В статье идет речь о правовой основе обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В работе делается попытка представить обращение граждан с точки зрения законодательства и с точки зрения исследователей-юристов.
Ключевые слова: обращение граждан, местное самоуправление, принцип всеобщности.
В законодательстве Российской Федерации существуют основания организации общества по принципу установления значимости права, общественно-политического, экономического и разнообразия идеологии, берется во внимание и ответственность страны и общества. Особо ценными признаются права и законные интересы граждан, именно поэтому все ветви власти должны руководствоваться обозначенными целями и задачами.
В Конституции РФ в статье 33 фиксируется, что «граждане Российской Федерации обладают правом обращаться непосредственно, а еще адресовать личные и коллективные обращения в муниципальные органы и органы местного самоуправления» [4]. Это право зафиксировано для того, чтобы обеспечить гражданам защиту прав личности перед государством, кроме того и для того, чтобы помогать гражданам реализовать право на участие в управлении государственными процессами. Данное право считается отображением общепризнанных мировых стандартов и позволяет реализовать в российском законодательстве нормы, которые представлены во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.
Гарантию на возможность гражданам правильно реагировать на действия органов госвласти, определять собственные потребности в построении государственной и общественной жизни представляет право на обращение совместно с другими составляющими законного статуса личности.
Защита прав, свободы и законных интересов людей реализуется через их право на обращение в государственные органы. Так же данное право может быть средством обнаружения проблем и путей их решения при оптимизации деятельности данных организаций.
Через обращение граждан происходит реализация конституционного права граждан: их участие в самоуправлении, обеспечение общественной справедливости, в ненарушении прав и свобод граждан [2].
Исследователь Анюров Ф. Ф. рассматривает процесс обращения с 3-х сторон [2]:
1.с точки зрения личного право, выступающего в качестве составной части правового статуса человека и гражданина;
2.в качестве одной из форм непосредственной демократии;
3.в качестве элемента обратной связи между гражданами и органами государственной власти и местного самоуправления.
Широкий спектр функций обращения граждан неоднократно подчеркивалась и в науке. Так, Гритчина Н. И., подчеркивает, что обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления выполняет несколько значимых функций, а именно обращение это:
1.одна из форм участия граждан в управлении государством;
2.форма участия в решении государственных и общественных дел;
3.инструмент охраны прав граждан и гарантия их защиты;
4.способ восстановления нарушенного права граждан;
5.источник информации для органов и должностных лиц.
Сущность института права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления проявляется в комплексном характере, охватывая широкий спектр правовых возможностей граждан.
Субъекты института обращений подразделяются на две категории лиц. Во-первых, это граждане, правомочные обращаться в органы власти, и,во-вторых, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, обязанные принимать, рассматривать и отвечать на поступившие обращение в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве проблемы многие современные российские ученые выделяют правомочность обращения в государственные органы и органы местного самоуправления помимо граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Обратимся к российскому законодательству с целью разрешения существующих противоречий.
В 3 части статьи 62 Конституции РФ отражен принцип максимального равноправия в правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства с российскими гражданами, таким образом, этот принцип всеобщности является основным в институте обращений. Вместе с тем в статье 33 Конституции РФ отсутствует ограничение на такого вида обращения граждан иностранных граждан и лиц без гражданства.
Основываясь на принципе всеобщности, эксперты приходят к тому, что любые граждане РФ или другой страны обладают правом обращения в РФ лишь, но есть некоторые исключения. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут обращаться лишь с вопросом реформ в государственной власти России.
Н. И. Гритчин замечает, что необходимо внести изменения в статью 33 Конституции РФ: указать, что обращение возможно не только лично, но и обратиться гражданин может через своего представителя по доверенности [3]. Применив эту поправку, можно будет исключить противоречие в 48 статье Конституции РФ, которая гласит о праве на юридическую помощь.
Правовые нормы в России предполагают как возможное, так и должное поведение граждан. Соответственно, у граждан, которые обращаются в государственные органы есть определенные обязанности, которые заключаются в том, что граждане не могут использовать обращения, если они противоречат закону, а также граждане не должны злоупотреблять обращениями. При нарушении данного принципа предусмотрена юридическая ответственность.
Чтобы право на обращение было реализовано успешно, нужен определенный механизм. В случае если не будет этого механизма, то это право, отраженное в Конституции РФ будет ничем не подкреплено.
Кроме того, в 33 ст. Конституции РФ обозначено, что граждане могут обращаться как лично, так и отправлять свои обращения: индивидуальные или коллективные. Таким образом, обращение граждан в государственные органы регламентируется Конституцией РФ, как и в любом вопросе, в вопросе обращений необходимо конкретизировать некоторые моменты, о которых мы говорили ранее.
Литература:
- Липатов, Э. Г. Административное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Юриспруденция» / Э. Г. Липатов, С. Е. Чаннов. — Москва, 2017. — Текст: непосредственный.
- Анюров, Ф. Ф. Понятие, сущность и виды обращений граждан в органы внутренних дел / Ф. Ф. Анюров. — Текст: непосредственный // Труды Академии Управления МВД России. — 2008. — № 2. — С. 26–29.
- Гритчина, Н. И. Особенности субъектного состава лиц, реализующих право на обращение / Н. И. Гритчина. — Текст: непосредственный // Закон и право. — 2013. — № 1. — С. 40–45.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.