В статье рассматривается роль волевых качеств в спорте, рассматривается эмоциональная устойчивость спортсменов. Представлены особенности волевых качеств тяжелоатлетов МС и КМС. Использованы методика волевой саморегуляции А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана и методика изучения эмоциональной устойчивости А. Голдберга. У МСС выявлены более высокие показатели саморегуляции и устойчивости, что свидетельствует о более развитом самообладании, настойчивости, уверенности и мотивации у МС по сравнению с КМС.
Ключевые слова: волевые качества, волевая саморегуляция, самообладание, уверенность, эмоциональная устойчивость, спорт
Занятия спортом требуют регулярного приложения усилий в течение длительного периода времени, а в идеале на протяжении всей жизни [4, с. 65]. При этом человеку приходится преодолевать ряд внешних и внутренних препятствий. Спортивная деятельность сложна и противоречива с точки зрения факторов, формирующих субъектные свойства личности [4, с 55].
У спортсменов развивается определенный набор волевых качеств, соответствующий типу препятствий, характерных для данного вида спорта [5, с. 132]. Неспособность спортсмена конструктивно управлять своей психикой, приводит к многочисленным конфликтам, невозможности приспособиться к быстроменяющимся условиям и адаптировать их под себя для наилучшей самореализации [1, с. 44].
Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов [2, с. 203].
Особенности волевых качеств тяжелоатлетов были проанализированы по показателям волевой саморегуляции с учетом квалификации спортсменов. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения истандартные отклонения показателей по шкалам волевой саморегуляцииА.В.Зверькова иЕ.В.Эйдмана вгруппах кандидаты вмастера спорта (КМС) имастера спорта (МС) (баллы)
Шкалы волевой саморегуляции |
КМС (n=50) |
МС (n=50) |
p |
Общая шкала |
16,3±2,73 |
18,1±2,91 |
0,05 |
Настойчивость |
11,41±1,72 |
13,35±3,12 |
0,05 |
Самообладание |
9,71±1,11 |
11,12±0,83 |
0,05 |
Примечание: n — количество испытуемых в группе,
p — значимость различий между группами по критерию t- критерий Стьюдента
Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что по «общей шкале саморегуляции» у спортсменов МС высокий показатель, это говорит о том, что их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.
Учитывая высокий показатель по шкале «настойчивость» у спортсменов МС, можно сделать вывод, что мастера спорта работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного.
По шкале «самообладание» у спортсменов МС высокий показатель, у спортсменов КСМ — средний. Можно сделать вывод, что мастера спорта — эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.
Для изучения эмоциональной устойчивости была использована методика А. Голдберга. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Средние значения истандартные отклонения показателей по шкалам эмоциональной устойчивости А. Голдберга вгруппах кандидаты вмастера спорта (КМС) имастера спорта (МС) (баллы)
Шкалы эмоциональной устойчивости |
КМС (n=50) |
МС (n=50) |
p |
Реакции |
5,21±0,4 |
5,6±0,2 |
0,05 |
Возможность справляться с давлением |
5,05±0,24 |
5,1±0,11 |
0,05 |
Способности сконцентрироваться |
3,2±1,03 |
5,1±0,23 |
0,05 |
Уверенность |
4,52±1,16 |
4,9±0,27 |
0,05 |
Мотивация |
5,35±0,32 |
5,5±0,28 |
- |
Общая шкала |
23,13±1,04 |
26,2±0,63 |
0,05 |
Примечание: n — количество испытуемых в группе,
p — значимость различий между группами по критерию t- критерий Стьюдента
Таким образом, общий результат у МС высокий, что говорит о хорошей эмоциональной устойчивости в целом, результат КМС свидетельствует о среднем уровне эмоциональной устойчивости. Высокий балл у МС по шкале «реакции» указывает на способность быстро оправиться от ошибок, неудач и потерь. Также высокий балл у спортсменов МС установлен по шкале «мотивация», что говорит о готовности спортсменов идти к своей цели, желании достичь результатов.
Низкий балл у спортсменов КМС по шкале «Способности сконцентрироваться» означает, что низкие результаты напрямую зависят от неспособности сконцентрироваться до и во время соревнований, таким спортсменам необходимо вырабатывать навыки помехоустойчивости.
Таки образом, можно отметить, что с ростом спортивной квалификации спортсмены обладают такими навыками, как саморегуляция, помехоустойчивость, способность сконцентрироваться, справиться с давлением. Данные качества являются показателями эмоциональной устойчивости и волевой саморегуляции спортсменов.
Литература:
- Анисимова Ю. Н., Каменева Г. Н., Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Псих-пед. науки. 2018. № 4. С. 44–54.
- Вареников Н. А., Структура нравственно-волевых качеств у юных спортсменов, занимающихся спортивной борьбой // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 1. C. 200–207.
- Гусейнов А. Ш. Субъектная активность спортсменов с различным уровнем спортивного мастерства // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ. 2014. С. 55–58.
- Монроз А. В. Индивидуально-типологические особенности структуры волевых качеств на ранних этапах становления волевой саморегуляции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 2. С. 63–76.
- Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977. 295 c.