Использование живописи как одного из средств наглядности на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 764 раза

Библиографическое описание:

Филиппова, Н. В. Использование живописи как одного из средств наглядности на уроках иностранного языка / Н. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 649-652. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71288/ (дата обращения: 16.11.2024).



К. Д. Ушинский когда-то сказал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают человека, поэтому необходимым условием самостоятельного понимания обучаемым той или иной мысли или информации является наглядный образ. В методике преподавания иностранных языков (ИЯ) используются различные виды наглядности, помогающие учащимся в овладении языковым и речевым материалом. Наглядность — это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы учащихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.

При обучении языку все многообразие видов наглядности можно сократить до двух основных:

  1. Языковая наглядность
  2. Неязыковая наглядность.

Первый вид наглядности включает в себя коммуникативно-речевую наглядность, наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной); демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и др.) в устной или письменной форме; лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (схемы, таблицы и др.).

Ко второму виду наглядности относятся все способы представления экстралингвистических факторов окружающей действительности, такие как: естественная (то, что мы видим вокруг себя) и изобразительная наглядность (картины и видеоматериалы). Данная статья посвящена использованию изобразительной наглядности на уроках ИЯ, в частности произведений живописи.

Изобразительная наглядность играет важную роль в обучении ИЯ. Цель такой наглядности состоит в том, чтобы отражать реальный мир с помощью различных изображений: рисунков, фотографий, картин (произведений живописи). Как средство зрительной наглядности картины выполняют задачи разного характера, важнейшими из которых являются семантизирующая, сопровождающая, коммуникативная и аккультурирующая. В соответствии с этими функциями А. И. Якимович выделяет следующие направления в работе с произведениями живописи:

1) «использование картин в качестве иллюстраций, создающих «национальный фон» обучения, обеспечивающий «страноведческую настройку» учащихся;

2) использование картин в качестве средства наглядности для семантизации лексики;

3) использование картин в работе по развитию монологической и диалогической речи учащихся [4, с.127].

Вопрос об использовании произведений живописи при обучении иностранному языку всегда актуален. В данной статье рассматриваются некоторые приемы работы с произведениями живописи как одного из типов наглядности на уроках ИЯ. Данный вид искусства стоит применять на уроках ИЯ при работе с учащимися средних и старших классов, т. е. когда элементы анализа уже составляют базу познавательной деятельности.

Как пишет Л. А. Ходякова: «Работа по картине обеспечивает учащихся экстралингвистическими (внеязыковыми) знаниями об окружающем мире, помогает употреблению тематически обусловленных слов, содействует обогащению словаря обучаемых разного рода эмоционально-оценочными словами и формированию ситуативной речи» [3, с. 20]. Живопись как экстралингвистический материал не только отражает мир вокруг нас, но и сообщает определенную информацию о событиях, исторических и социальных явлениях. Художник, как и писатель, рассказывает нам о реальных событиях, о своем философском и религиозном видении мира, о своих радостях и страхах, о своем отношении к реальности через воображаемые образы.

Как правило, существует определенная последовательность в работе с произведениями живописи на уроке. Сначала учащимся предлагается специальный учебный текст, рассказывающий, например, о художнике, его картинах (иногда об истории их происхождения). После ознакомления с ним выполняется непосредственная работа с картинами: демонстрация репродукций с последующим обсуждением.

Основываясь на предложенной последовательности, приведем пример упражнений по работе с картиной на уроке английского языка.

Тема урока «Art» («Искусство»). Цель урока — развитие умения говорить. Задачи: учебная — обучить монологическому высказыванию типа «описание»; развивающая — развить кругозор в области искусства; воспитательная — привить вкус к живописи.

Упражнение 1.

Imagine yourself as aguide, describe the place shown in the picture.

Представь, что ты экскурсовод, опиши место, изображенное на картине.

При изучении данной темы уместно привлечь картину Кавалетто «Площадь Сан-Марко» (Рис 1).

Кавалетто,

Рис. 1. «Площадь Сан-Марко»

Перед выполнением задания стоит повторить названия строений/ сооружений, приготовить раздаточный материал с устойчивыми фразами и выражениями.

In the center/ middle we can see a … — В центре/ середине мы видим …

In the foreground there is a … — На переднем плане находится …

In the background there are … — На заднем плане находится …

It is situated in … — Он расположен в …

…stands on the left/ right — Слева (от …) стоит …

In the distance we can make out the outline of a … — Вдалеке мы можем разглядеть очертания …

At first glance, …– На первый взгляд, …

But if you look closely, you can see … –Но если присмотреться, вы можете увидеть…

It looks strange … — Оно выглядит странно

It looks like …. — Оно похоже на …

I can hardly make out (= see) — Я едва могу различить (увидеть) …

Учитель может привести свой пример, в качестве образца:

Example: Hello. Today I’ll be your guide to San Marco Square.One of the most famous squares in Italy is Piazza San Marco in Venice, founded in the 9th century.St. Mark’s Square is two smaller squares called Piazzetta and the most important one is Piazza. On all sides, these two squares are surrounded by historic buildings, which are the main attractions of St. Mark’s Square. Piazetta goes from the pier in the interior of St. Mark’s Square. Two tall columns with lions on top standson the left and right.There used to be executions between these two columns and, they say, there’s no way the natives of Venice will pass between them — Bad sign. Etc.

Упражнение 2.

Можно изменить тему задания ипопросить учащихся представить себя экскурсоводом вмузее иописать не место на картине, асаму картину.

Imagine yourself as aguide, describe the picture.

В качестве раздаточного материала учитель может предложить обучающимся воспользоваться следующим опорным текстом (с пропусками некоторой информации, которую необходимо восполнить):

The title οf the painting is______________. The author of this painting is_____________ In this picture we can see__________________.

Let us lοοk at the cοmpοsitiοn οf the painting. In the fοregrοund / in the backgrοund we can see ____________. There is / there are ________________οn the right/οn the left. Yοu can alsο nοtice_____________. Let me attract yοur attentiοn tο a number οf details which________.

Now pay attention to the colour choice. The painter used mostly the ___________ colour. The colour scheme is rich / not so rich but impressive.

This painting is believed to be one of _____. It is an exquisite piece of painting. The painting is pleasant to look at. It is full of emotion / mystery / life….

It conveys a feeling of _____________.

In my opinion, this painting is a real masterpiece. I am greatly impressed by this painting. I find the painting extremely attractive/ puzzling/ frightening….This painting left a lasting impression on me.

В качестве опоры может выступить план, схема, ментальная карта.

В процессе работы с живописью, учащиеся обогащают свой словарный запас лексикой, связанной с темой картины, искусствоведческими терминами, расширяют кругозор в области искусства: узнают о художниках, видах живописи, изображенных эпохах и т. п.

В целом наглядность помогает учащимся изучать языковые материалы более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность в виде картин мобилизует умственную деятельность учащихся, вызывает интерес к ИЯ, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомляемость, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения языка, в конечном итоге, помогает формировать ‘лингвистически интересную личность’, способную и желающую участвовать в иноязычном общении на межкультурном уровне [1, с. 9].

Литература:

  1. Безус С. Н. Обучение элементам делового письма учащихся старших классов средней школы (на материале английского языка): Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Пятигорск, 2004. — 21 с.
  2. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1998. — 528 с.
  3. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и метод. разработки. — М., 2000. — 336 с.
  4. Якимович А. И. Изобразительное искусство в обучении русскому языку в иноязычной аудитории: диалог культур // Русистика и современность. — Том 2. — СПб., 2007. — С. 126–131.
Основные термины (генерируются автоматически): картина, произведение живописи, изобразительная наглядность, использование картин, вид наглядности, иностранный язык, область искусства, образ предмета, работа, раздаточный материал.


Задать вопрос