В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.
Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, потребность, профессиональное образовательное учреждение, профессиональный выбор, жизненный сценарий
The article considers the hikes and stages of the professional choice of young specialists, depending on a number of factors. And also the process of professional choice is considered as a complex process encompassing the process of self-knowledge, etc.
Keywords: profession, professional self-determination, need, professional educational institution, professional choice, life scenario
Проблему профессионального самоопределения исследовали отечественные психологи, которые изучали профессиональное самоопределение в связи с жизненными перспективами личности и планированием будущего. Профессиональное самоопределение, как правило, происходит в юношеском возрасте и обычно является следствием самоопределения личностного. Самоопределение выступает проявлением потребности девушек и юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в жизни, обществе, понять себя и свои возможности
По мнению Н. Г. Гинзбурга, необходимость самоопределения, как личностного, так и профессионального, в значительной степени детерминируется потребностями общества, но самоопределение также обусловлено внутренней логикой психического развития личности и связано с потребностью в самореализации, которая обостряется в юношеском возрасте [6]. Именно по этой причине в систему представлений личности включаются временные перспективы, которые тесно связаны с ее жизненными планами. Потребность в самореализации выступает психологической основой личностного самоопределения на данном этапе развития и заключается в сознательной и активной реализации себя в жизни, направленной на будущее.
Центральным моментом профессионального самоопределения в общей психологии, по Н. П. Долгих, является осознание человеком своих личностных особенностей и возможностей, а уде вторично — ориентация в социально-экономических условиях, в которых осуществляется сознательный выбор профессии [7].
По Н. В. Самоукиной, профессиональное самоопределение направляется стремлением к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала через самоанализ, самопознание и самооценку собственных способностей и ценностных ориентаций, через осознание того, насколько собственные индивидуальные особенности соответствуют требованиям профессии [13].
Е. А. Климов отмечает продолжительность профессионального самоопределения, рассматривает его как важный признак психического развития, становления себя как полноценной общественной единицы, компетентным специалистом в профессиональной среде [8].
Я. М. Бугерко обобщает: «Самоопределение личности — сложное системное образование, которое охватывает разные уровни самопознания и отражает присущие сознанию стремления и способность всеобъемлющего, универсального понимания мира, себя, собственного бытия. Указанное явление проходит поэтапно, содержит различные процессы и компоненты осмысления и есть результатом психодуховной реализации личности» [5].
Из зарубежных психологов следует отметить взгляд А. Маслоу, который считал профессиональное самоопределение важной составляющей социально-психологической зрелости человека, которая зависит от того, насколько сильно выражена в ней потребность в самореализации и самоактуализации [9, 10, 11].
Рассмотрим некоторые зарубежные теории профессионального самоопределения, а именно:
− психодинамические (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, В. Мозер) [15, 16, 17];
− теорию родительских установок Э. Роу [1];
− теорию профессионального развития Дж. Сьюпера [7];
− теорию компромисса с реальностью Э. Гинзберг [7];
− сценарную теорию Э. Берна [4].
Теория Фрейда связывает выбор профессии с опытом раннего детства и с подсознательной структурой основных потребностей. Так, удовольствие, которое получает человек во время сосания, откусывания, жевания трансформируется во взрослой жизни в желание обрезать, перепиливать. Потребность в высвобождении оральной агрессии (грызть, кусать, резать) может реализоваться непосредственно в процессе манипуляции с предметами, например, работа с гаечным ключом, скальпелем, бор-машиной или в манипуляции словами (символическая реализация оральной агрессии), например, в профессиях экскурсовода, диктора, учителя и др. [14].
У людей, которых сексуальная энергия фиксируется на анальной стадии, доминируют три черты: аккуратность, бережливость, упрямство. Лица с такими чертами относятся добросовестно к мелким поручениям, они хорошие исполнители. Хотя чрезмерная бережливость переходит в скупость, настойчивость, в упрямство. Сублимация агрессивного воздействия может проявиться в выборе таких профессиональных занятий, как хирургия, земледелие, спортивные соревнования, резьба по дереву, живопись или драматическое искусство [15, 16, 17].
Фрейд был убежден в том, что способность к сублимации коррелирует с половой принадлежностью, то есть, у женщин она слабее, чем у мужчин. К. Хорни, соглашаясь с Фрейдом, объясняет профессиональный выбор влиянием социально-культурных традиций, а именно тем, что большинство профессий всегда была ориентирована на мужчин. Исследовательница указывает, что мужчинам присуща зависть к материнству, которая проявляется в выборе профессий скульптора, художника, писателя и др. А у женщин наблюдается комплекс маскулинности (зависть к мужскому половому органу), который формирует тягу к профессии отца, к руководящим должностям и другим мужским профессиям [17].
Основные понятия в теории А. Адлера — чувство неполноценности и стремление к превосходству — влияют на выбор профессии и обусловливают развитие артистических, художественных и кулинарных способностей. А. Адлер считал, что впечатления раннего детства больше влияют на стиль жизни. Например, если в детстве ребенок пережил болезнь или смерть родных, то он в будущем выберет профессию или врача или аптекаря [2].
В. Мозер обосновал мысль, согласно которой профессиональный выбор детерминируется неудовлетворенными детскими потребностями и, выделив четыре формы оперотропизмов, подчеркивает, что каждый из них может быть основой для формирования определенного типа профессионального развития:
1) выбор профессии рассматривается как попытка найти в профессиональной жизни решения определенных конфликтов, имевших место в прошлом из-за недовольства первичными потребностями (защитный механизм);
2) регрессия поведения, то есть возвращение к более примитивным его формам, тех, которые были характерны для периода, который был связан с неудовлетворенными первичными потребностями и привел к десоциализации (клапанный оперотропизм);
3) сублимация, что держит неудовлетворенные потребности под контролем и дает им выход в социально разрешенном образе;
4) интегральный оперотропизм — форма поведения, которая сочетает в себе три вышеназванных [18].
Теория родительских установок Э. Роу [1] построена на основе учета стиля воспитания в семье, а именно — безусловного принятия любви, уважения. При демонстрации внимания к ребенку в его дальнейшей жизни формируется потребность принадлежать к группе, необходимость чувствовать любовь и уважение от других, поэтому таких детей будут привлекать профессии, в которых они смогут реализовать свое стремление находиться в центре внимания, пользоваться уважением других (сфера образования и воспитания, медицины и социальных служб, культуры, искусства, развлечений). И наоборот, у детей, которым уделяли мало внимания, не пытались удовлетворить их потребность в уважении, не будет развита потребность в принадлежности к группе, они не будут стремиться контактировать с другими людьми. Поэтому отдадут предпочтение профессиям, не требующие общения, часто посвящать себя науке, технике.
Д. Сьюпер предлагает теорию профессионального развития, в которой выбор профессии рассматривает сквозь призму Я-концепции субъекта. Профессиональное самоопределения (по Сьюперу) — это многомерный многоступенчатый процесс. Профессиональный путь человека ученый делит на пять этапов: рост (развитие), поиск, утверждение, стабилизация и спад. Автор выделил следующие стадии профессионального развития:
− стадия пробуждения, или развития (0–14);
− стадия поиска (15–24);
− стадия консолидации, укрепления карьеры или профессионального роста (25–44);
− стадия стабилизации, или сохранение того, что удалось достичь (45–64);
− стадия спада (после 65).
В теории компромисса с реальностью Э. Гинзберг акцентирует внимание на том, что выбор профессии — это длительный процесс, который происходит не мгновенно, а в течение определенного периода времени. В процессе профессионального выбора Э. Гинзберг выделяет три стадии:
1) стадия фантазии — продолжается до 11 лет, когда дети представляют себе кем хотят быть;
2) гипотетическая стадия — продолжается с 11–17 лет и четыре периода:
а) первый период (11–12 лет) — период интересов;
б) второй период (13–14 лет) — период способностей (дети сравнивают собственные способности и требования профессии);
в) третий период (15–16 лет) — период оценки;
г) четвертый период (длится до 17 лет) — переходный (это период, когда осуществляется переход от гипотетического подхода в выборе профессии в реальности).
3) реалистичная стадия (от 17 и выше) — когда молодые люди пытаются принять окончательное решение по выбору профессии. Эта стадия включает три периода:
а) период исследования (17–18) — это период, когда подросток прилагает больше усилий для более глубокого понимания себя и собственного выбора;
б) в период кристаллизации (19–21) определяется основное направление будущей деятельности;
в) период специализации, когда общий выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации [12].
Э. Гинзбург доказывает, что выбор карьеры не заканчивается выбором первой профессии, некоторые люди периодически меняют свою деятельность по тем или другим причинам (сокращение, переезд, отжила профессия и др. [6].
В основе сценарного теории Эрика Берна лежит сценарий, который формировался в раннем детстве (до 6 лет) под влиянием родителей, и объясняет процесс выбора профессии и поведение по примеру ближайших людей. Решающее влияние при построении профессионального плана имеет эго-состояние ребенка, причем на выбор мальчика влияет Ребенок матери, а на выбор девочки Ребенок отца. Взрослое Я отца дает образцы поведения для мальчика, а Взрослое Я матери для — девочки. Родительские состояния обоих родителей навязывают детям определенное поведение, которое преодолевается антисценарием [3].
Положительным сценарий родителей считается в том случае, если он совпадает со сценарием ребенка, его способностями, жизненными событиями, желаниями, внутренними потребностями. И наоборот, — отрицательным, когда все вышеперечисленные аспекты нивелируются. Особенно деструктивное влияние на карьеру делают такие сценарии:
− жесткие половые установки в воспитании ребенка;
− очередность рождения и наличие братьев и сестер в семье;
− компенсация профессиональных неудач родителей;
− продолжение родительских карьерных целей;
− запрет превышать профессиональные достижения родителей [7].
Анализируя обе позиции по сценарию, трудно согласиться, что жизненный сценарий, даже в положительном проявлении, фатально предопределяет профессиональный выбор личности, он скорее выступает проектом личностного роста вследствие его «обработки» методами психотерапии.
Литература:
- Roe A. The Psychology of Occupations. — N. Y.: Wiley. 1956.
- Адлер, Альфред. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введ. в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. — 212 с.
- Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн. — С. Пб.: Прогресс, 1992. — 400 с.
- Бугерко Я. М. Осмысления как индивидуальный фактор самоопределения человека / Я. М. Бугерко // Психология и общество. Спецвыпуск: материалы международной конференции Социально-психологические измерения профессионального мастерства личности в условиях глобализирующегося мира: научное издание, Тернополь, 16–17 мая 2013 — Тернополь: НИИ Мево, 2013. — С. 43
- Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — С. 43–52.
- Долгих Н П. Психология готовности личности к самоосуществлению: учебное пособие / Н. П. Долгих; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет». — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. — 215 с.
- Климов Е. И. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. — 278 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — С. Пб.: Евразия, 1999. — 478 с.;
- Маслоу А. Психология бытия / Абрахам Маслоу; пер. с англ. О. О. Чистякова; под. общ. ред. С. Н. Иващенко. — М.:Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. — 304 с. — (Серия «Актуальная психология»).;
- Маслоу А. Самоактуализация / Абрахам Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1982. — С.108–117.
- Михайлов, Ф. Т. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5.-С. 110–122.
- Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. — С. Пб.: Питер, 2003. — 224 с.
- Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология: Учеб. пособие для учащихся сред. проф. учеб. заведений. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 382 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд — М.: Наука, 1989. — 456 с.;
- Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.;
- Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни; [пер. с англ.]. — С. Пб., 1997. — 316 с.
- Хрестоматия философских текстов [Текст]: Пособие для студентов филос.-экон. факультетов: (На нем. яз.) / К. Г. Ахметов, В. А. Герман, Э. Э. Мозер, И. Э. Мозер; Каз. гос. ун-т им. С. М. Кирова. — Алма-Ата: [б. и.], 1971. — 261 с.