В статье охарактеризованы тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае. Рассматриваются сильные и слабые стороны развития сферы здравоохранения края.
Ключевые слова: бюджет, здравоохранение, медицинская помощь, федеральное финансирование.
Уже в течение четырнадцати лет в Ставропольском крае продолжается реализация национального проекта «Здоровья», а с 2019 г. национального федерального проекта «Здравоохранение» [2], что позволило снизить многие негативные факторы, которые вызваны дефицитом недофинансирования данной сферы в 1990-х гг. Продолжает развиваться первичная медико-санитарная помощь и высокотехнологичные методы лечения. Наблюдается положительная динамика реализации программы формирования здорового образа жизни.
Основные объемы медицинской помощи обеспечиваются в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения. Однако именно это звено перестало выполнят свои функции из-за деградации участковой системы и тотального старения медицинской техники и оборудования. За шесть лет в эту сферу было вложено 950 млн. рублей, закуплено 2,5 тыс. единиц современного оборудования для диагностики различных заболеваний. Предпринятые меры позволили увеличить на четверть посещаемость амбулаторно-поликлинических учреждений Ставропольского края (до 57 тыс. пациентов в смену). Уровень выявляемости заболеваний онкологического, урологического характера, системы кровообращения возрастает в настоящее время на 1 % в год, что связано с высокой оснащенностью лечебно-профилактических учреждений.
Стабилизирована численность и размер оплаты труда медицинского персонала, который имеет первичный контакт с больными. Однако, в настоящее время кадровые проблемы сохраняются, например, высока доля пенсионеров (более 24 %). То есть следует решать проблему укомплектованности медицинских учреждений кадровыми ресурсами выпускниками медицинских ВУЗов. Еще оной проблемой является социальная незащищенность медработников. Те мероприятия, которые планируются на государственном уровне, связанные с введением льгот на оплату коммунальных услуг в сельской местности, выдача единовременного пособия молодым врачам в размере 1 млн.руб., приехавшим туда на работу, способствуют решению данной проблемы и позволят добиться положительного эффекта. Руководителям муниципальных городских округов следует обратить внимание на решение жилищных проблем медицинских работников, чтобы избежать увеличения дефицита кадров сфере здравоохранения [3, с. 141].
За 9 месяцев 2019 г. за счет федерального финансирования были оплачены услуги по оказанию медицинской помощи более чем на 331 млн. руб., что выше показателя 2018 г. на 30 %. За счет этих средств было закуплено медицинское оборудование и лекарственные средства, а также направлены на стимулирующие выплаты врачам.
Одним из важных направлений развития сферы здравоохранения Ставропольского края является квотирование 20 высокотехнологичных видов медицинской помощи (ВПМ) в федеральных клиниках страны. Это операции на открытом сердце, нейрохирургические, онкологические, офтальмологические, хирургические вмешательства высокой степени сложности, экстракорпоральное оплодотворение. Это позволило в 2018–2019 гг. получить высокотехнологичную медицинскую помощь 8874 пациентам.
В федеральной программе оказания ВПМ с 2007 г. участвует Ставропольский краевой клинический центр организации специализированных видов медицинской помощи, которому за счет федерального финансирования выделяются квоты по ортопедии и травматологии, нейрохирургии и сердечно-сосудистой хирургии. За 2019 г. клиническим центром осуществлено 110 оперативных вмешательств.
Финансирование ВМП с 2015 г. было передано в систему ОМС, что позволило краевым учреждениям здравоохранения повысить ее доступность для жителей края. Однако снова возникает проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров. Уже сегодня отдельные центральные клиники предлагают сотрудничество в целевой практической подготовке врачей на собственных базах и это следует больше пользовать.
В Ставропольском крае реализуется программа иммунопрофилактики, в рамках Национального календаря прививок и проекта «Здоровье». В частности, это касается иммунизации детей и взрослых жителей края. Например, в течение последних пяти лет против гепатита «В» 750 тыс. человек. В 2017–2018 гг. по вине федеральных структур возникала неритмичная поставка вакцин, но даже в таких условиях краевая медицина снизила заболеваемость взрослого населения в возрасте до 55 лет в 3 раза, а среди детей — в 7,5 раза.
Важным фактором, используемым для оценки состояния общественного здоровья и раннего выявления заболеваний является дополнительная диспансеризация работающего населения. В крае наработана и эффективно применяется практика организации медосмотров в ходе диспансеризации и охват населения ежегодно составляет порядка 100 % от запланированного. В частности, в текущем году досрочно выполнили план-график лечебно-профилактические учреждения Андроповского, Георгиевского ГО, Грачевского, Минераловодского ГО, Предгорного, Туркменского, Шпаковского районов.
Как показывают результаты медосмотров, практически здоровыми признаются 20–25 % осмотренных, 25–27 % граждан имеют те или иные факторы риска возникновения заболеваний, а у 60 % граждан в результате медосмотров выявляются различные заболевания и им проводят дополнительные обследования и назначают лечение. Безусловным фактом остается то, что часть экономически активного населения не проходят диспансеризацию и ограничивает обращаемость за медицинской помощью [4, с. 454]. Это привело к тому, что у половины трудоспособного населения не своевременно устанавливаются различные патологии, что приводит к инвалидизации и преждевременной смертности.
Сердечно-сосудистая патология лидирует среди причин смертности трудоспособного населения. Для снижения данного негативного фактора в крае успешно реализуется целевая программа, в рамках которой созданы Ставропольский региональный сосудистый центр, первичные сосудистые отделения в Ессентуках, Невинномысске, Пятигорске и Ставрополе. Появление данных медицинских учреждений позволило повысить эффективность оказания специализированой медицинской помощи жителям края без обращения в краевые структуры здравоохранения. За последние два года в сосудистом центре и отделениях оказана своевременная помощь более чем 13 тыс. пациентам с диагнозами инсульта и инфаркта. В ближайшее время планируется создать сосудистые отделения в таких городах края, как Буденновск, Кисловодск и Светлоград.
За последние годы в Ставропольском крае активно развиваются 1 травмоцентр первого уровня, 2 — второго уровня и 5 — третьего уровня, которые имеют возможность оказать первую медицинскую помощь в течение 20 минут после ДТП, благодаря наличию восьми оснащенных необходимым оборудованием реанимобилей. Однако возможности реанимобилей используется не полностью из-за нехватки в штатах травмоцентров третьего уровня анестезиологов-реаниматологов.
Получили развитие и службы крови, которым в рамках федерального финансирования было выделено 186 млн. руб. Эти средства направлены на создание мобильных (выездных) пунктов по заготовке донорской крови, а также на приобретение необходимой техники для создания единой федеральной информационной базы по донорству.
Таким образом, уже сейчас можно отметить и сильные и слабые стороны реализации проекта. Так, к слабым сторонам моно отнести вопрос целевой подготовки медицинских кадров; размещение центров в действующих поликлиниках, которые не обладают достаточными площадями; не все ЛПУ обеспечивают необходимые результаты работы созданных в них центров и др.
В рамках выполнения Федерального закона № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] продолжается перевод здравоохранения с клинических на профилактические рельсы. Продолжает развитие наркологическая служба края в диагностическом и реабилитационном направлении. Были выделены средства из краевого бюджета на ремонт помещения в размере 8,7 млн. руб. под размещение в г Пятигорске реабилитационного наркологического центра. А 20,7 млн.руб. из федерального бюджета были направлены на покупку медицинской техники и оборудования на оснащение краевого клинического наркологического диспансера и реабилитационного наркологического центра.
В рамках реализации федеральных программ в области здравоохранения в Ставропольском крае удалось частично решить проблемы оснащения медучреждений новым оборудованием и автотранспортом. В 2017–2019 гг. федеральное финансирование для этих целей составило более 1,6 млрд. руб. В текущем году планируется прибрести 4845 единиц оборудования и медицинской техники, что практически втрое больше показателей 2019 г.
Таким образом, развитие здравоохранения в Ставропольском крае имеет положительный эффект, однако для дальнейшего его развития необходимы дополнительные ресурсы для вывода отрасли на уровень современных требований.
Литература:
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 20.05.2020).
2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
3. Тимербулатова Л. И. Приоритетные направления государственной политики в сфере здравоохранения // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 140–142. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45887/ (дата обращения: 26.05.2020).
4. Редько А. А. О нерешенных проблемах российского здравоохранения // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. — № 2. — С. 453–456.