В статье рассматривается проблема устойчивости к стрессу, а также навыки контроля как необходимые компоненты для достижения успеха в спорте. Представлены данные исследования особенностей устойчивости к стрессу и навыкам контроля спортсменов МС и КМС. В ходе исследования использованы методика устойчивости к стрессу В. Э. Мильмана и методика изучения навыков контроля Ю. Куля. В ходе исследования установлено, что МС более устойчивы к стрессу, чем КМС, у МС в большей степени развиты навыки контроля за действием
Ключевые слова: устойчивость к стрессу, успех в спорте, навыки контроля, саморегуляция, помехоустойчивость, планирование
Специфика спортивной деятельности проявляется не только в ориентации на предельно высокий уровень исполнительского мастерства и результативность, но и в выдерживании жесткой конкуренции и сверхнагрузок [5, с. 190]. Занятия спортом связаны с наличием психоэмоциональных факторов, которые могут влиять на эффективность спортивных результатов [1, с. 44]. Учитывая, что психофизиологические функции являются основным звеном формирования психоэмоциональных реакций в ситуациях в экстремальных условиях логично ожидать связь между квалификацией, возрастом спортсмена и уровнем стрессоустойчивости, показателями восприятия и обработки визуальной информации [2, с. 101].
Для достижения успеха в спорте необходимо обладать навыками контроля и быть устойчивым к стрессу. Как значимый ресурс преодоления стресса различные ученые рассматривают свойства личности человека. Большинство исследований, посвященных личностным ресурсам устойчивости к стрессу, проводились в связи с острым стрессом, развивающимся в рамках конкретной ситуации [3, с. 203].
Нами были использованы методика устойчивости к стрессу В. Э. Мильмана. Полученные в ходе проведенного исследования данные представлены в таблице.
Таблица 1
Средние значения истандартные отклонения показателей по шкалам устойчивости кстрессуВ.Э.Мильмана вгруппах кандидаты вмастера спорта (КМС) имастера спорта (МС) (баллы)
Шкалы устойчивости спортсменов ксоревновательному стрессу |
КМС (n=50) |
МС (n=50) |
p |
Соревновательная эмоциональная устойчивость |
-2,2 ±3,61 |
-8,05 ±1,15 |
0,05 |
Спортивная саморегуляция |
-3,5 ±2,34 |
-6,25 ±2,14 |
0,05 |
Соревновательная мотивация |
-6,05 ±3,11 |
-6,1 ±1,12 |
- |
Стабильность помехоустойчивость |
-4,15 ±1,15 |
-8,57 ±1,36 |
0,05 |
Стрессоры внутренней неопределенности |
4,15 ±1,65 |
1,35 ±0,85 |
0,05 |
Стрессоры внешней неопределенности |
3,5 ±1,2 |
1,6 ±1,17 |
0,05 |
Стрессоры внутренней значимости |
4,5 ±1,26 |
1,45 ±1,85 |
0,05 |
Стрессоры внешней значимости |
3,23 ±2,17 |
0,96 ±0,88 |
0,05 |
Примечание: n — количество испытуемых в группе,
p — значимость различий между группами по критерию t- критерий Стьюдента
Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что у спортсменов МС установлены высокие показатели по шкалам «соревновательная эмоциональная устойчивость», «спортивная саморегуляция», «соревновательная мотивация» и «стабильность помехоустойчивость», это значит, что спортсмены умеют оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им, проявляют устойчивость.
У спортсменов КМС высокий показатель только по шкале «соревновательная мотивация», что говорит о наличии внутренних побудительных сил, однако, по остальным шкалам показатели средние.
По всем шкалам «стрессоры» у МС хороший показать, что свидетельствует об уверенности в себе, уверенности в оценке внешних условий спортивной борьбы, стремлении к успеху, отсутствии боязни проиграть или получить травму.
По всем шкалам «стрессоры» у КМС показатель средний, значит им свойственна неуверенность в себе и своих силах, они боятся проиграть и получить травму.
Таблица 2
Средние значения истандартные отклонения показателей навыков контроля Ю. Куля вгруппах кандидаты вмастера спорта (КМС) имастера спорта (МС) (баллы)
Шкалы контроля за действием |
КМС (n=50) |
МС (n=50) |
p |
Планирование |
7,75±3,25 |
9,32±2,2 |
0,05 |
Реализация |
6,5±2,55 |
8,53±1,15 |
0,05 |
Неудача |
7,5±2,62 |
9,14±1,18 |
0,05 |
Примечание: n — количество испытуемых в группе,
p — значимость различий между группами по критерию t- критерий Стьюдента
Из таблицы видно, что показатели спортсменов МС выше показателей КМС. У мастеров спорта все показатели высокие, у КМС — средние. Проанализировав полученные результаты по шкалам «планирование», «реализация» и «неудача» по опроснику «контроль за действием», можно сделать вывод, что с ростом спортивной квалификации спортсмены совершенствуют свои навыки, набираются опыта, что соответствует имеющимся эмпирическим данным многих исследователей [4, с. 32].
В спорте очень важно уметь контролировать ситуацию и чувствовать возможность это делать. Такая уверенность придает силы, мотивирует и помогает двигаться вперед.
Литература:
- Анисимова Ю. Н., Каменева Г. Н., Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2018. № 4. С. 44–54.
- БатыршинаА. Р. Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии // ОНВ. 2015. № 1. С. 100–102.
- Вареников Н. А., Структура нравственно-волевых качеств у юных спортсменов, занимающихся спортивной борьбой // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 1. C. 200–207.
- Вдовина Д. В., ОгородоваТ. В. Волевая организация и акцентуация сферы личности спортсменов подросткового возраста // Вестник ЧелГУ. 2013. № 26. C. 31–33.
- Гусейнов А. Ш. Интолерантность к неопределенности как проявление субъектности личности спортсмена // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2016. Т. 1. С. 190–192.