В статье рассматривается адаптация к новой социальной роли ученика с доминирующей умственной деятельностью, которая сопровождается рисками для полномерного физиологического обеспечения деятельности организма.
Ключевые слова: хроническая усталость, трудоспособность, производительность труда, школьная жизнь, умственная работа.
В период, когда на фоне мировой экономической и общественно-социальной нестабильности, интенсивно происходят процессы глобализации, урбанизации, компьютеризации, технизации, стремительно растут информационные, нервно-психические нагрузки и перегрузки организма каждого человека. Такая ситуация приводит к появлению новых болезней цивилизации, среди которых особое место по своему распространением занимает хроническая усталость. Это явление постоянно омолаживается, и его симптомы начинают проявляться у детей школьного возраста. Нарушение нормального физиологического функционирования организма у школьников происходит на фоне интенсификации учебного процесса в общеобразовательной школе, непомерных учебных нагрузок и имеет негативную тенденцию к постоянному увеличению. Именно поэтому исследование сущности понятия усталости, которая оказывается у младших школьников в ходе обучения и способов предупреждения ее глубоких проявлений является актуальным.
Анализ многочисленных научных публикаций по проблемам усталости свидетельствует, что пока еще не существует единого толкования этого явления. Известно более ста определений понятия «усталость». Общим для них является акцентирование на таких признаках, как: снижение продуктивности деятельности человека; прямая зависимость уровня трудоспособности от выполняемой работы; временный, восстановительный характер.
Усталость — временное снижение работоспособности в процессе выполнения работы, сопровождается определенными изменениями в организме, является защитной реакцией организма на физические и психические перегрузки.
Учеными выделены субъективные и объективные признаки усталости. К главным субъективным показателям усталости, как своеобразного психического состояния, которое проявляются непосредственно в процессе деятельности, либо по ее завершении относятся: ощущение бессилия, уменьшение способности концентрировать внимание, сознательно ее регулировать; нарушение координации, замедление или ускорение движений; уменьшение остроты зрения, слуха, чувствительности; ухудшение памяти, трудности в припоминании информации; замедление процессов мышления, потеря его гибкости, широты, глубины и критичности; ослабление воли, решительности, выдержки, самоконтроля, отчаяние; потеря интереса к работе.
Безусловно, все эти состояния негативно влияют не только на производительность труда, но и на состояние здоровья. Именно за эту опасность и вред для организма человека усталость воспринимается как разновидность болезни.
Взрослым необходимо постоянно наблюдать за состоянием, в котором находятся младшие школьники во время учебы, так как сами они часто не способны идентифицировать собственную усталость. Любые проявления апатии, ухудшение аппетита, беспокойство во время сна, частые респираторные заболевания, головные боли, рассеянность, плаксивость, неуправляемость, агрессивность, сонливость, ухудшение почерка, результатов обучения могут стать сигналами утомляемости детей ее проявления.
К объективным показателям усталости относятся: результативность, эффективность, трудоемкость, оперативность, качество труда; реально измеряемые изменения в различных физиологических системах и психических функциях. Так, физиологическими показателями развития усталости является артериальное давление, частота пульса, величина энергозатрат, время сенсомоторных реакций, частота дыханий, легочная вентиляция, коэффициент потребление кислорода, сила, подвижность, температура кожи и тому подобное.
Организм младшего школьника, для которого характерны неравномерность, асинхронность фаз развития отдельных органов и функций довольно чувствителен к постоянному утомлению и может реагировать даже несоответствием роста и веса возрастным нормам. Установить точные количественные показатели усталости у детей этого возраста достаточно трудно, поскольку они зависят от многих факторов: специфики деятельности, которая способна активизировать те или иные функциональные системы, отношение индивида к выполняемой работе, типологических особенностей его нервной системы.
Начало школьной жизни ставит перед ребенком задачи занимать новую жизненную позицию и переходить к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Такое изменение образа жизни, социального статуса, постоянная умственная работа, продолжительность уроков требуют от младших школьников значительного психофизического напряжения, с которой не всем удается справиться одинаково успешно.
Исследования показывают, что значительная часть первоклассников имеют относительно низкий уровень психической, физической и интеллектуальной готовности к школьному обучению, что приводит к излишней нервного напряжения, беспокойства, снижение активности, ослабление внимания, мышления, памяти и тому подобное.
Две трети детей, поступающих в школу, имеют недостаточно устойчивое внимание, а четвертая часть из них совершенно не способны к сосредоточению внимания. При этом установлено наличие у трети испытуемых учеников младших классов начальных проявлений хронической усталости, которые с возрастом оказывают сильное негативное воздействие на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников, их абсолютную и относительную общую физическую работоспособность, уровень координационных способностей, силовой и общей выносливости.
Ученые выделяют виды усталости по различным критериям:
– по доминирующими видами деятельности — физическое и умственное;
– по областям распространения — общая и локальная;
– по скорости развития — первичная и вторичная;
– по субъективным ощущениям — скрытая, пролонгированная и непосредственно хроническая усталость.
Выводы. Таким образом, особый интерес вызывает явление умственной усталости, что чаще всего возникает в процессе учебной деятельности младших школьников. Проявления умственного утомления обусловленные особенностями умеренной умственной работы, которая является результатом физиологической деятельности головного мозга и может выполняться достаточно долго, без ощутимых сдвигов в затрате энергии и работе внутренних органов. Во время выполнения учебных задач ученику нет нужды интенсивно использовать мышечную энергию, как это происходит во время физического труда.
Литература:
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.
- Глебова Е. И. Здоровьесберегающая педагогика: истоки и перспективы развития. Екатеринбург, 2005.