В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.
Ключевые слова: общение, коммуникация, коммуникативные навыки, младшие школьники, учебная деятельность, учитель.
С самого рождения ребенок попадает в мир, где его окружают люди, которые общаются между собой, взаимодействуют и строят отношения. В дошкольном возрасте происходит процесс овладения первичными навыками общения, чтобы научится понимать этот мир, уметь взаимодействовать с людьми в процессе коммуникации. Уже при поступлении в школу ребенок приходит со своим багажом коммуникативных навыков и не всегда их достаточно для того, чтобы благополучно влиться в коллектив сверстников и начать с ними взаимодействие.
Постоянно происходят изменения в запросах среди общества, тем самым расширяются возможности общения, и повышается значимость коммуникативных навыков в условиях школьного обучения. Возрастает необходимость использовать в процессе образования различные формы обучения, которые способствуют формированию у школьников умения работать совместно.
Ситуация современного школьного обучения требует от учащихся активного решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничества, взаимодействия с учителями и одноклассниками в ходе изучения нового материала.
ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учет позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог [1].
По причине того, что в младшем школьном возрасте навыки межличностного общения развиты недостаточно, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноко, либо применяет неудачные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые в последствии будут выражаться у ребенка в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки. Младший школьник будет иметь неудовлетворенность своим положением в коллективе, что также может внести негативный вклад на нравственном развитии личности.
Именно благоприятные межличностные отношения как в коллективе класса, там и вне школьных стен, оказывают положительное влияние на психическое состояние ребенка, его познавательный интерес, успеваемость, стремление к контакту с окружающими людьми.
Общение у детей во многом определяется учителем через организацию учебного процесса. Учебная деятельность способствует созданию и сплочению коллективов, которые имеют общие цели и интересы. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений является сложным и неоднозначным. Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками. Поэтому каждый из них входит в систему коллективных отношений по-разному.
В. Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Так же он подчеркивает, что общение необходимо для благополучного процесса деятельности во взаимодействии людей [2].
Процесс общения выполняет главную роль в овладении коммуникативными навыками. Именно в ходе общения человек приобретает умение найти выход из различных спорных ситуаций, наладить контакты с окружающими его людьми, правильно трактовать их поведение и спокойно реагировать на различные проявления эмоций, воспринимать критику и учится корректно выражать свое несогласие с чем-либо, недовольство и другие чувства непринятия, умение начать и вести разговор, поддерживать интерес собеседника в общении.
В норме, становление личности младшего школьника, как отмечает И. П. Подласый, происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. Именно в этом возрасте у ребенка складываются элементы социальных чувств, и вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за собственные поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) [3].
Изменения социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу является главным фактором, который в наиболее существенной степени обуславливает развитие младшего школьника. Начиная обучение, младший школьник сталкивается с работой в коллективе, которая будет оценена окружающими социально значимой оценкой.
Ребенок, поступивший в начальную школу, приобретает не только новый круг общения, но и новые дополнительные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Окружающие взрослые люди общаются с ребенком уже как с человеком, имеющим обязанности учиться и имеющим некоторую ответственность за свои действия [4]. Общество начинает предъявлять школьнику требования, с которыми он раньше не встречался. В ответ на требования происходит выработка способов и стратегий поведения.
Происходят изменения эмоциональной области, но сохраняется сильная реакция на отдельные задевающие их события и различные ситуации. Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни и эмоционально отзывчивы. Прежде всего, они воспринимают те объекты или предметы, которые вызывают эмоциональный отклик и соответствующее отношение. С другой стороны, поступление в школу вызывает новые эмоциональные переживания, так как свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинение новым правилам жизни.
На первом году обучения адаптация младшего школьника во многом зависит от помощи учителя. Именно учитель демонстрирует пример правильного общения и отношения между людьми, пример уважения друг друга. С помощью учителя у ребенка имеется возможность наладить отношения с одноклассниками, понять их особенности и недостатки, отметить как хорошие качества, так и плохие.
В младшем школьном возрасте дети очень восприимчивы к критике и резким фразам. Поэтому очень важно, чтобы учитель умел правильно объяснить или указать на ошибки, особенно если это делается в присутствии одноклассников, так как данные замечания могут оказать влияние на общее мнение класса о каком-либо ученике. В последующем времени все это может сильно сказаться на самом ребенке. Ведь именно в этом возрасте происходит осознание отношений между окружающими людьми, мотивы их поведения, значимость конфликтных ситуаций, т. е. вступление в сознательную фазу формирования личности.
В последующих годах обучения личность учителя становится менее значимой. Младшие школьники начинают больше проявлять интерес к своим ровесникам, принимают участие в общих заданиях, групповых делах, различных конкурсах и соревнованиях, без помощи учителя подмечают различные особенности друг друга и определяют, как при этом выстраивать между собой общение. Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.
Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для выстраивания взаимоотношений. Именно в данном возрасте общение со взрослыми и сверстниками в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует становлению характера взаимодействия младшего школьника с окружающими его людьми. Общение становится более осознанным и разносторонним. Дети учатся устанавливать дружеские связи и приобретают различные навыки взаимодействия друг с другом. В связи с этим возникает необходимость контроля сформированности и несформированности коммуникативных навыков, способствующих успешной реализации учебно-познавательного процесса и способности учащихся управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные способы действий в решении коммуникативных задач.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М.: Просвещение, 2011. — 20 c.
- Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995.
- Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. — 464 с.
- Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. — М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.