В статье освещаются актуальные вопросы, включающие оценку текущего состояния государственного долга Российской Федерации, оценку показателей долговой устойчивости Российской Федерации и их влияние на экономическую безопасность России
Ключевые слова: государственный долг, долговой устойчивость Российской Федерации, показатели долговой устойчивости Российской Федерации,
В мировой и отечественной практике государственный долг не является редкостью, а является совершенно нормальным явлением для любого цивилизованного государства. Практически все страны мира прибегают к внешним и внутренним источникам финансирования для покрытия своих внутригосударственных расходов при недостатке собственных средств. По этой причине государственный долг можно рассматривать как «результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета» [8].
Что касается терминологии российского бюджетного законодательства, то здесь государственному долгу Российской Федерации (далее госдолгу РФ) можно дать трактовку с позиции нормативно-правовой базы, а именно с позиции Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ).
Так, согласно ст. 6 БК РФ, «государственный (муниципальный долг) — это обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием» [1].
Изучая теорию государственного долга РФ и его влияние на экономическую безопасность России, следует ввести такое понятие, как «долговая устойчивость».
Долговая устойчивость есть состояние бюджетной системы, когда долговая нагрузка на бюджет и экономику субъекта не превышает определенных нормативов (пороговых индикативных значений), а осуществляемые субъектом заимствования строятся с учётом оптимальной структуры и максимального использования возможности долговых инструментов.
Долговая устойчивость как определенное состояние подлежит оценке. При этом, согласно ст. 107 БК РФ [1] «Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)», «оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с использованием показателей…». К таким показателям следует относить [1]: 1) показатель «Отношение госдолга к общему объёму доходов бюджета» или «Объём государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) к общему объёму доходов соответствующего бюджета»; 2) показатель «Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета» или «Доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) в общем объёме расходов соответствующего бюджета»; 3) показатель «Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета» или «Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта РФ (муниципального долга), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года»; 4) показатель «Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме долга».
Для того чтобы установить уровень влияния государственного долга РФ (показателей долговой устойчивости) на национальную экономическую безопасность России на практике применяют специальные индикаторы — показатели для оценки и их пороговые значения [9].
Используя статистические материалы, размещенные в открытом доступе на различных официальных сайтах, включая официальные сайты Минфина РФ, и Росстата, а также материалы Федеральных законов о федеральном бюджете на 2018–2020 гг. и плановые периоды, в таблице 1 наглядно продемонстрируем динамику общего объёма государственного долга РФ и динамику его структурных элементов — внешнего и внутреннего долга за период с 2015 по 2018 гг., также ряда относительных показателей [2, 3, 4, 5, 6, 7].
Таблица 1
Динамика государственного долга Российской Федерации иего структурных элементов — внешнего и внутреннего долга в 2015–2018гг.
№ |
Наименование показателя |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
1. |
Общий объём госдолга РФ, млрд. руб. |
10 952 |
11 110 |
11 560 |
12 591 |
1.1 |
в % к ВВП |
13,2 |
12,9 |
12,6 |
12,1 |
2. |
Объём государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб. |
7 308 |
8 004 |
8 689 |
9 176 |
2.1 |
в % к общему объёму госдолга |
66,7 |
72,0 |
75,2 |
72,9 |
2.2 |
в % к ВВП |
8,8 |
9,3 |
9,4 |
8,8 |
3. |
Объём государственного внешнего долга РФ, млрд. руб. |
3 644 |
3 106 |
2 870 |
3 414 |
3.1 |
в % к общему объёму госдолга |
33,3 |
28,0 |
24,8 |
27,1 |
3.2 |
в % к ВВП |
4,4 |
3,6 |
3,2 |
3,3 |
Данные таблицы дают возможность оценить их и сделать ряд выводов.
Так, общий объём государственного долга РФ в рублевом эквиваленте на 1 января 2018 г. (за 2017 г.) составил 11 560 млрд. руб., на 1 января 2019 г. (за 2018 г.) составил 12 591 млрд. руб., увеличившись на 8,9 %, за счёт роста внутреннего долга на 5,6 %, а также за счёт роста внешнего долга в рублёвом эквиваленте на 19,0 %.
За истёкший период с 2015 г. по 2018 г. в структуре госдолга РФ наибольшая доля принадлежала государственному внутреннему долгу РФ и составляла 66,7 %, 72,0 %, 75,2 % и 72,9 %, имея тенденцию роста.
Доле государственного внешнего долга РФ в структуре госдолга РФ принадлежало 33,3 %, 28,0 %, 24,8 % и 27,1 % с тенденцией снижения.
По мнению ряда экспертов-аналитиков на рост внутреннего долга РФ по большей части оказали воздействие введенные против России санкции, когда под запрет попала возможность для иностранных юридических и физических лиц принимать участи в любых операциях с российскими долговыми обязательствами, тем самым, привлекая отечественных инвесторов.
В таблице 2 наглядно продемонстрируем оценку ключевых (базовых) показателей долговой устойчивости РФ для установления уровня долговой устойчивости России.
Таблица 2
Оценка ключевых (базовых) показателей долговой устойчивости РФ для установления уровня долговой устойчивости России (оценка автора)
№ |
Специальный показатель |
Пороговое (допустимое/ недопустимое) значение иуровень долговой устойчивости,% |
2015г.,% |
2016г.,% |
2017г.,% |
2018г.,%. |
||
высокий |
средний |
низкий |
||||||
1. |
Удельный вес (доля) расходов на обслуживание госдолга РФ в общем объёме расходов федерального бюджета (Платежи на обслуживание госдолга / Расходы бюджета) |
менее < 5 |
в пределах 5–8 |
более > 8 |
высокий 3,3 |
высокий 3,8 |
высокий 4,3 |
высокий 4,7 |
2. |
Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание и погашение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Платежи на обслуживание и погашение госдолга / Доходы бюджета) |
не более ≤ 13 |
в пределах 13- 18 |
более > 18 |
высокий 9,3 |
высокий 9,2 |
высокий 9,6 |
высокий 8,0 |
3. |
Отношение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Государственный долг / Доходы бюджета) |
не более ≤ 50 |
в пределах 50–85 |
более > 85 |
низкий 86,6 |
низкий 89,7 |
низкий 94,9 |
низкий 99,8 |
В таблице 3 оценим состояние долговой устойчивости Российской Федерации.
Таблица 3
Оценка показателей долговой устойчивости РФ для установления уровня влияния государственного долга РФ на национальную экономическую безопасность России (оценка автора)
№ |
Специальный показатель |
Пороговое (допустимое/ недопустимое) значение,% |
2015г.,% |
2016г.,% |
2017г.,% |
2018г.,%. |
||
Показатели, включающие общий долг государства — государственный долг |
||||||||
1. |
Отношение госдолга РФ к ВВП (Государственный долг / ВВП) |
< 25–50–60 |
13,2 |
12,9 |
12,6 |
12,1 |
||
2. |
Удельный вес (доля) расходов на обслуживание госдолга РФ в общем объёме расходов федерального бюджета (Платежи на обслуживание госдолга / Расходы бюджета) |
< 5 |
5–8 |
> 8 |
3,3 |
3,8 |
4,3 |
4,7 |
3. |
Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание и погашение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Платежи на обслуживание и погашение госдолга / Доходы бюджета) |
≤ 13 |
13- 18 |
> 18 |
9,3 |
9,2 |
9,6 |
8,0 |
4. |
Отношение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Государственный долг / Доходы бюджета) |
≤ 50 |
50–85 |
> 85 |
86,6 |
89,7 |
94,9 |
99,8 |
Показатели, включающие внутренний долг государства |
||||||||
5. |
Удельный вес (доля) внутреннего долга РФ в общем объёме госдолга РФ (Внутренний долг / Государственный долг) |
> 50 |
66,7 |
72,0 |
75,2 |
72,9 |
||
Показатели, включающие внешний долг государства |
||||||||
6. |
Удельный вес (доля) внешнего долга РФ в общем объёме госдолга РФ (Внутренний долг / Государственный долг) |
≤ 25 |
33,3 |
28,0 |
24,8 |
27,1 |
||
7. |
Отношение внешнего долга РФ к годовому объёму экспорта товаров и услуг (Внешний долг / Экспорт) |
< 220 |
15,2 |
18,4 |
18,3 |
17,6 |
||
8. |
Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание внешнего долга РФ к годовому объёму экспорта товаров и услуг (Платежи по внешнему долгу / Экспорт) |
< 25 |
0,7 |
1,4 |
1,8 |
1,4 |
||
9. |
Объём ВВП, млрд. руб. |
- |
83 094 |
86 014 |
92 101 |
103 876 |
||
10. |
Объём госдолга РФ, млрд. руб. |
- |
10 952 |
11 110 |
11 560 |
12 591 |
||
Данные таблиц дали возможность оценить все показатели и сделать ряд итоговых выводов.
Во-первых, значения большей части показателей долговой устойчивости РФ находились в пределах допустимых пороговых значений.
Во-вторых, значения трёх ключевых (базовых) показателей долговой устойчивости РФ распределись по разным уровням долговой устойчивости России — одновременно высокий и низкий уровни, показав некую угрозу.
В-третьих, исходя из выше указанного, можно сказать, что в настоящее время долговая устойчивость Российской Федерации характеризуются как довольно стабильная. Однако, тенденции и прогнозы на ближайшие перспективы в развитии российской экономики может оказать негативное влияние на долговую устойчивость и экономическую безопасность.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998 г., № 31, ст. 3823.
- Федеральный закон от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. от 29.11.2018 г.) // Российская газета, 08.12.2017 г., № 279.
- Федеральный закон от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в ред. от 02.12.2019 г.) // Российская газета, 05.12.2018 г., № 273.
- Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в ред. от 18.03.2020 г.) // Российская газета, 06.12.2019 г., № 276.
- Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб. / Росстат. — M., 2018.
- Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / Росстат. — M., 2019.
- Финансы России. 2018: Стат.сб./ Росстат. — М., 2018.
- Кочарян Ш. И., Новикова Н. А. Государственный долг Российской Федерации: оценка современного состояния // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 1 (28). С. 462–467.
- Норенков Д. Н. Рост государственного долга как угроза экономической безопасности России // Экономические науки. 2018. № 3. С. 32–40.