В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.
Ключевые слова: социальная активность, учебно-воспитательная работа, стимул, пространство, деятельностный подход.
На современном этапе одной из важных проблем педагогической науки является формирование социально-активной личности. Развитие социальной активности имеет особое значение для учащихся сельских школ при решении ими проблем жизненного самоопределения, преодолении кризисных ситуаций.
Социальная активность является составной жизненной активности вообще, где понятие активность и взаимодействие являются системообразующими характеристиками. Содержание социальной активности и социального взаимодействия проявляется в единстве потенциального и актуального моментов существования социальной сущности человека, который, в отличие от проявлений социальной пассивности, реализуется в действиях индивида, имеющие характер самодеятельности. Тем самым социальное взаимодействие проявляется в процессах предметной деятельности и общения индивида, неизбежно возникает в процессе совместного развертывания.
Именно в условиях коллективного взаимодействия приобретается культура общения, формируется социальная активность. Поскольку активность ребенка зависит главным образом от его мотивации, необходимо акцентировать внимание учителя на изучении индивидуальных особенностей учащихся, увеличении степени их самостоятельности.
Сегодня едва ли не главной задачей учебно-воспитательного процесса является адаптация юного поколения к системе рыночных отношений, чтобы выпускники не выходили из стен школы только с определенной суммой знаний и равнодушными к избранному делу. В последнее время на первый план начали выдвигать требование реального участия общественности в управлении школой.
Ученики сельских школ с детства находятся под влиянием системы общественно обусловленных связей и отношений. В воспитании детей сельской семьи большое значение имеет живучесть традиций народного воспитания. Поэтому учебно-воспитательный процесс, повышает роль жизненной и социальной компетенции учащихся. Актуализируя общественные связи и отношения, социальная коммуникация образует ту информационную сеть, с помощью которой человек включается в систему общественных отношений.
Общая численность ученического и педагогического коллективов является существенным признаком функционирования школ сельской местности. Организация учебной деятельности учащихся в школе не ограничивается занятиями, поскольку учебный и воспитательный процессы тесно связаны между собой. Ведь особое назначение сельской школы — в воспитательной работе, поскольку школа является не только образовательным учебно-воспитательным учреждением, а центром культурной жизни его жителей, гарантом его стабильного развития. Положительным моментом является то, что создаются благоприятные предпосылки для индивидуализации учебной и воспитательной работы, взаимовлияния учащихся, их активности.
Итак, в школе в любой внеурочной работы привлекают всех учеников, в частности, к участию в различных конкурсах, фестивалях, в полезных делах, в процессе которых приобретается практический опыт гражданского действия. Как следствие, они четко осознают, что реализация творческих замыслов, достижение жизненного успеха обеспечивает собственная активность.
Активное участие ребенка в учебной деятельности является одной из первооснов формирования его социальной активности. Ведь для ребенка процесс обучения является первой социально-нормированной деятельностью, в которую она включается организованно. Таким образом, меняется ее социальная позиция. Раскрывая не только способности, а создавая условия для их постоянного развития, учитель делает процесс обучения с одной стороны — доступным и интересным, а с другой — моделирует его для каждого. Разноуровневая подготовленность школьников в сельской школе требует от педагогов должных усилий, чтобы каждый ученик овладел знания на уровне требований и стандартов образования.
Именно от качества учебного и воспитательного процесса зависит обогащения культурных ценностей как государства в целом, так и определенных ее регионов. Сельская школа должна помочь ученикам в овладении технологиями социальной жизнедеятельности, создать условия для интеграции в социокультурное пространство.
Численность в большинстве сельских школ требует поиска оптимальных вариантов организации внеклассной работы, учитывающие запросы и интересы ребенка. Этому служат разновозрастные предметные и художественные кружки, выставки творческих работ, читательские конференции. Действенность совместной деятельности возрастает, если она вызывает у школьников положительную внутреннюю реакцию (отношение) и стимулирует развитие социальной активности учащихся.
Отметим, что особенности общения школьников каждого возраста объективно отражены в процессе общественной деятельности в коллективе. Основой содержания такой деятельности могут быть праздники, разнообразные конкурсы, дискуссии, деловые, интеллектуальные и ролевые игры, создание проектов, уроки-диспуты, семинары, психологические тренинги. Необходимо стимулировать социальную активность через включение учащихся в социально смоделированные действия с постепенным переходом к реальной деятельности.
Именно через деятельностный подход в образовательном процессе ученик участвует в моделировании явлений общественной жизни, усваивает навыки коммуникации. С этой целью предлагается моделирование проблемных ситуаций, создание индивидуально-групповых программ обучения общению, внедрение факультативов по культуре общения.
Практическая отработка коммуникативных умений происходит во время проведения тренингов. В основе тренинга общения лежит представление об основных принципах развития взаимоотношений учащихся, формирование личностного компонента коммуникативных умений. С помощью специальной методики учеников обучают умению воспринимать точку зрения другого, слушать друг друга и воспринимать разные мнения по решению задачи, вырабатывать собственную позицию, находить свое место в коллективных действиях, моделировать различные ситуации.
Выводы. Впроцессе общественной деятельности ученик приобретает социальный опыт, получает опыт межличностных отношений, усваивает духовные ценности. Критерием качества общественной деятельности учащихся является уровень сформированности у них социальной активности. Способность успешно взаимодействовать с другими позволяет ученику проявлять активность, вызывает социальное становление учащихся сельской школы.
Литература:
- Белова Л. П. Социальная активность сельской школы. — Тюмень. — 2010.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань. — 1996.