В статье рассматриваются вопросы, касающиеся исследования и понимания сути современной концепции финансовой безопасности Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся непосредственной оценки индикаторов финансовой безопасности Российской Федерации и их пороговых значений.
Ключевые слова: финансовая безопасность государства, финансовая безопасность Российской Федерации, обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации, индикаторы финансовой безопасности Российской Федерации, пороговые значения индикаторов финансовой безопасности государства
Важнейшей составляющей экономической безопасности любого государства выступает его финансовая безопасность.
В современной научной экономической литературе имеется достаточно много определений финансовой безопасности государства [3]. Во-первых, финансовая безопасность государства может определяться как безопасность, которой свойственно влияние на все сферы и отрасли экономики государства. Во-вторых, финансовая безопасность государства может определяться как уровень защищенности финансовых интересов на макро- и микроуровнях финансовых отношений. В-третьих, финансовая безопасность государства может определяться как состояние финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, расчетной, валютной, инвестиционной, банковской, фондовой и таможенно-тарифной систем, для которого характерны способность противостоять внутренним и внешним негативным воздействиям, способность предотвращать внешнюю недружественную финансовую экспансию, гарантировать финансовую устойчивость, а также эффективное функционирование национальной экономики и экономический рост в условиях расширенного воспроизводства.
Последнее определение позволяет взглянуть на финансовую безопасность государства как на систему, затрагивающую достаточно много сфер финансовых отношений в государстве, тем самым, определяя сложность системы как определенной структуры из набора составляющих: бюджетная безопасность, долговая безопасность, налоговая безопасность, валютная безопасность, денежно-кредитная безопасность (или монетарная безопасность), инфляционно-ценовая безопасность, безопасность банковского сектора (или банковской системы), инвестиционная безопасность, финансовая безопасность фондового рынка и финансовая безопасность страхового рынка [2, 3].
Финансовая безопасность Российской Федерации для России стала новым понятием, разработка которого была обусловлена возникшими угрозами в кредитно-финансовой сфере России и принятием в 2000 г. новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президентом РФ № 24.
На смену «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 2000 г. пришла Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденная Указом Президента № 5375 от 12.05.2009 г. На смену Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. пришла Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее Стратегия-2030), утвержденная Указом Президента РФ № 208 от 13.05.2017 г. [7]. При этом Стратегия-2030 «является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1].
С учётом появившихся и применяемых нормативных документов, а также различных теоретических и методологических наработок в данной сфере, можно сформулировать два важных понятия — «Финансовая безопасность Российской Федерации (России)» и «Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации (России)».
Финансовая безопасность Российской Федерации (России) есть составная часть экономической безопасности всей страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности её кредитно-финансовой сферы, выраженной через систему критериев и показателей (индикаторов) её состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и других резервов. А обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации (России) есть деятельность государства (России) и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов через поддержание финансовой стабильности, выражающейся сбалансированностью финансов, достаточной ликвидностью активов и наличия необходимых денежных, валютных, золотых и других резервов.
Достаточно часто финансовая безопасность государства, включая и РФ), ставится в непосредственную зависимость от экономической безопасности страны. Поэтому текущая Концепция финансовой безопасности Российской Федерации (России) опирается на Стратегию-2030, где определены вызовы и угрозы экономической безопасности РФ, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
Любое явление, включая и финансовую безопасность РФ, требуется уметь оценивать. Применительно к финансовой безопасности РФ нет чётко установленного перечня группы индикаторов, по которым можно бы было произвести оценку. В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» утверждены 40 показателей, требуемых для процесса наблюдения и мониторинга [1]. Поэтому именно Стратегия экономической безопасности РФ позволяет выделить ряд ключевых показателей, относящихся к финансовой стороне вопроса.
Кроме того, индикаторы состояния финансовой безопасности РФ требуется оценивать в сравнении с количественными параметрами пороговых значений, т. е. параметров, нарушение которых будет означать вход в опасную зону, нарушение нормального хода экономики, её незащищенность от внешних негативных воздействий [8].
Далее перейдём непосредственно к оценке индикаторов финансовой безопасности РФ и их пороговых значений, сделав это с использованием целевой группировки макроэкономических индикаторов, а именно: 1) Группа «Индикаторы, отражающие макрофинансовые условия функционирования экономики»; 2) Группа «Ценовые индикаторы»; 3) Группа «Индикаторы, отражающие устойчивость госбюджета и долговую устойчивость»; 4) Группа «Индикаторы банковской деятельности».
В таблице 1 проводится непосредственная оценка индикаторов финансовой безопасности РФ группы «Индикаторы, отражающие макрофинансовые условия функционирования экономики» [4, 6, 9].
Таблица 1
Оценка индикаторов финансовой безопасности РФ группы «Индикаторы, отражающие макрофинансовые условия функционирования экономики»
№ |
Макрофинансовые индикаторы целевой группы |
Пороговое значение,% |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
1. |
Среднегодовые темпы прироста ВВП, % |
не менее > 5,0–6,0 |
- |
+ 3,5 |
+ 7,1 |
+ 12,8 |
2. |
Уровень монетизации экономики или отношение денежного агрегата М2 к ВВП, в % |
не менее > 50 |
41,1 |
44,7 |
46,1 |
45,4 |
3. |
Индикатор изменения объема и структуры денежного спроса и предложения в экономике |
ТпрМ2 < inf + 10 % |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. |
Критический уровень изменения реальной процентной ставки по кредитным ресурсам и по депозитам |
Δr / r < 50 % |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. |
Рентабельность экономики РЭ |
РЭ > inf |
– |
+ |
+ |
нет данных |
6. |
Уровень инфляции, % |
не более и не менее 0,0–6,0 |
12,9 |
5,4 |
2,5 |
4,2 |
В таблице 2 проводится непосредственная оценка индикаторов финансовой безопасности РФ группы «Индикаторы, отражающие устойчивость госбюджета и долговую устойчивость» [8].
Таблица 2
Оценка индикаторов финансовой безопасности РФ группы «Индикаторы, отражающие устойчивость госбюджета идолговую устойчивость»
№ |
Макрофинансовые индикаторы целевой группы |
Пороговое значение,% |
На конец 2015г. |
На конец 2016г. |
На конец 2017г. |
На конец 2018г. |
1. |
Отношение (уровень) бюджетного дефицита к ВВП, в % |
не более ≤ 3,0–5,0 |
- 3,4 |
- 3,7 |
- 1,5 |
2,9 |
2. |
Отношение (уровень) госдолга к ВВП, в % |
не более 60,0 |
13,2 |
12,9 |
12,6 |
12,1 |
3. |
Отношение (уровень) внешнего госдолга к ВВП, в % |
не более ≤ 25,0 |
4,4 |
3,6 |
3,1 |
3,3 |
4. |
Отношение (уровень) внутреннего госдолга к ВВП, в % |
не более ≤ 75,0 |
8,8 |
9,3 |
9,4 |
8,8 |
5. |
Удельный вес (доля) расходов на обслуживание госдолга по отношению к общему объёму расходов федерального бюджета, в % |
не более ≤ 20,0 |
1,7 |
1,9 |
2,2 |
2,4 |
В таблице 3 проводится непосредственная оценка индикаторов финансовой безопасности РФ группы «Индикаторы банковской деятельности» [9].
Таблица 3
Оценка индикаторов финансовой безопасности РФ группы «Индикаторы банковской деятельности»
№ |
Макрофинансовые индикаторы целевой группы |
На конец 2015г. |
На конец 2016г. |
На конец 2017г. |
На конец 2018г. |
Темпы прироста 2017г. к 2018г. |
1. |
Отношение совокупных активов банков к ВВП, в % |
99,9 |
93,1 |
92,5 |
90,6 |
— 2,1 |
2. |
Удельный вес (доля) собственного капитала банковского сектора в ВВП, в % |
10,8 |
10,9 |
10,2 |
9,9 |
— 2,9 |
3. |
Удельный вес (доля) собственного капитала банковского сектора в совокупных активах банков, в % |
10,9 |
11,7 |
11,0 |
10,9 |
— 0,9 |
4. |
Удельный вес (доля) кредитного портфеля в ВВП, в % |
52,9 |
47,6 |
46,0 |
46,5 |
+ 1,1 |
5. |
Удельный вес (доля) кредитного портфеля в совокупных активах банков, в % |
53,0 |
51,1 |
49,7 |
51,3 |
+ 3,2 |
Подведём заключительные итоги проведенного исследования.
Во-первых, финансовая безопасность любого государства есть важная комплексная оценка его обеспеченности и независимости.
Во-вторых, финансовая безопасность РФ есть неотъемлемая часть её национальной и экономической безопасности, и с практической точки зрения представляет собой особое состояние национальной финансовой системы, описываемой с помощью системы специальных критериев и индикаторов.
В-третьих, финансовая безопасность РФ — это сложное явление, которое включает в себя много уровней финансовой системы страны: бюджетный, налоговый, кредитно-банковский, финансово-денежный, инвестиционный, инфляционный, страховой, фондовый и валютный. Поэтому практическая оценка индикаторов финансовой безопасности РФ и их пороговых значений проводилась с выделением целевых групп макроэкономических индикаторов: Группы «Индикаторы, отражающие макрофинансовые условия функционирования экономики»; Группы «Ценовые индикаторы»; Группы «Индикаторы, отражающие устойчивость госбюджета»; Группы «Индикаторы банковской деятельности».
В-четвертых, практическая оценка индикаторов финансовой безопасности РФ позволила получить ряд результатов и сделать укрупнённые выводы. Почти все оцененные показатели группы «Индикаторы, отражающие макрофинансовые условия функционирования экономики» и группы «Ценовые индикаторы» показали положительную динамику роста, не выходя за границы пороговых значений. Почти все оцененные показатели группы «Индикаторы, отражающие устойчивость госбюджета и долговую устойчивость» показали положительную динамику роста, не выходя за границы пороговых значений. Все оцененные показатели группы «Индикаторы банковской деятельности» показали отрицательную тенденцию снижения, хотя оставались на приемлемом для экономики и банковского сектора уровне. В целом финансовая безопасность РФ оказалась на среднем уровне, свидетельствуя о недостаточной развитости российской экономики и её зависимости от внешних и внутренних угроз.
Таким образом, в условиях сложной финансовой обстановки, сложившейся в мире, Россия вынуждена принимать меры для того, чтобы адекватно воспринимать те вызовы, с которыми её приходится сталкиваться.
Литература:
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант плюс (в ред. от 13.05.2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017 г., № 20, ст. 2902.
- Каранина, Е. В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) — Монография. — Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2017.
- Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / Росстат. — M., 2019.
- Финансы России. 2018: Стат.сб./ Росстат. — М., 2018.
- Буянова М.Э, Рассказов Е. С. Анализ финансовой безопасности России: современные тенденции, вызовы, угрозы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. 2019. Т. 21, № 2. С. 19–33.
- Канашина А. И., Каранина Е. В. Основные аспекты разработки стратегии финансовой безопасности России // Электронный научный журнал «ГосРег». 2019. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gosreg.amchs.ru