В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формирования и развития информационной компетенции, приведены примеры использования методических приемов в обучении математике в школе.
Ключевые слова: информационная компетенция, формирование информационной компетенции, комплекс методических приёмов, обучение математике в школе.
Большое количество исследований в области компетенции, практика показывает, что проблема сформированности информационной компетенции на уроках математики остается не в полном объеме решенной. Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Информационная компетенция, так же, как и любая другая носит деятельностную направленность. Исходя из самого понятия «информационная» можно сделать вывод, что данная компетенция направлена на формирование и проявление деятельности, имеющей взаимосвязь с информацией и информационными процессами.
Мы считаем, что информационная компетенция — это способность позволяющая получить и сформировать новый уровень знаний, необходимый для дальнейшей деятельности по выстраиванию диалоговых связей с окружающими людьми. В данной формулировке хотелось бы уточнить понятие сущности при формировании информационной компетенции. Если рассматривать понятие сущность относительно человека, то можно сказать, что сущность — это индивидуальность личности, выраженная в психотипе человека, модели его поведения в обществе и в стремлении усовершенствовать имеющиеся знания.
Сопоставив понимание понятия сущность и выделенного определения информационная компетенция, можно прийти к существенным выводам:
1) сущность информационной компетенции — модель личностного поведения человека, которая влияет на дальнейшую деятельность при получении знаний и расстановке приоритетов из всего потока информации для выделения конкретной компетенции, заданной по условию;
2) информационная деятельность — это форма позволяющая достигать информационной компетенции, не обращая внимания на посторонние факторы;
3) форма существования информационной компетенции — это тесная взаимосвязь с познанием, коммуникационными сферами и основой информационной компетентности через интегрированные формы;
4) если один из трёх ранее перечисленных факторов исключить из деятельности человека, то информационная компетенция будет продолжать своё существование, так как качества личности сохраняются независимо от условий, что позволит существование информационной деятельности.
При обучении информационная компетенция может быть представлена в нескольких ключевых пониманиях [2]:
- Как компетенция формирующая личность;
- Как основа для формирования иных компетенций независимо от культуры и сферы профессиональной деятельности;
- Как инструмент выполнения деятельности, основанной на других компетенциях.
С активным развитием и возрастанием спроса на информационную компетенцию при подготовке обучающихся можно выделить шаги
результативного формирования компетенции [3].
Рис. 1. Алгоритм формирования информационной компетенции
Необходимо отметить, что представленный алгоритм, описывает состав и структуру информационной компетенции.
Чтобы информационная компетенция формировалась и развивалась важно соблюдать принципы построения учебной деятельности: системность, доступность, наглядность, наличие цели, проблемы и метапредметной связи.
Рассмотрим комплекс методических приёмов для формирования и развития информационной компетенции [1]:
- Кейс-технология — технология обучения, выстроенная на проблемной ситуации и позволяющая сформировать у обучающегося знания, умения и компетенции по решению реальной или смоделированной проблемы в определенной профессиональной сфере деятельности.
- Творческое задание — деятельность, направленная на креативное мышление и реализацию идеи, которая обладает некой информативностью, новизной и оригинальностью.
- Игровая деятельность — доступная форма усвоения материала, повышающая эмоциональность, мышление, активность, систематизирует знаний и умения, даёт возможность решить задачу повышенного уровня без затруднения.
- Система Зайцева или же более стандартное и традиционное название устный счёт — комплекс материалов по обучению не только математике, но и чтению, каллиграфии, русскому и английскому языку.
Рис. 2. Карточка по системе Зайцева
- Мозговой штурм — метод нахождения выхода из сложившейся проблемной ситуации через взаимодействие в группе, творческую деятельность, нахождение вариантов и способов решения, отбор наиболее качественных и практичных вариантов, то есть анализ.
- Синквейн — творческий приём для более качественного запоминания информации в стихотворной форме через выделение аналогий и основной сути.
Рис. 3. Алгоритм составления синквейна на примере математического понятия «Дробь»
- Кластер — приём позволяющий систематизировать полученную информацию в виде схематического рисунка и обозначить смысловые единицы.
Рис. 4. Образец составления кластера на примере математического понятия «Дробь»
- Публичное выступление
- Работа с текстом
Проанализировав многообразие литературных источников относительно понятия информационная компетенция, можно утверждать, что все они имеют общую связь относительно знаний, умений и навыков работать с информацией.
В нашей статье информационная компетенция направлена на рассмотрение способностей самостоятельного поиска, анализа, передачи обработанной информации по средствам сотрудничества и групповой работы и готовность к постоянному саморазвитию не зависимо от внешних факторов.
Рассмотрены и применяются на практике комплекс приёмов, методов и технологий для работы в направлении формирования и развития информационной компетенции. Особое внимание на уроках уделяется системе Зайцева и приёму составления кластера, так как производится упорядочивание информации.
Литература:
- Жигатова М. М. Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 1 (56). — С. 21–24.
- Кондурар М. В. Понятия компетенция и компетентность в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 1. — С. 189–192.
- Рассказов Ф. Д., Митющенко Е. В. Сущность, содержание и компоненты информационной компетенции студента педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 5.