Развитие специальной выносливости у пловцов-подводников на этапе базовой подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Довнар, А. Ю. Развитие специальной выносливости у пловцов-подводников на этапе базовой подготовки / А. Ю. Довнар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 676-680. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71224/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность проблемы заключается в том, что результат в скоростных видах подводного спорта во многом определяется уровнем специальной физической подготовленности, которая является основополагающей. Многочисленные исследования показывают, что результат в плавании зависит от уровня специальной выносливости спортсменов. Необходимо также учитывать, что водная среда создает специфические условия для реализации мышечных усилий.

Цель исследования. Изучить в теории и практике развитие специальной выносливости у пловцов подводников.

Объект исследования. Тренировочный процесс на этапе базовой подготовки в подводном плавании.

Предмет исследования. Развитие специальной выносливости у детей 10–11 лет, занимающихся подводным плаванием.

Гипотеза исследования. Предполагается, что повышение доли упражнений, направленных на развитие специальной выносливости юных спортсменов, будет способствовать повышению эффективности тренировочного процесса на этапе базовой подготовки в подводном плавании.

График проведения тренировок: контрольная и экспериментальная группы тренировались 5 дней в неделю с понедельника по субботу с выходными днями среда и воскресенье.

В ходе исследования на разных этапах эксперимента приняли участие спортсмены, занимающиеся подводным плаванием в возрасте 10–11 лет в количестве 24-х человек. Из них были сформированы контрольная (12 человек), и экспериментальная (12 человек) группы.

Экспериментальная и контрольная группы находились до эксперимента в равных условиях: одинаковый уровень физической и технической подготовленности, одинаковый уровень физического развития и состояния здоровья.

В процессе исследования контрольная и экспериментальная группы занимались по программе, предложенной для спортивной школы. В программу экспериментальной группы был включен комплекс упражнений на развитие специальной выносливости.

Для определения уровня развития специальной выносливости мы выбрали следующие тесты:

  1. Задержка дыхания после гипервентиляции (с);
  2. Задержка дыхания с погружением в воду (с);
  3. Подводное плавание 100 м (с);
  4. Плавание в классических ластах 50 м (с) — тест проводился три раза с перерывами 30 с, между попытками.

Целью проведения тестирования пловцов подводников служит проверка эффективности программы развития специальной выносливости, основанной на положении выдвинутой нами гипотезы исследования.

Результаты тестирования на момент начала проведения эксперимента с целью формирования однородных групп по показателям специальной выносливости и дальнейшего сравнения представлены в таблице 1 — Результаты тестирования специальной выносливости пловцов подводников 10 -11 лет до проведения эксперимента.

Таблица 1

Результаты тестирования специальной выносливости пловцов подводников 10–11 лет до проведения эксперимента

Название теста

КГ (n=12)

(M±σ)

ЭГ (n=12)

(M±σ)

Достоверность значений по t-критерию Стьюдента

1

Задержка дыхания после гипервентиляции (с)

45,5 ± 4,2

45 ± 5,3

>0,05

2

Задержка дыхания с погружением в воду (с)

24 ± 2,4

24 ± 2,7

>0,05

3

Подводное плавание 100 м (с)

68 ± 5,6

67 ± 6,0

>0,05

4

Плавание в классических ластах 50 м (с) № 1

39 ± 3,5

39,5 ± 3,8

>0,05

5

Плавание в классических ластах 50 м (с) № 2

45,4 ± 4,3

46 ± 5,1

>0,05

6

Плавание в классических ластах 50 м (с) № 3

57,7 ± 7,6

58 ± 6,8

>0,05

Примечание: КГ — контрольная группа; ЭГ — экспериментальная группа; n — количество испытуемых; М — среднее арифметическое значение; σ — среднее квадратическое отклонение.

В таблице 1 — Результаты тестирования специальной выносливости пловцов подводников 10–11 лет до проведения эксперимента, представлены данные первого тестирования специальной выносливости пловцов-подводников. Как видно, из полученных результатов до проведения эксперимента, группы имеют примерно одинаковый уровень подготовленности, что свидетельствует о том, что, выборки испытуемых сделаны грамотно и гарантирует чистоту результатов педагогического эксперимента.

В тренировках спортсменов экспериментальной группы проводилось больше упражнений и уделялось больше времени на развитие специальной выносливости. В частности, проводились тренировки на задержку дыхания и выполнение заплывов по 50 метров в несколько серий с перерывами 30 секунд.

После проведения пяти месяцев тренировок нами было проведено повторное тестирование специальной выносливости пловцов подводников 10–11 лет.

Результаты испытуемых в экспериментальной группе стали выше по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Данное отличие в результатах после проведения эксперимента свидетельствуют о большей эффективности экспериментальной методики развития специальной выносливости спортсменов по сравнению с методикой контрольной группы.

В процессе опытно-экспериментального исследования, результаты контрольной группы в тесте «Задержка дыхания после гипервентиляции» по сравнению с исходным уровнем, улучшились на 21,98 %, а результаты экспериментальной группы улучшились на 66,7 %.

Рис. 1. Динамика результатов теста на специальную выносливость «Задержка дыхания после гипервентиляции»

Рису. 2. Динамика результатов теста на специальную выносливость «Задержка дыхания с погружением в воду»

В процессе опытно-экспериментального исследования, результаты контрольной группы в тесте «Задержка дыхания с погружением в воду» по сравнению с исходным уровнем, улучшились на 41,6 %, а результаты экспериментальной группы улучшились на 95,8 %.

Рис. 3. Динамика результатов теста на специальную выносливость «Подводное плавание 100 м»

В процессе опытно-экспериментального исследования, результаты контрольной группы в тесте «Подводное плавание 100 м» по сравнению с исходным уровнем, улучшились на 4 %, а результаты экспериментальной группы улучшились на 11,67 %.

В проведенных трёх тестах «Плавание в классических ластах 50 м», после завершения педагогического эксперимента, показатели понижения работоспособности пловцов подводников 10–11 лет, выше в контрольной группе по сравнению со спортсменами экспериментальной группы. Более наглядно динамика падения работоспособности испытуемых контрольной и экспериментальной группы представлены на рисунке 4 — Результаты теста на специальную выносливость в тесте «Плавание в классических ластах 50 м» в трёх попытках, после завершения эксперимента.

Рис. 4. Результаты теста на специальную выносливость «Плавание в классических ластах 50 м» в трёх попытках, после завершения эксперимента

Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования показывают большую эффективность развития специальной выносливости пловцов-подводников на этапе базовой подготовки в экспериментальной группе, в которой применялась методика тренировки с большим применением упражнений для развития специальной выносливости, чем в контрольной.

В результате проведенного исследования мы доказали гипотезу исследования, решили поставленные задачи и достигли цели исследования.

Результаты и материалы исследования могут быть использованы тренерами по подводному плаванию при развитии специальной выносливости пловцов подводников на этапе базовой подготовки.

Выводы:

  1. Исследование проблемы развития специальной выносливости пловцов-подводников проводилось в три этапа. На каждом из этапов решались определённые задачи. Опытно-экспериментальная часть проходила на базе плавательного бассейна в течение пяти месяцев. В эксперименте приняли участие мальчики 10–11 лет в количества 24 человек, на основе тестирования физической подготовленности они были разделены на равные группы по 12 человек в каждой. В основу экспериментальной методики тренировки пловцов-подводников 10–11 лет, была положена гипотеза исследования, которая предполагает большее использование упражнений и времени тренировки подводников уделять развитию специальной выносливости, чем в обычной методике.
  2. Результаты на завершение опытно-экспериментальной части исследования подтверждают предположение о большей эффективности развития специальной выносливости спортсменов в экспериментальной группе.

В процессе опытно-экспериментального исследования, результаты контрольной группы в тесте «Задержка дыхания после гипервентиляции»по сравнению с исходным уровнем, улучшились на 21,98 %, а результаты экспериментальной группы улучшились на 66,7 %.

В ходе проведённого исследования, результаты контрольной группы в тесте «Задержка дыхания с погружением в воду» по сравнению с исходным уровнем, улучшились на 41,6 %, а результаты экспериментальной группы улучшились на 95,8 %.

В процессе опытно-экспериментального исследования, результаты контрольной группы в тесте «Подводное плавание 100 м» по сравнению с исходным уровнем, улучшились на 4 %, а результаты экспериментальной группы улучшились на 11,67 %. В проеденных трёх тестах «Плавание в классических ластах 50 м», после завершения педагогического эксперимента, показатели понижения работоспособности спортсменов-подводников 10–11 лет, выше в контрольной группе по сравнению со спортсменами экспериментальной группы.

Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, специальная выносливость, контрольная группа, Задержка дыхания, Подводное плавание, исходный уровень, проведение эксперимента, специальная выносливость пловцов подводников, базовая подготовка, Результат тестирования.


Похожие статьи

Определение биологического возраста в системе организации тренировочного процесса у юных спортсменов в пауэрлифтинге

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой

Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Пути повышения активности учащихся на уроках физической культуры

Медико-биологическое сопровождение пловцов на этапе начальной подготовки

Влияние детского фитнеса на полноценное и гармоничное развитие дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера

Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование и развитие математических способностей дошкольников

Похожие статьи

Определение биологического возраста в системе организации тренировочного процесса у юных спортсменов в пауэрлифтинге

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой

Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Пути повышения активности учащихся на уроках физической культуры

Медико-биологическое сопровождение пловцов на этапе начальной подготовки

Влияние детского фитнеса на полноценное и гармоничное развитие дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера

Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование и развитие математических способностей дошкольников

Задать вопрос