В статье автор делает обзор исследований, посвященных прикладному анализу поведения и его практическому применению.
Ключевые слова: прикладной анализ поведения, особенности развития, книга, нежелательное поведение.
Несмотря на то, что в нашей стране достаточно долгое время существовал дефицит информации о прикладном бихевиоризме, в настоящее время ситуация начинает меняться, все чаще издаются книги, в которые посвящены изучению и описанию способов и методик поведенческой терапии.
Этой очень важной и актуальной теме посвящены следующие исследования:
Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития [4].
Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Обозначенные принципы применяются в коррекции нежелательного поведения и формировании социально одобряемого поведения. Книга также описывает стратегии и методики обучения навыкам ребенка с особенностями развития: пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, метод блоков, шейпинг.
Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач [5]. Данная книга посвящена проблемам диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Может быть рекомендована для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов в качестве практического пособия
Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС [3].
Данное учебно-методическое пособие может быть использовано большим количеством специалистов, от которых зависит успешность инклюзии учащихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательный процесс.
Шрамм Р., Детский аутизм и АВА: ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. [6] Книга Роберта Шрамма, признанного эксперта поведенческого анализа, — это великолепная возможность узнать об уникальной силе АВА, с помощью которого родители смогут преодолеть сложности в общении и проблемы обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими поведенческими нарушениями.
Книга написана понятным и простым языком, предназначена для родителей, и позволяет овладеть основными инструментами АВА. В книге предлагаются приемы, с помощью которых можно не просто избавиться от нежелательного поведения, но и обучить новым навыкам.
Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [1].
Книга представляет собой прекрасное практическое руководство. Она посвящена преодолению трудностей, с которыми ежедневно сталкивается ребенок с особенностями развития в обыденной жизни. Ее по праву можно назвать учебником для родителей и всех тех, кто воспитывает, обучает «особых» детей, стремится передать им умения и навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни в обществе.
Кухарчук О. В., Рыжкова О. Н. Использование прикладного анализа поведения в работе с аутичными детьми [2].
В статье подробно описывается функциональная направленность нежелательного поведения. Техники и инструментарий работы с поведенческими нарушениями.
Особое внимание заслуживают работы в контексте прикладного анализа поведения зарубежных авторов. В качестве примеров можно привести некоторые из них.
Richard M. Kubina, JR and Kirsten K. L. Yurich. Тренировка совершенства поведения учащихся с аутизмом: руководство для родителей и учителей. [9]
В статье в качестве руководства для родителей и учителей представлена основанная на точном обучении общая модель для тренировки навыка «совершенство». Эта модель может применяться для отработки большого количества навыков. Она также может быть приспособлена под индивидуальность учащихся. В статье разработан и описан тренинг по методике «Совершенство»
R. Douglas Greer и Dolleen-Day Keohane.Развитие вербального поведения у детей [8]. Авторы данной статьи определили отсутствующие у детей вербальные навыков (вербальные операнты более высокого порядка), а затем изучили уже существующий у детей вербальный репертуар, а также тот, которым им требовалось овладеть. Когда дети овладели необходимыми навыками, они смогли начать учить новые операнты и возникающие между ними взаимосвязи. Статья представляет собой рассуждение о связи этих способностей с лингвистическими, нейрофизиологическими, когнитивными и антропологическими гипотезами.
Israel Goldiamond Самопоощрение [7]. В статье речь идет о самопоощрении. Говорится о том, что все типы поощрения всегда предоставляются обусловлено на поведении субъекта. В лабораторных условиях получение поощрения автоматизировано; в условиях школы поощрение предоставляет учитель; и во многих клинических условиях, связанных с самоконтролем, оно также предоставляется независимо от субъекта. Предоставление поощрения предполагает подобную независимость, которая отсутствует в случае самопоощрения. В статье обсуждаются сложности этого процесса для изучения и практической работы и предлагаются альтернативные формулировки.
Таким образом, можно сделать вывод, что прикладной анализ поведения очень сложная многогранная дисциплина. АBA делает лишь первые шаги на территории нашей страны. В основном, он применяется специалистами, работающими с детьми и взрослыми, имеющими расстройства аутистического спектра, хотя его возможности и области применения гораздо шире.
Литература:
- Бейкер, Б. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. / Б. Бейкер, А. Брайтман. — Москва: Тенериф, 2007. — 497 c. — Текст: непосредственный.
- Кухарчук, О. В. Использование прикладного анализа поведения в работе с аутичными детьми / О. В. Кухарчук, О. Н. Рыжкова. — Текст: непосредственный // Социокультурная интеграция и специальное образование Сборник научных статей. Электронное издание. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. — Москва: Издательство «Перо», 2015. — С. 316–320.
- Лич, Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС / Д. Лич. — Москва: Оперант, 2015. — 176 c. — Текст: непосредственный.
- Мелешкевич, О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутического спектра и другими особенностями развития. / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. — Самара: издательский дом «Бахрах-М, 2017. — 208 c. — Текст: непосредственный.
- Романов, А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. / А. А. Романов. — Москва: Плэйт, 2015. — 32 c. — Текст: непосредственный.
- Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. — 208 c. — Текст: непосредственный.
- Israel, Goldiamond Self-perception / Goldiamond Israel. — Текст: электронный // Journal of Applied Behavior Analysis: [сайт]. — URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1312... (дата обращения: 03.06.2020).
- R, Douglas The Evolution of Verbal Behavior in Children / Douglas R. — Текст: электронный // APA PsycNet: [сайт]. — URL: http://psycnet.apa.org/journals/slp/1/2/111.pdf (дата обращения: 03.06.2020).
- Richard, M. K. Developing Behavioral Fluency for Students With Autism A Guide for Parents and Teachers / M. K. Richard. — Текст: электронный // Intervention in School and Clinic: [сайт]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/234754667_Developing_Behavioral_Fluency_for_Students_With_Autism_A_Guide_for_Parents_and_Teachers (дата обращения: 03.06.2020).