное, можно сделать вывод, о том, что школьная дезадаптация это сложная, комплексная проблема, которая может проявляться в образовательных учреждениях и требует своего скорейшего решения. Наиболее эффективным способом ее решения выступают разработка и применение реабилитационных программ, которые будут включать в себя специально созданные психолого-педагогические условия, которые позволяют каждому компоненту, который формирует школьную дезадаптацию перейти на уровень качественной адаптации. Реабилитацию можно будет считать эффективной, если будет заметно, что обучающиеся становятся более успешными в своей учебной и социальной деятельности. Кроме того, было установлено, что в случае, когда персонал учебного заведения не способен самостоятельно справиться с проблемой школьной дезадаптации то существует несколько варианта действий. В первых это привлечение сторонних специализированных организаций, для оказания помощи в разработке реабилитационной программы. Второй же вариант — это повышение профессиональной компетенции персонала образовательного учреждения. Реализуется реабилитация путем проведения различных психолого-педагогических технологии, которые будут отражать в своем содержании те аспекты, помощь в которых необходима для преодоления школьной дезадаптации.

Литература:

  1. Бреева, Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России / Е.Б Бреева, // Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2004. С. — 212
  2. Рапачевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапачевич, // Современное слово. — Минск, 2001. С. — 928
  3. Панова, В.г Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова // Большая Рос. Энцикл. — М.: 1993. С. — 607
Основные термины (генерируются автоматически): школьная дезадаптация, образовательное учреждение, учебное заведение, реабилитационная программа, дезадаптация, подход, ребенок, иностранная литература, латинская приставка, неигровая деятельность.


Похожие статьи

Школьная дезадаптация

В статье раскрывается понятие дезадаптации, описываются причины и признаки дезадаптации и методы решения проблемы школьной дезадаптации.

Проблема педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников

В статье определяются особенности педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Предложены основные направления педагогической р...

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики.

Похожие статьи

Школьная дезадаптация

В статье раскрывается понятие дезадаптации, описываются причины и признаки дезадаптации и методы решения проблемы школьной дезадаптации.

Проблема педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников

В статье определяются особенности педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Предложены основные направления педагогической р...

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики.

Задать вопрос