В статье автор пытается оценить эффективность государственной поддержки малого бизнеса путем проведения опроса.
Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, льготное кредитование, субъективная статистика, финансовая поддержка.
В целях оценки и разработки комплекса мер по повышению эффективности и действенности поддержки государству необходимо изучать статистические показатели, которые, с одной стороны, должны предоставляться официальными данными, а с другой — на основе субъективной статистики. Показатели, основанные на субъективной статистике, должны содержать результаты независимых выборочных опросов малых предпринимателей, которые дадут возможность обнаружить и дать оценку спектру, масштабу ключевых проблем и преград на пути развития малого предпринимательства.
Для определения степени удовлетворенности субъектов малого бизнеса мерами оказываемой государственной поддержки был проведен опрос. На 10 декабря 2019 года в нем приняли участие 48 человек из разных регионов Российской Федерации, 27 из которых относятся к субъектам малого предприятия, 18 зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей, 2 человека, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и 1 представитель среднего предприятия. Большее количество представителей малого бизнеса пришлось на торговлю (35 %), на втором месте расположились субъекты, осуществляющие деятельность в сфере услуг 23 %, затем 15 % субъектов, занятых в сфере строительства, 13 % в сельском хозяйстве, 8 % в промышленном производстве и 6 % пришлось на автомобильную сферу, сферу общественного питания и медицины. Что касается отношения респондентов к достаточности мер государственной поддержки, то большинство отметило то, что оно отрицательное — 87 % [1]. Реализуется множество мер по поддержке малого бизнеса, но наиболее предпочтительными в результате проведенного опроса являются финансовая (26 %) и налоговая поддержки (18 %), а также упрощение отчетности (18 %). Затем по списку востребования расположились следующие меры:
– имущественная и информационная поддержки (по 9 %);
– консультационная и административная поддержки, подготовка, переподготовка кадров, дополнительное образование (8 %);
– другие меры — 2 %.
Так как наиболее востребованным направлением поддержки малого предпринимательства остается финансовое, то отдельно были рассмотрены его формы в целях оценки их соответствия потребностям малых предприятий. Для этого были проанализированы данные о структуре затрат на поддержку субъектов малого предпринимательства, а также данные опроса предпринимателей о предпочтительных формах поддержки. Проиллюстрирую это на рис. 1.
Рис. 1. Формы финансовой государственной поддержки и предпочтения субъектов малого предпринимательства в 2019 году [2]
Проведенный анализ показывает расхождения в формах финансовой поддержки и потребностях малых предпринимателей. Так, на востребованные предпринимателями льготные кредиты, компенсации и субсидии выделяется значительно меньше средств, чем на гарантии, гранты, поручительства и микрозаймы, в которых субъекты малого предпринимательства, согласно данным опроса, испытывают гораздо меньшую потребность. С точки зрения предпринимателей субсидии являются одним из приоритетных форм финансовой поддержки. На втором месте льготное кредитование. «Минэкономразвития уже готовит новые меры по стимулированию кредитования микропредприятий. Так, займы суммой до 10 миллионов рублей бизнес сможет взять по льготной ставке в 9,95 % годовых, рассказал «Известиям» замминистра экономического развития Вадим Живулин. Это предложение будет действовать в рамках программы «Восемь с половиной» и поможет компаниям, которые банки кредитуют неохотно, относя к высокой категории риска, пояснил глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. Также в Министерстве экономического развития заявили, что займы можно будет взять как на инвестиционные, так и на оборотные цели, а банки не будут контролировать использование средств» [3]. Но при этом, если льготное кредитование наберет обороты, существует возможность появления риска увеличения просрочки по кредитам.
Таким образом, акцент на отражении предпочтений предпринимателей в структуре поддержки при оценке государственных программ не означает, что должно вводиться требование полного соответствия предпочтений и фактической структуры. Государственная поддержка малого бизнеса может быть направлена на формирование новых предпочтений, например, в инновационной сфере, что является стратегическим вызовом в современных условиях. Поэтому не каждое несоответствие реальных и предпочитаемых направлений может быть истолковано как неэффективность поддержки.
Литература:
- Губкина, И. А. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства / И. И. Губкина. — Текст: электронный // Simpoll — Сервис опросов: [сайт]. — URL: https://simpoll.ru/run/survey/6c73490a (дата обращения: 03.06.2020).
- Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». — Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. — URL: https://simpoll.ru/run/survey/6c73490a (дата обращения: 03.06.2020).
- Виноградова, Е. А. Новый оборот: микробизнесу упростят получение льготных кредитов / Е. А. Виноградова. — Текст: электронный // Известия: [сайт]. — URL: https://iz.ru/952326/ekaterina-vinogradova/novyi-oborot-mikrobiznesu-uprostiat-poluchenie-lgotnykh-kreditov (дата обращения: 03.06.2020).