В статье рассматривается определение личностных и общественных приоритетов школьного образования в условиях быстро изменяющейся среды.
Ключевые слова: глобализация, жизнедеятельность, образовательное учреждение, профессиональная сфера, ориентация.
Современное общество ориентировано на мировую интеграцию. Этот выбор развития обусловлен историческими, экономическими и социальными факторами. Выбранный путь в направлении цивилизационной модели, делает возможным достижение прогресса во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства. Мировой выбор — это одновременно и движение к стандартам демократии, информационного общества, социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на принципах обеспечения прав и свобод личности. Обеспечить основу для демократического, политического, правового, социального, технологического направления государства, его трансформации в мировой интеграционный процесс как высокоразвитой страны с конкурентоспособной экономикой и стабильной социальной и политической системой, способной решать самые сложные вопросы своего развития, возможно при условии практической реализации задач долгосрочной, широкомасштабной стратегии развития личности и общества. Для этого общество должно создать достаточный потенциал для формирования отношений в социальной, образовательной, научной и экономической сферах.
Интеграция в мировое сообщество меняет все сферы жизни людей и государственных институтов, не обходит она и образовательно-научные отрасли. Глубокие и разнообразные изменения происходят во взаимоотношениях человека и государства, что требует ценностных коррекций в образовательно-воспитательном процессе и к этому готовится педагог, ученик и психолог. Глобализация обостряет конкуренцию между обществами и государствами не только в экономике, но и в других сферах жизнедеятельности народов и стран. Важной предпосылкой прогрессивной интеграции является фундаментальная подготовка молодого поколения к жизнедеятельности в новых условиях.
Оптимистичность личности, ее воспитания, обучения, социализация и адаптация происходит путем настройки межличностных отношений, а также в процессе взаимодействия с социумом и общественными институтами. Одна из основных задач обеспечения развития личности заключается в обустройстве политической, экономической, социальной, гуманитарной, профессиональной сфер жизнедеятельности, а также в исправлении деформаций, возникающих в процессе ее оптимистичности на разных возрастных этапах жизни.
Предпосылкой обеспечения развития личности является содержание учебно-воспитательного процесса. Процесс реформирования основ содержания общего среднего образования в развивающихся странах, находится в прямой зависимости от общественных отношений и направлений развития социально-экономической сферы.
Цель этого процесса обусловлена формированием личностных ценностей учащихся; сохранением и обогащением культурно-исторического наследия; заимствованием лучших наработок человечества на территории цивилизованного мирового сообщества; вхождением в мировое поликультурное и социально-экономическое пространство со своими преимуществами, которые являются составными частями общечеловеческих ценностей мирового уровня и др.
Реструктуризация мировых общественных отношений и социально-экономических процессов обновляет не только содержание образования, но и методы и формы учебно-воспитательных мероприятий. Динамика стран с рыночной экономикой все острее ставит вопрос, чему учить в школе, и какие компетентности приобретает подрастающее поколение после окончания общеобразовательной школы. В условиях образовательной системы приобщение к труду подрастающего поколения обусловлено необходимостью формирования личностных ценностей через восприятие и познания окружающего мира. Поэтому трудовые задания должны иметь содержание, направленное на формирование поведения ребенка, понимание им социальных ценностей, развитие эстетических вкусов и чувств и собственного трудового опыта.
Ученики со временем возьмут на себя обязанности граждан трудового общества и, соответственно их авторитет в этом обществе, их личностный статус будет зависеть от того, насколько они способны участвовать в общественных работах. Сбалансированность в общеобразовательном звене учебно-воспитательных и трудовых мероприятий наиболее продуктивно способствует формированию разновидностей человеческого опыта. Для достижения прогнозируемых результатов педагогом создаются условия, в которых ученик на собственном опыте познает, что такое тяжелая и упорная работа. При этом педагогу предоставляется право на требовательность о том, что тяжелая и упорная работа является органической закономерностью становления личности, его личностных качеств и характеристик. Ученик на собственном опыте должен почувствовать, что такое тяжелое, но посильный труд.
Подготовка учащихся к профессиональной деятельности, их социально-профессиональная ориентация с элементами адаптации в настоящее время является чрезвычайно острой проблемой. Конфронтация в экономике, кризисные явления в духовной жизни мирового сообщества стимулируют тенденции развития трудноразрешимых для молодежи ситуативных задач. У подрастающего поколения растет неуверенность в будущем, в получении профессии, наличия рабочих мест и получение вознаграждения за труд для удовлетворения своих социально-жизненных потребностей.
На современном этапе перед обществом стоит задача успешного преодоления социально-экономических и культурологических проблем ситуативного характера. Их положительное решение связано с формированием высокого уровня профессиональной мобильности, моральной уверенности и устойчивости, максимального использования способностей новых поколений специалистов, личностные качества которых на современном этапе формируются в школе.
Таким образом, социально-профессиональная ориентация учащихся, подготовка их к жизни, трудовой деятельности и построение профессиональной траектории является важной составляющей системы научного управления общественными и социально-экономическими процессами, и одновременно составляющей человеческого воспроизводства социума через социализацию подрастающих поколений. Основополагающими факторами социализации является целенаправленная профессионализация личности и прогнозируемое вхождение в процесс сознательной профессиональной деятельности. Ключевой частью процесса профессионализации является сознательный, самостоятельный, добровольный выбор профессии. Он требует научного познания и осмысления, особенно когда речь идет о мотивах выбора профессии, осуществляемого на соответствующем уровне организации продуктивного педагогического воздействия с целью обеспечения личностного развития каждого ученика.
Литература:
- Писарева Л. И. Опыт реформирования систем образования в зарубежных странах. — М., 2004.
- Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. — М., 2002.