Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 07.06.2020

Статья просмотрена: 752 раза

Библиографическое описание:

Голубева, Е. А. Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии / Е. А. Голубева, Н. Г. Коржова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 546-549. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71315/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.

Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, потребность, профессиональное образовательное учреждение, профессиональный выбор, жизненный сценарий

The article considers the hikes and stages of the professional choice of young specialists, depending on a number of factors. And also the process of professional choice is considered as a complex process encompassing the process of self-knowledge, etc.

Keywords: profession, professional self-determination, need, professional educational institution, professional choice, life scenario

Проблему профессионального самоопределения исследовали отечественные психологи, которые изучали профессиональное самоопределение в связи с жизненными перспективами личности и планированием будущего. Профессиональное самоопределение, как правило, происходит в юношеском возрасте и обычно является следствием самоопределения личностного. Самоопределение выступает проявлением потребности девушек и юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в жизни, обществе, понять себя и свои возможности

По мнению Н. Г. Гинзбурга, необходимость самоопределения, как личностного, так и профессионального, в значительной степени детерминируется потребностями общества, но самоопределение также обусловлено внутренней логикой психического развития личности и связано с потребностью в самореализации, которая обостряется в юношеском возрасте [6]. Именно по этой причине в систему представлений личности включаются временные перспективы, которые тесно связаны с ее жизненными планами. Потребность в самореализации выступает психологической основой личностного самоопределения на данном этапе развития и заключается в сознательной и активной реализации себя в жизни, направленной на будущее.

Центральным моментом профессионального самоопределения в общей психологии, по Н. П. Долгих, является осознание человеком своих личностных особенностей и возможностей, а уде вторично — ориентация в социально-экономических условиях, в которых осуществляется сознательный выбор профессии [7].

По Н. В. Самоукиной, профессиональное самоопределение направляется стремлением к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала через самоанализ, самопознание и самооценку собственных способностей и ценностных ориентаций, через осознание того, насколько собственные индивидуальные особенности соответствуют требованиям профессии [13].

Е. А. Климов отмечает продолжительность профессионального самоопределения, рассматривает его как важный признак психического развития, становления себя как полноценной общественной единицы, компетентным специалистом в профессиональной среде [8].

Я. М. Бугерко обобщает: «Самоопределение личности — сложное системное образование, которое охватывает разные уровни самопознания и отражает присущие сознанию стремления и способность всеобъемлющего, универсального понимания мира, себя, собственного бытия. Указанное явление проходит поэтапно, содержит различные процессы и компоненты осмысления и есть результатом психодуховной реализации личности» [5].

Из зарубежных психологов следует отметить взгляд А. Маслоу, который считал профессиональное самоопределение важной составляющей социально-психологической зрелости человека, которая зависит от того, насколько сильно выражена в ней потребность в самореализации и самоактуализации [9, 10, 11].

Рассмотрим некоторые зарубежные теории профессионального самоопределения, а именно:

− психодинамические (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, В. Мозер) [15, 16, 17];

− теорию родительских установок Э. Роу [1];

− теорию профессионального развития Дж. Сьюпера [7];

− теорию компромисса с реальностью Э. Гинзберг [7];

− сценарную теорию Э. Берна [4].

Теория Фрейда связывает выбор профессии с опытом раннего детства и с подсознательной структурой основных потребностей. Так, удовольствие, которое получает человек во время сосания, откусывания, жевания трансформируется во взрослой жизни в желание обрезать, перепиливать. Потребность в высвобождении оральной агрессии (грызть, кусать, резать) может реализоваться непосредственно в процессе манипуляции с предметами, например, работа с гаечным ключом, скальпелем, бор-машиной или в манипуляции словами (символическая реализация оральной агрессии), например, в профессиях экскурсовода, диктора, учителя и др. [14].

У людей, которых сексуальная энергия фиксируется на анальной стадии, доминируют три черты: аккуратность, бережливость, упрямство. Лица с такими чертами относятся добросовестно к мелким поручениям, они хорошие исполнители. Хотя чрезмерная бережливость переходит в скупость, настойчивость, в упрямство. Сублимация агрессивного воздействия может проявиться в выборе таких профессиональных занятий, как хирургия, земледелие, спортивные соревнования, резьба по дереву, живопись или драматическое искусство [15, 16, 17].

Фрейд был убежден в том, что способность к сублимации коррелирует с половой принадлежностью, то есть, у женщин она слабее, чем у мужчин. К. Хорни, соглашаясь с Фрейдом, объясняет профессиональный выбор влиянием социально-культурных традиций, а именно тем, что большинство профессий всегда была ориентирована на мужчин. Исследовательница указывает, что мужчинам присуща зависть к материнству, которая проявляется в выборе профессий скульптора, художника, писателя и др. А у женщин наблюдается комплекс маскулинности (зависть к мужскому половому органу), который формирует тягу к профессии отца, к руководящим должностям и другим мужским профессиям [17].

Основные понятия в теории А. Адлера — чувство неполноценности и стремление к превосходству — влияют на выбор профессии и обусловливают развитие артистических, художественных и кулинарных способностей. А. Адлер считал, что впечатления раннего детства больше влияют на стиль жизни. Например, если в детстве ребенок пережил болезнь или смерть родных, то он в будущем выберет профессию или врача или аптекаря [2].

В. Мозер обосновал мысль, согласно которой профессиональный выбор детерминируется неудовлетворенными детскими потребностями и, выделив четыре формы оперотропизмов, подчеркивает, что каждый из них может быть основой для формирования определенного типа профессионального развития:

1) выбор профессии рассматривается как попытка найти в профессиональной жизни решения определенных конфликтов, имевших место в прошлом из-за недовольства первичными потребностями (защитный механизм);

2) регрессия поведения, то есть возвращение к более примитивным его формам, тех, которые были характерны для периода, который был связан с неудовлетворенными первичными потребностями и привел к десоциализации (клапанный оперотропизм);

3) сублимация, что держит неудовлетворенные потребности под контролем и дает им выход в социально разрешенном образе;

4) интегральный оперотропизм — форма поведения, которая сочетает в себе три вышеназванных [18].

Теория родительских установок Э. Роу [1] построена на основе учета стиля воспитания в семье, а именно — безусловного принятия любви, уважения. При демонстрации внимания к ребенку в его дальнейшей жизни формируется потребность принадлежать к группе, необходимость чувствовать любовь и уважение от других, поэтому таких детей будут привлекать профессии, в которых они смогут реализовать свое стремление находиться в центре внимания, пользоваться уважением других (сфера образования и воспитания, медицины и социальных служб, культуры, искусства, развлечений). И наоборот, у детей, которым уделяли мало внимания, не пытались удовлетворить их потребность в уважении, не будет развита потребность в принадлежности к группе, они не будут стремиться контактировать с другими людьми. Поэтому отдадут предпочтение профессиям, не требующие общения, часто посвящать себя науке, технике.

Д. Сьюпер предлагает теорию профессионального развития, в которой выбор профессии рассматривает сквозь призму Я-концепции субъекта. Профессиональное самоопределения (по Сьюперу) — это многомерный многоступенчатый процесс. Профессиональный путь человека ученый делит на пять этапов: рост (развитие), поиск, утверждение, стабилизация и спад. Автор выделил следующие стадии профессионального развития:

− стадия пробуждения, или развития (0–14);

− стадия поиска (15–24);

− стадия консолидации, укрепления карьеры или профессионального роста (25–44);

− стадия стабилизации, или сохранение того, что удалось достичь (45–64);

− стадия спада (после 65).

В теории компромисса с реальностью Э. Гинзберг акцентирует внимание на том, что выбор профессии — это длительный процесс, который происходит не мгновенно, а в течение определенного периода времени. В процессе профессионального выбора Э. Гинзберг выделяет три стадии:

1) стадия фантазии — продолжается до 11 лет, когда дети представляют себе кем хотят быть;

2) гипотетическая стадия — продолжается с 11–17 лет и четыре периода:

а) первый период (11–12 лет) — период интересов;

б) второй период (13–14 лет) — период способностей (дети сравнивают собственные способности и требования профессии);

в) третий период (15–16 лет) — период оценки;

г) четвертый период (длится до 17 лет) — переходный (это период, когда осуществляется переход от гипотетического подхода в выборе профессии в реальности).

3) реалистичная стадия (от 17 и выше) — когда молодые люди пытаются принять окончательное решение по выбору профессии. Эта стадия включает три периода:

а) период исследования (17–18) — это период, когда подросток прилагает больше усилий для более глубокого понимания себя и собственного выбора;

б) в период кристаллизации (19–21) определяется основное направление будущей деятельности;

в) период специализации, когда общий выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации [12].

Э. Гинзбург доказывает, что выбор карьеры не заканчивается выбором первой профессии, некоторые люди периодически меняют свою деятельность по тем или другим причинам (сокращение, переезд, отжила профессия и др. [6].

В основе сценарного теории Эрика Берна лежит сценарий, который формировался в раннем детстве (до 6 лет) под влиянием родителей, и объясняет процесс выбора профессии и поведение по примеру ближайших людей. Решающее влияние при построении профессионального плана имеет эго-состояние ребенка, причем на выбор мальчика влияет Ребенок матери, а на выбор девочки Ребенок отца. Взрослое Я отца дает образцы поведения для мальчика, а Взрослое Я матери для — девочки. Родительские состояния обоих родителей навязывают детям определенное поведение, которое преодолевается антисценарием [3].

Положительным сценарий родителей считается в том случае, если он совпадает со сценарием ребенка, его способностями, жизненными событиями, желаниями, внутренними потребностями. И наоборот, — отрицательным, когда все вышеперечисленные аспекты нивелируются. Особенно деструктивное влияние на карьеру делают такие сценарии:

− жесткие половые установки в воспитании ребенка;

− очередность рождения и наличие братьев и сестер в семье;

− компенсация профессиональных неудач родителей;

− продолжение родительских карьерных целей;

− запрет превышать профессиональные достижения родителей [7].

Анализируя обе позиции по сценарию, трудно согласиться, что жизненный сценарий, даже в положительном проявлении, фатально предопределяет профессиональный выбор личности, он скорее выступает проектом личностного роста вследствие его «обработки» методами психотерапии.

Литература:

  1. Roe A. The Psychology of Occupations. — N. Y.: Wiley. 1956.
  2. Адлер, Альфред. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введ. в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. — 212 с.
  3. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн. — С. Пб.: Прогресс, 1992. — 400 с.
  5. Бугерко Я. М. Осмысления как индивидуальный фактор самоопределения человека / Я. М. Бугерко // Психология и общество. Спецвыпуск: материалы международной конференции Социально-психологические измерения профессионального мастерства личности в условиях глобализирующегося мира: научное издание, Тернополь, 16–17 мая 2013 — Тернополь: НИИ Мево, 2013. — С. 43
  6. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43–52.
  7. Долгих Н П. Психология готовности личности к самоосуществлению: учебное пособие / Н. П. Долгих; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет». — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. — 215 с.
  8. Климов Е. И. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. — 278 с.
  9. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — С. Пб.: Евразия, 1999. — 478 с.;
  10. Маслоу А. Психология бытия / Абрахам Маслоу; пер. с англ. О. О. Чистякова; под. общ. ред. С. Н. Иващенко. — М.:Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. — 304 с. — (Серия «Актуальная психология»).;
  11. Маслоу А. Самоактуализация / Абрахам Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1982. — С.108–117.
  12. Михайлов, Ф. Т. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5.-С. 110–122.
  13. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. — С. Пб.: Питер, 2003. — 224 с.
  14. Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология: Учеб. пособие для учащихся сред. проф. учеб. заведений. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 382 с.
  15. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд — М.: Наука, 1989. — 456 с.;
  16. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.;
  17. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни; [пер. с англ.]. — С. Пб., 1997. — 316 с.
  18. Хрестоматия философских текстов [Текст]: Пособие для студентов филос.-экон. факультетов: (На нем. яз.) / К. Г. Ахметов, В. А. Герман, Э. Э. Мозер, И. Э. Мозер; Каз. гос. ун-т им. С. М. Кирова. — Алма-Ата: [б. и.], 1971. — 261 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, потребность, профессиональный выбор, профессиональное развитие, Адлер, раннее детство, теория, жизненный сценарий, оральная агрессия.


Ключевые слова

профессиональное самоопределение, потребность, профессия, профессиональный выбор, жизненный сценарий, профессиональное образовательное учреждение

Похожие статьи

Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Понятие и сущность профессионального самоопределения

В статье говорится о понятии и сущности профессионального самоопределения. Рассматриваются уровни и этапы профессионального самоопределения. К вопросам профессионального самоопределения психологи подходят по-разному. Одни считают, что вопросы приняти...

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Психологическая проблема мотивации студентов-психологов

В статье раскрывается проблема выявления мотивов профессиональной деятельности психологов или учебной активности студентов-психологов. Мотивационная сфера личности представлена множеством компонентов, влияющих на её развитие — целями, стремлениями, п...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Похожие статьи

Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Понятие и сущность профессионального самоопределения

В статье говорится о понятии и сущности профессионального самоопределения. Рассматриваются уровни и этапы профессионального самоопределения. К вопросам профессионального самоопределения психологи подходят по-разному. Одни считают, что вопросы приняти...

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Психологическая проблема мотивации студентов-психологов

В статье раскрывается проблема выявления мотивов профессиональной деятельности психологов или учебной активности студентов-психологов. Мотивационная сфера личности представлена множеством компонентов, влияющих на её развитие — целями, стремлениями, п...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Задать вопрос