Обеспечение экономической безопасности подразумевает разработку механизмов защиты национальных интересов страны и регионов в области экономики, системы управленческих процедур, позволяющих своевременно и эффективно отражать угрозы этим интересам. Необходимость формирования подсистемы мониторинга комплексной оценки состояния экономической безопасности обусловлена ростом и видовыми изменениями всех видов опасностей Российской Федерации в экономической сфере.
Ключевые слова: мониторинг, экономическая безопасность, эффективность.
Указ Президента Российской Федерации раскрывает понятие «экономическая безопасность» как обеспечение экономического суверенитета страны, единое экономическое пространство, совокупность условий для реализации стратегических и национальных приоритетов РФ — то есть защищенность от внешних и внутренних угроз национальной экономики.
Функциональное назначение экономической безопасности для государства состоит в следующем:
– создавать и поддерживать благоприятные условия жизни людей;
– обеспечивать стабильное и устойчивое развитие народного хозяйства;
– своевременно реагировать на возникающие неблагоприятные факторы и условия;
– нейтрализовать действующие угрозы благосостоянию населения и народному хозяйству.
В экономической литературе существует несколько подходов к определению понятия «экономическая безопасность». Как правило, анализируемая категория рассматривается как некоторое «состояние национальной экономики, при котором обеспечивается экономическое благополучие нации, стабильность внутреннего рынка страны, устойчивый экономический рост, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях». Состояние экономической безопасности в рамках второго подхода возможно при наличии компенсирующих ресурсов хозяйства страны, устраняющих негативное влияние внешних факторов и позволяющих сохранить экономическую, социальную и политическую стабильность.
Абсолютное большинство исследователей рассматривают экономическую безопасность как состояние защищенности экономической системы от негативных внутренних и внешних воздействий и условий нейтрализации угроз.
Общая методология, включающая в себя методологию мониторинга и оценки состояния экономической безопасности на базе витального подхода в отношении национальной экономики России как органического целого, разработана в целях обеспечения эффективности создаваемой системы поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения национальной экономической безопасности [2].
Одним из важнейших установочных моментов является создание нормативной правовой базы для осуществления самоцелей стратегического целеполагания и национальной экономики, которые доминируют над корпоративными и частными интересами.
Создание и поддержание механизмов обеспечения стратегии и безопасности без учета интересов цивилизации, государств, народа в современных условий недопустимо, поскольку отсутствие подобных целей и стратегий является важнейшей угрозой, крупнейшим вызовом любой национальной экономике.
Анализ экономической безопасности в настоящее время проводится на основе 150 показателей, которые характеризуют практически все стороны социально-экономического развития страны. При этом, проводя мониторинг угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите в области экономики национальных интересов страны, следует выявлять критические точки, то есть выделять основополагающие индикаторы угроз экономической безопасности, используя их в качестве пороговых значений экономической безопасности.
В современном мире имеется глобализационная тенденция доминирования замкнутых корпоративных и частных интересов, сокрытых от общества. Таким образом, все предпринимаемые шаги в интересах корпораций, либо частных интересах носят подавляющий для цивилизационных и национальных интересов характер.
Автоматизированная система оценки состояния экономической безопасности — специализированное средство, пользователь которого нуждается в профессиональной переподготовке, в том числе — в сфере сбора и предоставления информации статистических источников, экспертных оценок и социологических исследований для ввода в автоматизированную систему оценки состояния экономической безопасности. Целью данной подготовки является составление грамотного информационного запроса, на основе специализированных информационных паспортов, информационных заданий, информационных форм (шаблонов).
Полученные оценки экономической безопасности в форме, необходимой и удобной для лиц, принимающих решения (ЛПР) и лиц, принимающих стратегические решения (ЛПСР), являются информационно-интеллектуальной моделью отображения получаемых оценок и процедур выработки и принятия управленческих решений. Прежде всего она характеризуется удобством показателей, удачной визуализацией, удобным интерфейсом, возможностью агрегации.
Еще более широкий междисциплинарный контекст, создаваемый для решения задач поддержки принятия управленческих решений, в том числе в сфере обеспечения экономической безопасности, предполагает создание целостного методического комплекса как прикладного инструмента реализации общей методологии мониторинга и оценки состояния экономической безопасности, ориентированным на применение в управленческой практике. Данная цель представляется достижимой путем дополнения общей методологии аспектами организационно-управленческого, нормативного правового, информационного, кадрового и психологического свойства, в том числе — для создания платформы для эффективного функционирования человеко-машинной автоматизированной системы оценки состояния экономической безопасности и обеспечения ее восприятия и применения ЛПР и ЛПСР [3].
Важнейшие элементы механизма обеспечения экономической безопасности РФ — мониторинг и прогнозирование факторов, которые определяют угрозы, что в свою очередь влечет за собой высокие требования к государственной статистике как комплексного инструмента, подразумевающего глубину и разнообразные формы охвата объектов статистического наблюдения, постоянное повышение качества и оперативности предоставления информации.
Для решения такой сложной и многоаспектной задачи, как обеспечение национальной экономической безопасности РФ необходима сложная, интеллектуально насыщенная система для поддержки принятия управленческих решений. Данная система повысит устойчивость национальной экономики, нейтрализует угрозы, эффективно купирует негативные воздействия и снизит риски. При этом в состав данной системы должны быть включены автоматизированные информационные системы, системы статистического и социологического мониторинга, системы искусственного интеллекта, коллективный разум участников данной деятельности, экспертные системы, иные специализированные интеллектуальные системы [1].
Литература:
- Селиванов А. И. Перспективы применения интеллектуальных систем при анализе угроз и управлении рисками экономической безопасности Российской Федерации // Микроэкономика. 2018. N 3. С. 91–95.
- Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника / Кол. авт.; под ред. С. Н. Сильвестрова. М.: РУСАЙНС, 2017. 350 с.
- Цыбатов В. А. Стратегирование регионального развития: методы, модели, информационные технологии // Региональная экономика: теория и практика. 2015. Т. 13. Вып. 27. С. 36–52. С. 38.