Способы определения поставщика и их характеристика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 988 раз

Библиографическое описание:

Гурьянова, В. А. Способы определения поставщика и их характеристика / В. А. Гурьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71214/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье будет рассмотрен вопрос о выборе способа контрагента по государственному контракту. Стоит обратить внимание на то, что в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ о контрактной системе) отсутствует легальное определение понятия «способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя» (далее — способ закупок) [1].

В литературе существует мнение, согласно которому под способом закупок следует понимать формализованную совокупность административных процедур, посредством которых определяется контрагент заказчика (поставщик, подрядчик, исполнитель), с которым может быть легально заключен государственный (муниципальный) контракт для обеспечения государственных (муниципальных) нужд [3].

Статья 24 Закона о контрактной системе предусматривает перечень способов закупок. Данный перечень является исчерпывающим и способы закупок делит на те, что осуществляются посредством конкурентных способов и те, которые осуществляются у единственного поставщика. Конкурентными способами закупок являются конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Выбор способа закупок обусловлен различными условиями, которые предусмотрены Законом о контрактной системе.

Конкурс является одной из форм проведения закупок, который делится на два типа: отрытый конкурс и закрытый конкурс. Открытый конкурс характеризуется тем, что информация о планируемой закупке сообщается неограниченному кругу лиц. Извещение о проведении открытого конкурса размещается в единой информационной системе (далее — ЕИС). Одновременно с извещением о проведении открытого конкурса в ЕИС необходимо разместить и конкурсную документацию. Размещение указанной информации в ЕИС необходимо осуществить не менее чем за 20 дней до непосредственного вскрытия конвертов. Победителем будет являться тот участник, который предложит лучшие условия исполнения контракта.

Закрытый конкурс отличается от открытого конкурса тем, что извещение о его проведении должно быть размещено в ЕИС не позднее 30 дней до даты вскрытия конвертов. Однако, при проведении закрытого конкурса вместо извещения могут быть направлены приглашения лицам, для участия в данном способе осуществления закупки. Таким приглашениям предъявляются аналогичные требования, что и к извещению.

Закон о контрактной системе закрепляет случаи проведения закрытого конкурса. Одним из таких оснований служит закупка товаров, работ, услуг, которые необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну.

Если в документации о закупке или в проекте договора содержится указание на государственную тайну в отношении планируемых закупаемых товаров, работ, услуг, то данная закупка должна быть осуществлена посредством закрытого аукциона.

Также одним из оснований является закупка услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.

Если закупка осуществляется для обеспечения деятельности судов в части оказания услуг по уборке помещений, услуг водителей, то применяется процедура закрытого аукциона.

5) закупки федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе.

Для проведения закрытого аукциона необходимо согласие Федеральной антимонопольной службы России.

Под аукционом следует понимать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, который предложил наиболее низкую цену контракта. Законом о контрактной системе установлены виды аукционов, которыми являются: электронный аукцион и закрытый аукцион. Основными характеристиками аукциона в электронной форме в соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе являются следующее:

  1. Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченном кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении аукциона и документации о нем;
  2. К участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования, предусмотренные статьей 31 Закона о контрактной системе;
  3. Проведение аукциона обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке.

Перечень операторов электронных площадок и перечень специализированных электронных площадок содержится в распоряжении Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р.

Заключение контракта после проведения электронного аукциона осуществляется в следующем порядке. В силу статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона, заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке неподписанный проект контракта. В том случае, если у победителя электронного аукциона отсутствуют разногласия по содержания проекта контракта, то он подписывает его в ЕИС усиленной электронной подписью в течение пяти дней с даты размещения.

Если имеют место быть разногласия, то победитель электронного аукциона в тот же срок размещает на электронной площадке протокол разногласий, который должен соответствовать части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. На основании указанной нормы, протокол разногласий должен содержать замечания к положениям проекта контракта, не соответствующего извещению и (или) документации и заявке победителя, с указанием соответствующих положений данных документов, и быть подписанным усиленной электронной подписью лица, имеющего действовать от имени победителя. После того, как протокол разногласий был размещен победителем электронного аукциона, заказчик в течение трех рабочих дней должен рассмотреть его и разместить в ЕИС и на электронной площадке либо доработанный проект контракта без своей подписи, либо отдельный документ с указанием причин отказа учесть замечания победителя с приложением проекта контракта. Далее победитель должен подписать опубликованный проект контракта своей усиленной электронной подписью в течение трех рабочих дней и предоставить обеспечение исполнения контракта. Затем, после ознакомления с обеспечением исполнения контракта, заказчик подписывает усиленной электронной подписью со своей стороны проект контракта в течение трех рабочих дней.

Контракт должен быть подписан заказчиком не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона.

Под закрытым аукционам следует понимать такой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Аналогичное мнение высказывал и С. Г. Еремин. Особенность данного способа заключается в том, что информация о закупаемых товарах, работах, услугах, а иногда и информация о самой закупке не подлежит разглашению, т. е. доведению до неопределенного круга лиц, в частности в ЕИС [5].

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе запрос котировок представляет собой определение поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок. Повелителем запроса котировок признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта [4].

При выборе данного способа закупки необходимо учитывать, что контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания данного протокола.

Заключение контракта происходит на условиях, которые были изложены в извещении, и по цене, предложенной победителем запроса котировок.

Из части 11 статьи 78 Закона о контрактной системе следует, что победитель обязан предоставить заказчику подписанный контракт и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения. Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 29.09.2017 № 24–06–01/63702, согласно которому выписка из ЕГРЮЛ должна передаваться победителем заказчику одновременно с подписанным контрактом. Также, в этом письме речь идет о том, что выписка из ЕГРЮЛ должны быть предоставлена только на бумажном носителе, т. к. часть 1 статьи 5 Закона о контрактной системе допускает обмен электронными документами только с использованием ЕИС [2].

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемой для обеспечения государственных или муниципальных нужд продукции сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к продукции. Соответственно к особенностям процедуры закупки относится наличие двух этапов проведения, обязанность заказчика установить критерии оценки заявок и окончательных предложений [4].

В Законе о контрактной системе закреплен перечень случаев, когда заказчик может воспользоваться данным способом закупки:

  1. Закупка специфического объекта;
  2. Закупка продукции, составляющей неисполненную часть расторгнутого контракта;
  3. Закупка по итогам иных несостоявшихся конкурентных способов закупки.

Особое внимание заслуживает третье условие — закупка через запрос предложений продукции, которая является предметом расторгнутого заказчиком контракта. Заказчик может воспользоваться этим основанием если им был расторгнут ранее заключенный контракт. Основанием такого расторжения может являться частичное или полное неисполнение контрагентом возложенных на него обязательств.

Еще одним основанием проведения запроса предложения является признание повторного конкурса либо электронного аукциона несостоявшимся. Основания признания повторного конкурса несостоявшимся закреплены в Законе о контрактной системе. Например, такими основаниями могут быть:

  1. Отсутствие заявок на участие в конкурсе;
  2. Поданные заявки были отклонены конкурсной комиссией;
  3. Уклонение победителя от подписания контракта и отказ второго участника закупки;
  4. Признание всех участников закупки несоответствующими требованиям.

Аналогичные основания характерны и для признания несостоявшимся аукциона.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), как следует из содержания Закона о контрактной системе, является неконкурентным способом закупки. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется у определенного продавца, без проведения торгов и максимально короткие сроки. Особенность данного способа заключается в том, что предоставляется возможность приобрести товары необходимого качества и определенной торговой марки.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусматривает основания, которые в свою очередь классифицируются на следующие случаи:

− требуется согласие Федеральной антимонопольной службы России. Примерами, когда требуется согласие Федеральной антимонопольной службы является случаи признания конкурса, запроса котировок или запроса предложений несостоявшимися.

− требуется уведомление Федеральной антимонопольной службы России. Примером в данном случае может быть закупка работы (услуги), которые могут выполнять (оказывать) только органы исполнительной власти в пределах своих полномочий.

− когда заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), т. к. имеются основания либо у заказчика есть право выбора.

Как правила закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в таких случаях:

− закупка планируемой продукции относится к сфере деятельности естественных монополий;

− закупка осуществляется в отношении коммунальных услуг;

− стоимость закупки не превышает 300 тысяч рублей. В данном случае необходимо учитывать, чтобы готовой объем не должен быть более 2 миллионов рублей или не превышать 5 % от годового объема закупок и не быть более 50 миллионов рублей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  2. Письмо Минфина России от 29.09.2017 г. № 24–06–01/63702 «О рассмотрении обращения» [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71700556/ (дата обращения: 20.10.2019).
  3. Кнутов А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кнутов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 316 с.
  4. Мамедова Н. А., Байкова А. Н., Морозова О. Н. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Мамедова, А. Н. Байкова, О. Н. Морозова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 347 с.
  5. Прокофьева С. Е. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Еремин, А. И. Галкин; под редакцией С. Е. Прокофьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 405 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, электронный аукцион, единственный поставщик, закупка, электронная площадка, дата размещения, запрос котировок, неограниченный круг лиц, усиленная электронная подпись, Федеральная антимонопольная служба.


Похожие статьи

Удержание суммы обеспечения заявки на участие в конкурсах и торгах как мера ответственности

В статье рассматривается подходы, сложившиеся в судебной практике, касающиеся меры юридической ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ...

Образовательная организация как объект реформы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: текущие проблемы (на примере г. Москвы)

Обозначив феноменальный характер коррупции в РФ, автор статьи поднимает ряд значимых проблем, возникших в образовательных организациях после вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дл...

Несовершенства развития контрактной системы в России

В научной статье проанализированы отдельные поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Автор приходит к выводу, что...

Проблемы уголовного правоприменения в отношении экспертов, дающих заведомо ложные экспертные заключения

В данной статье рассматриваются сложности применения уголовного законодательства в отношении участников контрактной системы, а именно экспертов, дающих заведомо ложные экспертные заключения в контексте функционирования Федерального закона от 05.04.20...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок

Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...

К вопросу о наличии двойной ответственности в сфере охраны памятников истории и культуры в Российской Федерации

Недопустимой, на наш взгляд, является сложившаяся на сегодняшний день практика привлечения собственников (пользователей) памятников истории и культуры народов Российской Федерации к ответственности за нарушение законодательства в упомянутой сфере два...

Совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормати...

Правовое регулирование социального предпринимательства в России

В данной статье рассматривается история введения в отечественное правовое поле понятий «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», анализируется мнения ученых-правоведов о сильных и слабых сторонах принятого Федерального закона 26...

Договор купли-продажи, его виды и их общая характеристика

В данной статье рассматривается один из наиболее распространенных договоров гражданского права — договор купли-продажи. Мы сталкиваемся с куплей-продажей каждый день, а потому важно четко понимать, что купля-продажа является гражданско-правовым отнош...

Электронная переписка по договору поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Целью статьи является выявление проблем при ведении электронной переписки между заказчиком и исполнителем при исполнении государственного или муниципального контракта. В статье посредством обращения к судебной практике рассмотрены основные правила на...

Похожие статьи

Удержание суммы обеспечения заявки на участие в конкурсах и торгах как мера ответственности

В статье рассматривается подходы, сложившиеся в судебной практике, касающиеся меры юридической ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ...

Образовательная организация как объект реформы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: текущие проблемы (на примере г. Москвы)

Обозначив феноменальный характер коррупции в РФ, автор статьи поднимает ряд значимых проблем, возникших в образовательных организациях после вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дл...

Несовершенства развития контрактной системы в России

В научной статье проанализированы отдельные поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Автор приходит к выводу, что...

Проблемы уголовного правоприменения в отношении экспертов, дающих заведомо ложные экспертные заключения

В данной статье рассматриваются сложности применения уголовного законодательства в отношении участников контрактной системы, а именно экспертов, дающих заведомо ложные экспертные заключения в контексте функционирования Федерального закона от 05.04.20...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок

Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...

К вопросу о наличии двойной ответственности в сфере охраны памятников истории и культуры в Российской Федерации

Недопустимой, на наш взгляд, является сложившаяся на сегодняшний день практика привлечения собственников (пользователей) памятников истории и культуры народов Российской Федерации к ответственности за нарушение законодательства в упомянутой сфере два...

Совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормати...

Правовое регулирование социального предпринимательства в России

В данной статье рассматривается история введения в отечественное правовое поле понятий «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», анализируется мнения ученых-правоведов о сильных и слабых сторонах принятого Федерального закона 26...

Договор купли-продажи, его виды и их общая характеристика

В данной статье рассматривается один из наиболее распространенных договоров гражданского права — договор купли-продажи. Мы сталкиваемся с куплей-продажей каждый день, а потому важно четко понимать, что купля-продажа является гражданско-правовым отнош...

Электронная переписка по договору поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Целью статьи является выявление проблем при ведении электронной переписки между заказчиком и исполнителем при исполнении государственного или муниципального контракта. В статье посредством обращения к судебной практике рассмотрены основные правила на...

Задать вопрос