Составляющие «Школы юного экскурсовода» как элемента дополнительной программы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 449 раз

Библиографическое описание:

Кряжевских, Д. А. Составляющие «Школы юного экскурсовода» как элемента дополнительной программы образования / Д. А. Кряжевских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 625-627. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71230/ (дата обращения: 16.11.2024).



Составляющие «Школы юного экскурсовода» как элемента дополнительной программы образования

Кряжевских Дарья Алексеевна, студент магистратуры

Санкт-Петербургский государственный институт культуры}}}

Ключевые слова: средства воспитания, дополнительная программа образования, юный экскурсовод.

В современном быстроразвивающемся мире уровень и особенности развития ребенка определяются не только его физиологической составляющей, но и местными историческими условиями, в которых он живет и воспитывается. Развитие ребенка происходит постепенно, в определенной среде, сформировавшей конкретные нормы обучения и воспитания. Информацию, которую ребенок изучает в школьном возрасте, развивает и удовлетворяет его познавательные интересы. Полученные навыки и знания служат средством познания окружающей действительности, активное и сознательное восприятие окружения способствует формированию мировоззрения. Именно поэтому духовно-нравственное развитие детей школьного возраста становится основополагающим в деле воспитания подрастающего поколения, т. к. предусматривает формирование чувства патриотизма, привития любви к родному краю, к стране, в которой родился и живешь в настоящее время.

Учителя и родители, на плечи которых ложится самая главная ответственность по воспитаю подрастающего поколения, все чаще пытаются прибегнуть к нестандартным способам обучения, чтобы успевать за быстро изменяющимися тенденциями в мире и частоте появления инновационных новинок в привычном образе жизни. Сейчас уже почти не встретишь семью, в которой ребенок только ходит в школу. В нагрузку обязательному школьному образованию родители отправляют обучающегося на занятия по различным программам развития, кружкам, и школам дополнительного образования. Такая внеурочная деятельность школьников в настоящий момент помогает решить задачи воспитания и социализации в комплексе с общеобразовательной программой. И одной из таких программ дополнительного образования является «Школа юного экскурсовода».

«Школа юного экскурсовода» далеко не новый формат дополнительной программы образования как при школах, так и при различных других организациях по воспитанию молодежи. Но в чем заключается его уникальность и необходимость использования в образовательной среде школьников?

Педагогическая целесообразность реализации такой программы как дополнительного образования состоит в том, что организация экскурсионной деятельности, а именно использование экскурсионных методов, навыков, компетенций и мероприятий является важной составляющей в воспитательной деятельности и развитии у обучающихся заинтересованности к исследованию появления и формирования своего города, своей страны, уникальностью ее истории, культуры, народности, чувства патриотизма, а также способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Изучение прошлого, настоящего и будущего человека и места его рождения, области проживания и страны в целом открывает возможности установления непосредственной связи времен, связи между историй и образом жизни, позволяет закреплять и расширять знания обучающихся по многим общеобразовательным и обязательным предметам в школе. Исходя из этого следует обратить внимание на три главные составляющие программы, а именно три средства воспитания, благодаря которым «Школа юного экскурсовода» имеет взаимосвязь со школьными предметами, и оказывает помощь в обучении.

Во-первых, это туризм. В этом аспекте автор согласен с мнением Константинова Ю.С, о том, что туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать — полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал великий немецкий поэт Гете, «без странствий не создается ни одна индивидуальность». Поэтому за годы учебы каждый учащийся независимо от его склонностей, желаний, увлечений должен получить некоторую порцию туризма. [1, С. 10].

В настоящее время под туризмом понимается не только организованный летом лагерь или турпоход, когда ребята из одного класса под руководством опытного учителя-инструктора отправляются на море, за город или же остаются в стенах родной школы, но и образовательные поездки в города с наиболее интересными туристскими ресурсами для школьников с культурно-познавательной, развлекательной, оздоровительной, спортивной и даже научной целью. В современных школах такие поездки во время учебного года, пусть и редкая возможность, но все же практика. Туризм позволяет решать задачи обучения, воспитания и образования в комплексе. Это создает возможность повышения как физического, так и духовного потенциала школьника, уровня знаний и умений, удовлетворения потребностей детей в самовыражении и творчестве, общении с людьми и природой.

Во-вторых, это музей, а именно посещение или организация школьного музея. Следует отметить, что в процессе обучения ребенок уже с самых первых этапов освоения первоначальных навыков сталкивается с задачами, решение которых требует развитого восприятия и в этом ключе музейное пространство поможет обучающемуся преодолеть и разрешить все появившиеся вопросы. Музей является источником полноценной информации, в нем ребенок может не только слушать, но и самостоятельно обследовать многие вещи, что для ребенка среднего школьного возраста, является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей [3]. Главное во всем этом то, что обучающиеся начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные на первый взгляд вещи. Потому что каждый из этих предметов может стать ответом на комплекс интересующих юного человека вопросов, как будто это волшебный ключик к дверце в такой притягательный мир прошлого. Участие детей в сборе и обработке материалов, создание экспозиции музея, тренировка навыков презентации и проведения экскурсии по объектам музея — все это становится таким повседневным домашним заданием, во время которого учащиеся постигают на собственном опыте значимость истории и ценность сохранённых и дошедших до наших дней исторических объектов.

В-третьих, ещё одним важным средством воспитания и социализации является город. Город представляет собой совершенно особый тип социальности, главной чертой которого является интеграция разнообразных видов жизнедеятельности в единую саморазвивающуюся систему с собственными механизмами поддержания устойчивости и порядка [2]. Качество жизни, успешность самореализации, удовлетворенность окружающими условиями, жизненный комфорт юного горожанина во многом зависит от городской среды, создаваемой руками, поступками, эмоциями как проживающих на данной территории поколений, так и тех, кто организует и управляет жизнью города.

Поведение взрослого населения города в социокультурном пространстве области проживания зависит не только от исторической значимости региона для всей страны, но и нормативностью, формирующейся в сообществах и субкультурах-городской идентичностью, которая представляет собой территориальную идентичность, политическое сознание и социальное развитие, возникающее из совместной жизни в более плотных и гетерогенных городских областях, что можно назвать пространственным своеобразием урбанизма [2]. Это ещё раз доказывает, что изучение родного города, имеет огромное влияние на формирование личности молодого человека, так как не только свое свободное время, но и организацию темпа жизни человек выстраивает с учетом особенностей городского уклада.

Таким образом получается, что три ключевые составляющие как указано на Рис.1 программы «Школа юного экскурсовода» охватывают три сферы социализации молодого поколения, и безусловно оказывают влияние на формирование личности, навыков, взглядов, ценностей, характера.

Рис. 1. Три главных составляющих «Школы юного экскурсовода»

Объединение под одной программой дополнительного образования комплекса взаимосвязанных областей и способов воспитания молодого поколения помогает как и учителям, предлагая им в рамках «Школы юного экскурсовода» альтернативные способы подачи материала для школьников, так и родителям, сокращая количество кружков, необходимых для всестороннего развития юной личности. Данная программа как способ дополнительно образования активно приветствуется школьниками, так как помогает им в освоении школьных предметов, предлагает решить нестандартные задачи, а также включает в себя практические туристические поездки, которые так любят и дети, и взрослые. А проведение живых уроков, в музеях, в обстановке отличительной от привычного класса привносит в изучаемый материал игровой аспект как увлекательный способ изучение и закрепления нового материала. Именно это и позволяет предположить, популярность и рекомендации к использованию данной программа дополнительного образования среди образовательных учреждений.

Литература:

  1. Константинов, Ю. С. педагогические возможности детско-юношеского туризма / Ю. С. Константинов.-Текст: непосредственный // вестник академии детско-юношеского туризма. — 2014. — С. 10.
  2. Лебедева, Е.В. «Третье место» как как основа формирования городских сообществ-Текст: электронный // Е. В. Лебедева: электронная библиотека БГУ [http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/122532/1/ %D0 %9B %D0 %B5 %D0 %B1 %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %B2 %D0 %B0_ %D0 %9F %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2.pdf] (дата обращения 02.06.2020)
  3. Михайлов, И. А. Рабочая программа кружка «Активисты школьного музея»-Текст: электронный // И. А. Михайлов: [https://gym1591.mskobr.ru/users_files/dar/files/rabochaya_programma_aktivisty_shkol_nogo_muzeya_1.pdf] (дата обращения 02.06.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): юный экскурсовод, дополнительное образование, Школа, дополнительная программа образования, средство воспитания, школьный возраст, город, молодое поколение, подрастающее поколение, формирование личности.


Ключевые слова

средства воспитания, дополнительная программа образования, юный экскурсовод

Похожие статьи

Проектная деятельность как профилактика школьной дезадаптации воспитанников ДОО

В статье описан опыт работы педагога — психолога ДОО по профилактике школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает прогулку как одну из форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста.

Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.

Подготовка к школе ребенка с особыми образовательными потребностями

В статье авторы описывают как консультировать родителей при поступлении детей в школу.

Игровая позиция педагога дошкольного образования

В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...

Внеклассная работа по предмету как средство адаптации учащихся к профильному обучению

В статье представлены результаты исследования, посвященного адаптации учащихся к профильному обучению. Раскрывается потенциал внеклассной работы по математике как средства адаптации восьмиклассников.

Использование средств искусства в процессе повышения успешности социально-психологической адаптации пятиклассников в средней школе

Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи

Статья посвящена актуальности обучения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Раскрыты методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи.

Использование многофункционального дидактического пособия «Всё обо всём» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор раскрывает потенциал дидактического пособия «Всё обо всём» в работе учителя-логопеда ДОО (из опыта работы).

Похожие статьи

Проектная деятельность как профилактика школьной дезадаптации воспитанников ДОО

В статье описан опыт работы педагога — психолога ДОО по профилактике школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает прогулку как одну из форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста.

Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.

Подготовка к школе ребенка с особыми образовательными потребностями

В статье авторы описывают как консультировать родителей при поступлении детей в школу.

Игровая позиция педагога дошкольного образования

В статье автор рассматривает значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. На основе раскрытия понятия «педагогическое сопровождение» рассмотрены варианты игровой позиции воспитателя дошкольного образования как условие развит...

Внеклассная работа по предмету как средство адаптации учащихся к профильному обучению

В статье представлены результаты исследования, посвященного адаптации учащихся к профильному обучению. Раскрывается потенциал внеклассной работы по математике как средства адаптации восьмиклассников.

Использование средств искусства в процессе повышения успешности социально-психологической адаптации пятиклассников в средней школе

Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи

Статья посвящена актуальности обучения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Раскрыты методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи.

Использование многофункционального дидактического пособия «Всё обо всём» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор раскрывает потенциал дидактического пособия «Всё обо всём» в работе учителя-логопеда ДОО (из опыта работы).

Задать вопрос