В статье авторы пытаются выделить особенности компенсации морального вреда вследствие некачественного оказания возмездных медицинских услуг.
Ключевые слова: медицинская услуга, моральный вред.
Требование о возмещении морального вреда наряду с требованиями о возмещении имущественного вреда в договорных правоотношениях, однако в действующем российском законодательстве не закреплено конкретного указания на то, что же понимать под моральным вредом. Единственной правовой опорой является Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, в соответствии с которым под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действием или бездействием, посягающим на жизнь и здоровье [1]. В случае с договором возмездного оказания медицинских услуг такое действие (бездействие) по отношению к своему пациенту реализует медицинская организация в лице своего сотрудника.
Указанное постановление определяет содержание нравственных переживаний:
1) невозможность ведения активной социальной жизни;
2) утрата физической возможности осуществления трудовой деятельности;
3) раскрытие врачебной, личной или семейной тайны, охраняемой законом;
4) распространение медицинской организацией сведений, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию пациента;
5) ограничение (временное или постоянное) пациента в его гражданских правах или полное лишение его таковых;
6) физическая боль пациента, вызванная медицинскими процедурами, входящими в перечень услуг по договору.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и зависит от причиненных пациенту страданий и от степени вины исполнителя медицинских услуг в причинении означенных страданий. Гражданский кодекс Российской Федерации также настаивает на том, чтобы учитывались принципы разумности и справедливости.
Возмещение морального вреда осуществляется только при наличии ряда основных компонентов:
1) вреда, причиненного пациенту;
2) противоправного поведения исполнителя медицинских услуг;
3) вины исполнителя;
4) причинной связи между действиями исполнителя и вредом, причиненным пациенту.
Эти факторы необходимы в связи с тем, что компенсация морального вреда представляет собой меру ответственности, как и возмещение имущественного вреда.
В настоящее время законодательство не указывает на фиксированную сумму возмещения вреда, и это понятно, ведь каждая ситуация индивидуальна, и закон не способен учесть все возможные случаи причинения морального вреда. Однако, в связи с этим вопрос относительно размера компенсации попал в ведение судов, что означает существенную долю субъективности при разрешении этого вопроса.
И здесь можно отметить тот недостаток законодательства, что пациент лишен возможности потребовать в качестве возмещения морального вреда конкретную сумму, в которую оцениваются им самим его нравственные и физические страдания [2, с. 273]. И хотя пациент может указать желательную сумму, для с точки зрения закона и судебной практики это будет не более, чем выражение собственного мнения пациента.
Представляется разумным включение в ГК РФ так называемой презумпции морального вреда, в соответствии с которой любой человек, в отношении которого было совершено противоправное деяние, признается лицом, понесшим моральный вред. Полагаю, это облегчило бы деятельность по определению необходимости и целесообразности требования о возмещении морального вреда в каждом отдельном случае. Кроме того, это избавило бы пациента от необходимости доказывать наличие такого вреда, особенно если по состоянию своего здоровья он не имеет такой возможности.
Другая сложность относится к тому, каким образом суд применяет законодательство о возмещении морального вреда, особенно с учетом субъективности данного определения в целом. Нельзя назвать удивительным, что судом эта мера ответственности также применяется по своему усмотрению и субъективному мнению.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» исполнитель медицинской услуги должен возместить моральный ущерб только в случае, если будет доказана его вина в наступлении для пациента неблагоприятных последствий, то есть только в том случае, если вред здоровью пациента наступил именно из-за его действий, совершенных в нарушение договора возмездного оказания медицинских услуг.
Другая особенность возмещения морального вреда в данной сфере заключается в том, что доказывание наличия нарушающих действий со стороны исполнителя и наступившего вреда здоровью пациента, а также связи между двумя этими факторами, может ложиться не только на плечи самого исполнителя медицинской услуги по договору, но и на самого пациента. В значительной степени это упрощает судебный процесс и позволяет наиболее подробно изучить обстоятельства дела, посмотреть на ситуацию с двух противоположных сторон.
В процессе доказывания наличия вреда может быть привлечены врачи-эксперты, судебно-медицинские эксперты, которые при проведении обследования смогут с уверенностью сказать, наступил ли вред здоровью пациента в ходе оказания ему медицинской услуги и, соответственно, есть ли в этом вина исполнителя.
На сегодняшний день суды всех инстанций применяют положения о возмещении морального вреда по своему усмотрению, игнорируя принципы гуманности, разумности и справедливости. Только за последние несколько лет десяткам пациентов было отказано в возмещении.
Литература:
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. — 1995. — № 29.
- Петрова Г. И., Тимохович Ю. С. Компенсация морального вреда при оказании некачественных медицинских услуг // Молодёжь Сибири — науке России: материалы международной научно-практической конференции, 23–24 апреля 2015 г. / сост. Т. А. Кравченко, глав. ред. В. Ф. Забуга. — Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2015. — С. 272–274.