В настоящее время в России согласно официальной статистике живёт 24,3 млн. молодых людей (от 15 до 30 лет), что составляет 16,5 % от общего числа населения [1]. Именно эта категория населения уже в недалёком будущем должна будет заниматься политической и управленческой деятельностью, продолжая естественный процесс по обновлению, омоложению субъектов, занимающихся политикой.
Однако значительная часть исследователей отмечает, что современная российская молодёжь в силу целого ряда причин мало интересуется политикой и проявляет низкий уровень политической активности. На основании этого можно предполагать, что в будущем общество окажется без квалифицированных и опытных участников политического процесса. Очевидно, что в таком случае развитие российского общества может оказаться под угрозой.
На основании сказанного можно сделать вывод об актуальности выбранной темы исследования. Изучение проблем политической активности молодёжи в России необходимо для того, чтобы выработать возможные способы и инструменты, благодаря которым удастся сформировать и повысить интерес к политике среди молодого населения.
В науках социологии и политологии понятие «молодёжь» может рассматриваться по-разному. Так, согласно определению, сформулированному И. М. Ильинским, под молодёжью можно понимать социально-демографическую группу. От других групп молодёжь отличается не только возрастом, но и другими признаками: социальным положением, психологическими свойствами, экономическим и культурным развитием, степенью социализации и т. д. [2] Как правило, исследователи включают в рассматриваемую социальную группу людей в возрасте от 14 до 30 лет [3].
Очевидно, что полноценная политическая жизнь страны невозможна без активного участия молодёжи в политике. Однако такое участие молодёжи имеет свои специфические черты. Дело в том, что политические идеалы и ценности у молодого поколения, как правило, только формируются. Поэтому степень интенсивности участия в политической жизни общества является неравномерной и даже нестабильной. Тем не менее, политическое участие (активность) молодёжи в политике можно наблюдать всегда.
В общем виде политическое участие (активность) — это действия, предпринимаемые членами социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе с целью оказать влияние на процесс формулировки или принятия политических решений, осуществление государственной политики или выбор политических деятелей на любом уровне власти — местном, региональном, общенациональном.
Будучи сложным и многомерным социальном явлением, политическое участие (активность) представляет собой набор приёмов, связанных с оказанием политического влияния на власть любого уровня. При этом необходимо учитывать зависимость его форм и степеней активности от факторов социального, экономического, культурно-исторического, психологического, возрастного и иного характера.
Исследователи выделяют в политической активности молодёжи множество форм и видов. Так, Л. Милбрас выделяют формы участия молодёжи в политической жизни в зависимости от того, насколько активным является субъект участия — представитель молодёжи. По возрастанию активности исследователь выделяют следующие формы [4]:
1) «зрительская активность» — исполнение роли объекта воздействия политических стимулов, голосование и др.;
2) «переходная активность» — общение с представителями власти и лидерами политических партий, посещение собраний, митингов;
3) «гладиаторская активность» — участие в политической компании, исполнение роли активиста политической партии или кандидата на руководящий пост в органы власти или партии.
Ж. Т. Тощенко рассматривает участие молодёжи в политической жизни общества как «особую форму консолидации её групповых интересов, отражающих осознанные особенности собственного социального положения, роли и места в обществе и способ их реализации с использованием власти». При этом исследователь отмечает, что осознание молодыми людьми собственного положения происходит под воздействием политических, экономических и социальных факторов [5].
Исходя из того, насколько осознанно молодёжь проявляет свою активность в политической жизни страны, можно выделить такие виды политической активности молодёжи как «формальное» и «реальное» [6]. В первом случае речь идёт о том, что молодые люди оказываются вовлечены в политику единовременно, в том числе из-за необходимости. Например, голосование на выборах без знания всех кандидатов, их политических идей и программ.
Механизм формирования политической активности молодёжи в современной России состоит преимущественно в роли государства. Оно, определяя приоритеты и направления молодёжной политики, вырабатывает конкретные механизмы, инструменты и методы для расширения возможностей молодого населения принимать участие в политической жизни страны. Не следует игнорировать и роль местной власти, которая также предпринимает попытки консолидировать политически активную молодёжь в рамках общественных объединений.
Однако во многих случаях политическая активность молодёжи, как и всего российского населения, возникает спонтанно, незапланированно. Например, из-за непредвиденных политических, социальных и глобальных событий. С одной стороны, они оказывают сильный эффект вплоть до роста патриотизма среди молодёжи. С другой, эффект является кратковременным и не всегда управляемым. Поэтому, разрабатывая механизм формирования политической активности молодёжи, нельзя полагаться на случайные события — вместо этого нужно создавать долгосрочные и перспективные механизмы.
Причины низкой политической активности российской молодёжи можно разделить на две группы: объективные и субъективные. Первые исходят от особенности молодёжи как социальной группы и заключаются в том, что молодые люди, чей социальный, профессиональный и семейный статус только формируется, уделяют время и тратят силы на образование, работу и т. д., но не на политику. В свою очередь, вторые исходят от отношения молодёжи к текущей политической системе и в общем виде сводятся к тому, что молодое население не верит в свою возможность повлиять на политические решения.
Один из перспективных способов повысить политическую активность российской молодёжи — это правильное использование Интернет-технологий и ресурсов как платформы для взаимодействия молодых субъектов политики. Интернет-сайты и социальные сети могут не просто быть представительством политической партии, а самостоятельной площадкой для обмена политическими мнениями, проведения дискуссий, организационной деятельности и т. п.
Практика многих российских общественных объединений и организаций показывает, что молодёжь охотно стремится реализовать свою идею, инициативу или проект, для чего обращается к Интернет-ресурсам. Поэтому для повышения политической активности российской молодёжи необходимо позиционировать те или иные Интернет-технологии не как средства выражения конкретной политической идеи и тем более пропаганды, а как источника политической информации всякого рода и способа найти единомышленников по тому или иному вопросу.
Литература:
- Российский статистический ежегодник 2019 / Russian statistical yearbook 2019 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_13/Main.htm (дата обращения: 12.05.2020).
- Ильинский И. М. Молодёжь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999. С. 24.
- Чупров В. И. Социология молодежи: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. С. 36.
- Цит. по Беликова Е. А. Политическое участие молодежи: анализ проблем политической активности // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1. С. 58.
- Тощенко Ж. Т. Политическая социология. M.: Юнити-Дата, 2002. С. 112.
- Игнатова Т. В. Политическая активность как основная форма политического участия российской молодежи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 7.