В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.
Ключевые слова: диалогическая речь, коррекционные мероприятия, патология слуха.
Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психологического развития ребенка. С помощью общения происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности, воплощенными в материальных и духовных ценностях, расширяется индивидуальный опыт человека. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов поведения человека, побуждающих его к совместной практической деятельности.
Нарушение или затруднение в процессе воспроизведения и восприятия речевых высказываний с одним или несколькими участниками диалога ведет к невозможности деятельности общения.
Сурдопедагоги выделяют ряд условий, активизирующих речевое развитие слабослышащих детей в процессе обучения. Э. И. Леонгард отмечает необходимость соответствия обучения языку основным требованиям психоречевого возрастного развития детей с нарушением слуха [1]. Л. А. Головчиц значительную роль отводит специальному отбору языкового и речевого материала, группировке сходного по трудности усвоения материала и описанию особенностей работы с ним, особенностей усвоения детьми в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей [2].
Л. П. Носковой и Л. А. Головчиц научно обоснована, разработана и внедрена система развития диалогической речи у детей с нарушением слуха, предусматривающая: обучение языку как средству общения, т. е. в самом его действии, в диалоге; развитие потребности в употреблении словесных средств; создание речевой среды; обучение общению с помощью разных форм словесной речи не только с педагогом, но и между собой; подбор речевого материала с учетом соответствия задачам речевого высказывания; приближение построения и лексической наполняемости используемых речевых высказываний к синтаксису устной речи; обеспечение адекватного использования речевого материала средствами ознакомления с семантикой.
С. Н. Феклистова считает, что основные направления коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха должны включать:
развитие умения продуцировать реплики разного типа (стимулы, реакции) по образцу и самостоятельно;
развитие способности к трансформации, комбинированию, перефразированию речевого материала;
развитие умения вариативно использовать речевой материал диалога в различных коммуникативных ситуациях [3].
При составлении текстов диалогов, по мнению С. Н. Феклистовой, необходимо учитывать следующие положения:
выбор коммуникативных ситуаций с учетом их необходимости для общения, в соответствии с жизненным и эмоциональным опытом детей, содействие их личностному развитию, обогащению познавательных интересов;
отбор лексических и грамматических средств диалогов с учетом принципа доступности для ребенка с патологией слуха;
использование различных типов диалогических единств;
вариативность речевого материала, обеспечение новизны речевых ситуаций;
постепенное расширение содержания за счет введения новых реплик.
Г. С. Абдуллаева считает, что для того, чтобы помочь дошкольнику перейти к диалоговой речи, сурдопедагог можем использоваться видеозапись инсценированного диалога между сурдопедагогом и другим ребенком [4]. Ребенок имеет возможность работать в индивидуальном режиме: прослушать фразу несколько раз, вернуться к ранее воспринятому материалу и так далее. Иллюстративный материал, дополняющий текстовую информацию, дает возможность образного представления речевого материала. Такой вид работы наглядно демонстрирует ребенку, зависимый тип взаимодействия участников диалога. Сурдопедагогом на индивидуальных занятиях берется только тот материал, которым ребенок уже овладел ранее.
Как уже было сказано ранее, одной из задач обучения детей с нарушением слуха является развитие диалогической речи, о чем подробно описано в работах Л. А. Головчиц, Л. П. Носковой и Н. Д. Шматко.
У детей с нарушением слуха диалогическая речь в первоначальный период обучения направлена на достижение ими уровня слуха-зрительного восприятия речи (с помощью слухового аппарата) и произношения, обеспечивающего общение с постоянными речевыми партнерами (педагогами, родителями, родственниками, знакомыми). Особое внимание уделяется формированию умения вступать в устное общение со слышащими (взрослыми и сверстниками). Дети учатся устанавливать контакт с окружающими людьми, пользуясь усвоенными речевыми образцами в знакомых и незнакомых ситуациях, адекватно действовать, в соответствии с устными просьбами собеседника, отвечать на вопрос, сообщать о своем желании или действии, задавать уточняющие вопросы.
На специальных занятиях по развитию речи детей с нарушением слуха учат участвовать в беседе, вести диалог. В основном это вопросно-ответный диалог. Хороший прием включения ребенка в диалог — это краткие беседы о себе, о погоде, календарных датах, предстоящих событиях. Краткие беседы позволяют закрепить и совершенствовать приобретаемые на специальных занятиях речевые навыки и умения в условиях естественной коммуникации.
В беседе и в диалоге могут участвовать и кукла, и мишка, и зайка, которые дают ответы в случаях затруднений у детей. Вопросы и ответы хорошо фиксировать на листе бумаги, и ребенок может воспользоваться ими как образцами.
Развивать диалогическую речь детей с патологией слуха, особенно удобно через драматизацию русских народных сказок. Ребенок и взрослые (мама, папа и так далее.) берут на себя роли, заранее распределяются подготовленные карточки с репликами, маски и под руководством взрослого ведется адаптированный диалог по сказкам «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и других. Ребенок учится соблюдать очередность высказываний, следить за ходом сюжета, вникает в смысл произносимых слов.
Л. П. Носкова и Л. А. Головчиц считают, что в основном детей со слуховой патологией учат вести вопросно-ответный диалог [5]. Вначале предлагается общение между педагогом и одним ребенком: о семье, о прогулке, об обеде, о дне рождения и так далее. Затем, постепенно организуются диалоги между двумя желающими детьми: о квартире, о выходном дне, о посещении врача и другом. Опорные вопросы и ответы также могут быть заимствованы из разговоров, которые ведут между собой игрушки. Вопросы и ответы фиксируются на доске или на плакате, и дети пользуются ими как образцами.
По мнению Л. П. Носковой и Л. А. Головчиц, элементарные диалоги составляются и по картинкам. Дети называют действующих лиц и по изображенной на картинке ситуации составляют диалог. Предлагаются сюжеты: «У врача», «В магазине», «В игровом уголке», «В гостях» и другие. В процессе обучения диалогу отрабатываются инструкции: спроси, задай вопрос, отвечай, скажи снова, исправь, поговорите о, повтори вопрос (ответ). Отработке подлежат и вопросы: «Кто спросил?», «Что спросил?», «Кто ответил?», «Что ответил?», «Что сказал...?», «Что говорит?», «Ты правильно ответил?».
В форме диалога угадывается содержание закрытой картинки (Какое время года? Кто есть на картинке? Девочки или мальчики? Что делают ребята?), определяется спрятанный предмет (Это овощ или фрукт? Какой он по форме? Какого цвета? Какой по вкусу?). В диалогической форме даются детям поручения для выполнения определенной деятельности. Например: Попроси карандаш. — Какой? — Красный. — У кого попросить? — У Стасика. — Зачем? — Будешь рисовать. — Где рисовать? — В альбоме. — Что рисовать? — Овощ. — Какой овощ? — Морковь.
Ведущим типом деятельности ребенка дошкольника, как с нормальным, так и с нарушенным слухом, по мнению большинства ученых, является игровая деятельность. Поэтому наиболее эффективно использовать именно ведущую деятельность дошкольников с патологией слуха. Г. Л. Выгодская считает, что дидактические игры и задания подбираются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния их интеллектуального и речевого развития [6]. Используя дидактическую игру, педагог достигает положительных результатов в развитии и коррекции диалогической речи у детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями.
Работа над диалогом должна осуществляться поэтапно.
Первый этап — подготовительный. Подготовительные или тренировочные методики способствуют не столько выработке коммуникативных навыков общения с помощью языка, сколько навыков технического характера и могут рассматриваться как методики моделирования, так как их основная задача — научить создавать единицы языка по определенным моделям. В соответствии с этим положением основной целью первого этапа является моделирование реплик диалога по образцу. Постепенно усложняются содержание и объем диалогов.
В содержание индивидуальных занятий на данном этапе должны быть также включены упражнения, направленные на развитие умения правильно воспроизводить те или иные речевые единицы, составляющие диалог. Так, предусматривается работа над труднопроизносимыми сочетаниями звуков, голосом, словесным и логическим ударением, интонационными конструкциями фраз.
Второй этап — основной — направлен на развитие умения самостоятельно продуцировать реплики. Дети с нарушениями слуха должны овладеть парностью реплик разного характера, умением понять смысл первой реплики и правильно на нее отреагировать. Особое внимание уделяется варьированию реплик и введению в речь детей слов и выражений, характерных для разговорной речи (может быть, пожалуй, отлично, ничего, неважно и другие).
Таким образом, коррекционная работа по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха должна осуществляться по следующим направлениям: формирование умения продуцировать реплики разного типа (стимулы, реакции) по образцу и самостоятельно; развитие способности к трансформации, комбинированию, перефразированию речевого материала; развитие умения вариативно использовать речевой материал диалога в различных коммуникативных ситуациях.
Литература:
- Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников /Э. И. Леонгард. Москва: Просвещение, 1971. — 280 с.
- Головчиц Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста /Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. Москва: Просвещение, 1991. — 156 с.
- Феклистова С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха /С. Н. Феклистова. Минск: БГПУ, 2004. — 217 с.
- Абдуллаева Г. С. Обучение диалогической речи детей с нарушение слуха /Г. С. Абдуллаева //Наука и образование сегодня. 2018. — № 10. — С. 57–58.
- Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха /Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. Москва: Владос, 2004. — 344 с.
- Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм /Г. Л. Выгодская. Москва: Просвещение, 1975. — 174 с.