В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.
Ключевые слова: лэпбук, дошкольники, речь.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных.
При организации образовательного процесса в разновозрастной группе существует проблема взаимодействия детей друг с другом: ребятам разного возраста сложно включаться в совместную деятельность, строить диалог, принимать общую задачу, распределить действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. [1]
Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
В дословном переводе с английского языка «лэпбук» (lapbook) означает «накопленная книга» (lap — колени, book — книга). Лэпбук — это тематическая папка, самодельная книжка с различными кармашками и подвижными деталями, которые ребенок может самостоятельно открывать и закрывать по своему желанию.
Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. [2]
Нами были выбраны задания под силу каждому (для малышей- кармашки с картинками и пальчиковый театр, а старшим детям- задания, подразумевающие умение писать).
Чтобы заполнить эту папку детям нужно выполнить увлекательные задания, изучить предложенную тему, провести наблюдения, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. В дальнейшем рассматривание уже готовой папки позволяет быстро освежить в папке пройденную тему.
Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений.
Пособие выполнено из мягких безопасных материалов, мобильно, находится свободном доступе. Общей целью является обучение развитию речи детей разного возраста и возможность проявить себя каждому ребенку.
В лепбук входит:
− Картотеки: Загадки; Чистоговорки; Потешки; Стихи; Рассказ по картине.
Цель: Развитие связной речи, памяти, и словарного запаса детей.
Задания с использованием картотек можно варьировать в по возрастам.
Картотеки позволяют воспитанников младшего дошкольного возраста учить образовывать ласковые слова, заучивать чистоговорки, отгадывать загадки, составлять рассказы по схеме с опорой на наглядность; дошкольников постарше учить составлять небольшие рассказы, сочинять стихи, и сказки.
− Картотека «Речевые игры».
Цель: Развивать словесно-логическое мышление детей, образность речи, зрительную и слуховую память.
− Картотека «Пальчиковая гимнастика»
Цель: Развивать общую мелкую моторику рук, координацию движений, мышечную память.
− Картотека «Найди отличия» Цель: Развитие зрительной памяти, логического мышления и воспитание усидчивости.
Для детей младшего дошкольного возраста предлагаются карточки с 2–3 отличиями, дошкольники по старше могут найти 5–10 отличий.
− Картотека «Найди силуэт».
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета.
Данную картотеку можно использовать в различных играх, например, при отгадывании загадок предложить младшим воспитанникам закрасить ответ, а старшим — обвести ответ по контуру или заштриховать в разных направлениях.
Уровень сложности для ребят по младше 2–3 животных, для старших 4–6.
− Дидактические игры «Чей домик?», «Кто что ест?», «Кто чем полезен?», Чей детеныш?»
− Играя в эти игры, дети будут знать названия домашних животных и их детенышей, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям. Узнают, как человек ухаживает за животными, кормит, строит жилище, защищает от врагов. В процессе игры детям станет ясно почему эти животных называют домашними от врагов. На основе этих игр дети самостоятельно могут играть в сюжетно-ролевые игры. Посредством этой игровой деятельности у детей развиваются монологические и диалогические формы речи.
− Наглядно-звуковое пособие «Кто как кричит?» развивает у детей слуховой аппарат, формирует умение воспроизводить звукоподражание, расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к домашним животным.
− Сенсорная дорожка стимулирует сенсорно-моторное развитие детей, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений.
Таким образом, последовательное изготовление и дальнейшее применение лэпбука «Домашние животные» дает огромную возможность для детей думать, пробовать, творить, а самое главное самовыражаться.
В условиях разновозрастной группы дети не замечая учатся друг у друга, пополняя словарный запас, развивая связную речь. Лэпбук успешно используется в непосредственной образовательной и свободной деятельности.
Литература:
- Габидуллина Екатерина Валерьевна Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lepbuk-i-ego-vozmozhnosti-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.06.2020).
- Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е. Ю. Носова, Т. В. Федорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 136–138. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41656/ (дата обращения: 02.06.2020).