На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
На уроках математики в инклюзивной группе, я использую различные формы подачи материала. Главное при обучении обучающихся с ОВЗ, это наглядность: различный иллюстрированный материал, плакаты, стенды, образцы материалов.
Сейчас я остановлюсь на блоке уроков по теме «Цилиндр», расскажу, как использую практико-ориентированное обучение с обучающими с ОВЗ. Тема рассчитана на пять уроков.
Первый урок. На первом уроке даю им всю теорию по данной теме. Урок сопровождается презентацией, обучающиеся конспектируют себе лекцию в рабочую тетрадь, изображая все рисунки, определения и пояснения. Но для обучающихся инвалидов, я разработала вот такие опорные конспекты:
Определение: тело, состоящее из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
Способ образования: вращением прямоугольника вокруг одной из сторон прямоугольника или вокруг оси симметрии прямоугольника.
Виды цилиндров:
прямой наклонный
Свойства цилиндра
− Основания цилиндра равны.
− Основания лежат в параллельных плоскостях.
− Образующие параллельны и равны.
Каждому обучающемуся с ОВЗ раздаю индивидуально, они просто следят по записям, и разбираются сразу в данном конспекте, чтобы было совсем уж понятно, демонстрирую модель цилиндра. На модели показываю, где радиус, высота, образующая, сразу видно осевое сечение — прямоугольник.
Второй и третий уроки. Следующие два урока у нас закрепление материала, мы решаем задачи. Детям инвалидам, я раздаю листочки с готовыми рисунками цилиндра, где нужно достраивают (например, радиус, высоту и т. д.) далее они уже записывают сразу дано и решают задачу вместе с группой.
Четвертый урок. Практическая работа по теме «Вычисления площади поверхности цилиндра», раздаю модели цилиндров, детям инвалидам даю опорный конспект, с рекомендациями, для выполнения практической работы.
Практическая работа
Тема: «Вычисление площади поверхности цилиндра»
Цель: формирование умений и навыков при вычислении площади поверхности цилиндра.
Задачи:
- Измерить элементы цилиндра, для вычисления площади поверхности цилиндра.
- Вычислить площади боковой и полной поверхности цилиндра.
Рекомендации по выполнению практической работы:
- Измерьте элементы цилиндра для вычисления площади его поверхности.
- Запишите кратко дано.
- Выполните рисунок.
- Запишите решение и ответ.
Площадь боковой поверхности:
Площадь полной поверхности:
№ 1
Дано:
R=
H=
№ 2
Дано:
R=
H=
Обучающиеся должны по модели цилиндра измерить радиус, высоту, дальше подставив измеренные значение в формулы, которые есть в опорном конспекте, они находят площадь боковой, и полной поверхности цилиндра.
Пятый урок. Последний урок самостоятельная работа, даю тоже опорный конспект со следующими заданиями (перечислить)
Самостоятельная работа по теме «Цилиндр»
1.1. Закончить предложение:
- Цилиндром называется тело, которое состоит из…
- Образующей цилиндра называется отрезок, соединяющий..
- Радиусом цилиндра называется …
- Основанием цилиндра является …
- Высотой цилиндра называется отрезок соединяющий …
- Площадь поверхности цилиндра вычисляется..
- Основания цилиндра ….
- Основания лежат в…… плоскостях.
- Образующие ……..
1.2. Запишите все элементы цилиндра:
1.3. Решите задачи:
- Площадь боковой поверхности цилиндра равна 21п, а диаметр основания равен 7. Найдите высоту цилиндра.
- Площадь осевого сечения прямого круглого цилиндра равна 24. Найдите площадь его боковой поверхности.
- Высота цилиндра 6дм, радиус основания 5дм. Найдите боковую поверхность цилиндра.
Я думаю, для таких обучающихся практико-ориентированное обучение играет очень важную роль, после измерения у них, точно отложилось в голове, какие элементы необходимы для вычисления площадей цилиндра.
Практико-ориентированность позволяют студентам с ОВЗ приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Литература:
- Атанасян Л. С., Геометрия 10–11:Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,
- Канаева Т. А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12(20), 2012,www.sisp.nkras.ru
- Солянкина, Л. Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л. Е. Солянкина // Известия ВГПУ. — 2011. — № 1 (0,6 п.л.).