Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 1194 раза

Библиографическое описание:

Акматалиева, А. С. Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России / А. С. Акматалиева, Е. В. Харькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71348/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье освещаются актуальные вопросы, включающие оценку текущего состояния государственного долга Российской Федерации, оценку показателей долговой устойчивости Российской Федерации и их влияние на экономическую безопасность России

Ключевые слова: государственный долг, долговой устойчивость Российской Федерации, показатели долговой устойчивости Российской Федерации,

В мировой и отечественной практике государственный долг не является редкостью, а является совершенно нормальным явлением для любого цивилизованного государства. Практически все страны мира прибегают к внешним и внутренним источникам финансирования для покрытия своих внутригосударственных расходов при недостатке собственных средств. По этой причине государственный долг можно рассматривать как «результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета» [8].

Что касается терминологии российского бюджетного законодательства, то здесь государственному долгу Российской Федерации (далее госдолгу РФ) можно дать трактовку с позиции нормативно-правовой базы, а именно с позиции Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ).

Так, согласно ст. 6 БК РФ, «государственный (муниципальный долг) — это обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием» [1].

Изучая теорию государственного долга РФ и его влияние на экономическую безопасность России, следует ввести такое понятие, как «долговая устойчивость».

Долговая устойчивость есть состояние бюджетной системы, когда долговая нагрузка на бюджет и экономику субъекта не превышает определенных нормативов (пороговых индикативных значений), а осуществляемые субъектом заимствования строятся с учётом оптимальной структуры и максимального использования возможности долговых инструментов.

Долговая устойчивость как определенное состояние подлежит оценке. При этом, согласно ст. 107 БК РФ [1] «Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)», «оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с использованием показателей…». К таким показателям следует относить [1]: 1) показатель «Отношение госдолга к общему объёму доходов бюджета» или «Объём государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) к общему объёму доходов соответствующего бюджета»; 2) показатель «Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета» или «Доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ (муниципального долга) в общем объёме расходов соответствующего бюджета»; 3) показатель «Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета» или «Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта РФ (муниципального долга), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года»; 4) показатель «Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме долга».

Для того чтобы установить уровень влияния государственного долга РФ (показателей долговой устойчивости) на национальную экономическую безопасность России на практике применяют специальные индикаторы — показатели для оценки и их пороговые значения [9].

Используя статистические материалы, размещенные в открытом доступе на различных официальных сайтах, включая официальные сайты Минфина РФ, и Росстата, а также материалы Федеральных законов о федеральном бюджете на 2018–2020 гг. и плановые периоды, в таблице 1 наглядно продемонстрируем динамику общего объёма государственного долга РФ и динамику его структурных элементов — внешнего и внутреннего долга за период с 2015 по 2018 гг., также ряда относительных показателей [2, 3, 4, 5, 6, 7].

Таблица 1

Динамика государственного долга Российской Федерации иего структурных элементов — внешнего и внутреннего долга в 2015–2018гг.

Наименование показателя

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

1.

Общий объём госдолга РФ, млрд. руб.

10 952

11 110

11 560

12 591

1.1

в % к ВВП

13,2

12,9

12,6

12,1

2.

Объём государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб.

7 308

8 004

8 689

9 176

2.1

в % к общему объёму госдолга

66,7

72,0

75,2

72,9

2.2

в % к ВВП

8,8

9,3

9,4

8,8

3.

Объём государственного внешнего долга РФ, млрд. руб.

3 644

3 106

2 870

3 414

3.1

в % к общему объёму госдолга

33,3

28,0

24,8

27,1

3.2

в % к ВВП

4,4

3,6

3,2

3,3

Данные таблицы дают возможность оценить их и сделать ряд выводов.

Так, общий объём государственного долга РФ в рублевом эквиваленте на 1 января 2018 г. (за 2017 г.) составил 11 560 млрд. руб., на 1 января 2019 г. (за 2018 г.) составил 12 591 млрд. руб., увеличившись на 8,9 %, за счёт роста внутреннего долга на 5,6 %, а также за счёт роста внешнего долга в рублёвом эквиваленте на 19,0 %.

За истёкший период с 2015 г. по 2018 г. в структуре госдолга РФ наибольшая доля принадлежала государственному внутреннему долгу РФ и составляла 66,7 %, 72,0 %, 75,2 % и 72,9 %, имея тенденцию роста.

Доле государственного внешнего долга РФ в структуре госдолга РФ принадлежало 33,3 %, 28,0 %, 24,8 % и 27,1 % с тенденцией снижения.

По мнению ряда экспертов-аналитиков на рост внутреннего долга РФ по большей части оказали воздействие введенные против России санкции, когда под запрет попала возможность для иностранных юридических и физических лиц принимать участи в любых операциях с российскими долговыми обязательствами, тем самым, привлекая отечественных инвесторов.

В таблице 2 наглядно продемонстрируем оценку ключевых (базовых) показателей долговой устойчивости РФ для установления уровня долговой устойчивости России.

Таблица 2

Оценка ключевых (базовых) показателей долговой устойчивости РФ для установления уровня долговой устойчивости России (оценка автора)

Специальный показатель

Пороговое (допустимое/ недопустимое) значение иуровень долговой устойчивости,%

2015г.,%

2016г.,%

2017г.,%

2018г.,%.

высокий

средний

низкий

1.

Удельный вес (доля) расходов на обслуживание госдолга РФ в общем объёме расходов федерального бюджета (Платежи на обслуживание госдолга / Расходы бюджета)

менее

< 5

в пределах

5–8

более

> 8

высокий

3,3

высокий

3,8

высокий

4,3

высокий

4,7

2.

Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание и погашение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Платежи на обслуживание и погашение госдолга / Доходы бюджета)

не более

≤ 13

в пределах

13-

18

более

> 18

высокий

9,3

высокий

9,2

высокий

9,6

высокий

8,0

3.

Отношение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Государственный долг / Доходы бюджета)

не более

≤ 50

в пределах

50–85

более

> 85

низкий

86,6

низкий

89,7

низкий

94,9

низкий

99,8

В таблице 3 оценим состояние долговой устойчивости Российской Федерации.

Таблица 3

Оценка показателей долговой устойчивости РФ для установления уровня влияния государственного долга РФ на национальную экономическую безопасность России (оценка автора)

Специальный показатель

Пороговое (допустимое/ недопустимое) значение,%

2015г.,%

2016г.,%

2017г.,%

2018г.,%.

Показатели, включающие общий долг государства — государственный долг

1.

Отношение госдолга РФ к ВВП (Государственный долг / ВВП)

< 25–50–60

13,2

12,9

12,6

12,1

2.

Удельный вес (доля) расходов на обслуживание госдолга РФ в общем объёме расходов федерального бюджета (Платежи на обслуживание госдолга / Расходы бюджета)

< 5

5–8

> 8

3,3

3,8

4,3

4,7

3.

Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание и погашение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Платежи на обслуживание и погашение госдолга / Доходы бюджета)

≤ 13

13-

18

> 18

9,3

9,2

9,6

8,0

4.

Отношение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Государственный долг / Доходы бюджета)

≤ 50

50–85

> 85

86,6

89,7

94,9

99,8

Показатели, включающие внутренний долг государства

5.

Удельный вес (доля) внутреннего долга РФ в общем объёме госдолга РФ (Внутренний долг / Государственный долг)

> 50

66,7

72,0

75,2

72,9

Показатели, включающие внешний долг государства

6.

Удельный вес (доля) внешнего долга РФ в общем объёме госдолга РФ (Внутренний долг / Государственный долг)

≤ 25

33,3

28,0

24,8

27,1

7.

Отношение внешнего долга РФ к годовому объёму экспорта товаров и услуг (Внешний долг / Экспорт)

< 220

15,2

18,4

18,3

17,6

8.

Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание внешнего долга РФ к годовому объёму экспорта товаров и услуг (Платежи по внешнему долгу / Экспорт)

< 25

0,7

1,4

1,8

1,4

9.

Объём ВВП, млрд. руб.

-

83 094

86 014

92 101

103 876

10.

Объём госдолга РФ, млрд. руб.

-

10 952

11 110

11 560

12 591

Данные таблиц дали возможность оценить все показатели и сделать ряд итоговых выводов.

Во-первых, значения большей части показателей долговой устойчивости РФ находились в пределах допустимых пороговых значений.

Во-вторых, значения трёх ключевых (базовых) показателей долговой устойчивости РФ распределись по разным уровням долговой устойчивости России — одновременно высокий и низкий уровни, показав некую угрозу.

В-третьих, исходя из выше указанного, можно сказать, что в настоящее время долговая устойчивость Российской Федерации характеризуются как довольно стабильная. Однако, тенденции и прогнозы на ближайшие перспективы в развитии российской экономики может оказать негативное влияние на долговую устойчивость и экономическую безопасность.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998 г., № 31, ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. от 29.11.2018 г.) // Российская газета, 08.12.2017 г., № 279.
  3. Федеральный закон от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в ред. от 02.12.2019 г.) // Российская газета, 05.12.2018 г., № 273.
  4. Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в ред. от 18.03.2020 г.) // Российская газета, 06.12.2019 г., № 276.
  5. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб. / Росстат. — M., 2018.
  6. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб. / Росстат. — M., 2019.
  7. Финансы России. 2018: Стат.сб./ Росстат. — М., 2018.
  8. Кочарян Ш. И., Новикова Н. А. Государственный долг Российской Федерации: оценка современного состояния // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 1 (28). С. 462–467.
  9. Норенков Д. Н. Рост государственного долга как угроза экономической безопасности России // Экономические науки. 2018. № 3. С. 32–40.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, РФ, Государственный долг, долговая устойчивость, федеральный бюджет, долг, долговая устойчивость РФ, Доход бюджета, показатель, удельный вес.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Правовые проблемы определения понятия продовольственной безопасности субъектов РФ и критериев ее достижения

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения

Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации

Ключевые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации и возможные пути их решения

Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона

Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия в современных условиях Казахстана

Современные проблемы и перспективы развития региональных банков в Российской Федерации

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Похожие статьи

Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Правовые проблемы определения понятия продовольственной безопасности субъектов РФ и критериев ее достижения

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения

Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации

Ключевые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации и возможные пути их решения

Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона

Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия в современных условиях Казахстана

Современные проблемы и перспективы развития региональных банков в Российской Федерации

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Задать вопрос